Лермонтовская энциклопедия
"ХАДЖИ АБРЕК"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ХАДЖИ АБРЕК"

«ХАДЖИ АБРЕК», первая из опубл. поэм Л. (создана в 1833). Завершает его ранние кавк. романтич. поэмы. Написана в Школе юнкеров. В год производства в офицеры Л. представил поэму преподавателю словесности В. Т. Плаксину, к-рый прочитал её и, «...поднявшись со стула, торжественно произнёс: «Приветствую будущего поэта России!»» (см. в кн.: Воспоминания, 2 изд., 1972, с. 146). Как свидетельствуют А. П. Шан-Гирей и В. П. Бурнашев, передающий воспоминания А. И. Синицына, Л. не собирался печатать поэму, но Н. Д. Юрьев, невзирая на это, отвез ее О. И. Сенковскому, и тот напечатал «Хаджи Абрека» в «БдЧ».

Осн. мотивы поэмы - похищение женщины и кровная месть. Герой мстит князю Бей-Булату за убийство брата, убивая его возлюбленную. По содержанию и стилистич. особенностям поэма близка к своеобразным бытовым повестям, известным в фольклоре черкесов и кабардинцев. Сведения о быте и нравах горцев, об их творчестве Л. мог получить и от родственников - Хастатовых и Шан-Гиреев, и от горцев, учившихся вместе с ним в Школе юнкеров, - Шах-Вали и Мехти-Ассан-Хана. О месте действия поэмы существуют разные мнения: Л. Семенов и М. Хубиев считают, что речь идет о карач. ауле Джемаате (или Джемагате) в Теберде; Б. Гаджиев полагает, что в поэме изображен даг. аул Чиркей.

Гл. герой поэмы - абрек. Это - «...изгой, исключенный из семьи и рода...Абреком делался по преимуществу убийца, от которого отказывался род...По черкесским обычаям, убийца в таком положении должен был уходить из своего рода в горы и другие места и скрываться здесь, ведя жизнь бездомного и безродного бродяги-абрека...» (Леонтович Ф. И., Адаты кавказских горцев..., в. 1, О., 1882, с. 359). Именно таким изображен Хаджи Абрек. Впервые герой-абрек (Аджи) появился у Л. в черновом варианте поэмы «Каллы». В «Хаджи Абреке» герой, сделавшись «кровником» князя, по обычаю отрекается от всех привязанностей и личных радостей, он живет уединенно, готовясь к мщению.

Прообразом лермонт. князя Бей-Булата, по предположению Семенова, мог быть Бей-Булат Таймазов, имя к-рого встречается и в поэме «Измаил-Бей». Реальный Бей-Булат, пользовавшийся известностью на Кавказе, стал «кровником» кумыцкого князя Салат-Гирея, убив его отца. Через десять лет «кровники» встретились в горах, в уединенном месте, и Бей-Булат погиб от руки Салат-Гирея.

Поэма Л. состоит из монологов (рассказ старого лезгина, обращение Хаджи к коню, мольба Леилы о пощаде), диалога (разговор Леилы с Хаджи), описаний (аул Джемат и окружающая его природа, портрет Леилы и ее пляска; ср. с танцем Тамары в «Демоне»). Л. создал ряд контрастных образов и картин: дряхлому и беспомощному старику (отцу Леилы) противопоставлен сильный и решительный Хаджи. В сакле Бей-Булата мрачность зловещего гостя оттеняется беспечностью и резвостью Леилы. Также контрастны картины природы. Поэма изобилует драматич. коллизиями, примыкая по содержанию к «Каллы» и «Аулу Бастунджи». Связана она также с «Мцыри» и «Героем нашего времени» (образ Казбича).

Пушкин, по словам графа А. В. Васильева, знавший о Л. и восхищавшийся его стихами, мог иметь в виду прежде всего «Хаджи Абрека», напечатанного в номере журнала, к-рый сохранился в его б-ке. В конце 1842 в рец. на «Стихотворения М. Лермонтова» В. Г. Белинский отнес «Хаджи Абрека» к числу тех произв. Л., к-рые «...драгоценны для почитателей его таланта, ибо он и на них не мог не наложить печати своего духа, и в них нельзя не увидеть его мощного, крепкого таланта» (VI, 548). В дореволюц. лит-ведении высказывалось мнение о зависимости «Хаджи Абрека» от «Гяура» Дж. Байрона. Однако в поэме сказались лишь некоторые формальные особенности байронич. поэмы как жанра (известная недосказанность в финале и др.).

Хаджи Абрек

Пляска Леилы. Илл. Л. Ф. Лагорио. Сепия. 1890-е гг.

Поэму иллюстрировали: Н. Н. Ге, А. В. Джанаев, К. А. Клементьева, Е. И. Ковригин, Л. Ф. Лагорио, Л. О. Пастернак, С. В. Чехонин. Оперы на сюжет «Хаджи Абрека» написаны А. Г. Рубинштейном (под назв. «Месть», 1852) и С. А. Траилиным (не издана). Хор «Утро в горах» («В горах уж солнце исчезает...») принадлежит А. Ф. Засядько (1914).

Автограф неизв. Впервые - «БдЧ», 1835, т. XI, отд. 1, с. 81-94. Датируется на основании воспоминаний А. М. Меринского (см. в кн.: Воспоминания).

Лит.: [Михайлов М. Л.], Заметка о Л., «Совр.», 1861, № 2, отд. II, с. 331; Потто В., Кавк. война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях, 2 изд., т. 2, в. 1, СПБ, 1887, с. 179; Дюшен (2), с. 85-86; Семенов (5), с. 56-62; Семенов (6), с. 29-30; Ениколопов, с. 48-49, 53-54; Закруткин В., с. 201-03; Попов А. (2), с. 18-20; Семенов Л. П., Мотивы горского фольклора и быта в поэме Л. «Хаджи-Абрек», в кн.: Сб. Ставроп.; Гаджиев Б., Они были в Дагестане, Махачкала, 1963, с. 25-43; Максимов (2), с. 50; Юсуфов Р. Ф., Дагестан и рус. лит-ра конца XVIII и первой пол. XIX в., М., 1964, с. 199-200; Хубиев М. А., Из истории аула Джамагат, воспетого М. Ю. Л. в поэме «Хаджи Абрек», в кн.: VI конф. (Ставроп.); Виноградов Б. С., Кавказ в рус. лит-ре 30-х годов XIX в., Грозный. 1966, с. 122-24; Пейсахович (2), с. 85.

В начало словаря

© 2000- NIV