Лермонтовская энциклопедия
"БОЯРИН ОРША"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"БОЯРИН ОРША"

«БОЯРИН ОРША», романтич. поэма Л. (1835-36). На ее связь с байронич. традицией указывают эпиграфы из «Паризины» (к 1-й гл.) и «Гяура» (ко 2-й и 3-й гл.) Дж. Байрона; в окончат. текст они не вошли. Действие относится к царствованию Ивана Грозного к событиям Ливонской войны (1558-83). Описанная в поэме битва, в к-рой гибнет один из героев, по-видимому, произошла на реках Улле и Орше. Подробное описание этого сражения Л. мог найти в «Истории российской» М. М. Щербатова, а также в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В центре поэмы - столкновение властолюбивого тирана Орши и бунтаря-вольнолюбца Арсения.

Поэма относится к переломному времени в развитии Л. По теме и стихотв. размеру она связана с юношеской «Исповедью», из к-рой взят ряд стихов. В «Боярине Орше» - объективное повествование, где исповедь героя занимает лишь ограниченное место; единодержавие героя, характерное для юношеских поэм, здесь преодолевается. Рядом с Арсением действует второй герой, именем к-рого названа поэма. Автор стремится вскрыть некую сложность, противоречивость характеров, придать каждому из двух враждующих героев положит. и отрицат. черты. Тиран Орша, напр., доблестно сражается против врагов родины. Сложность образа Арсения - результат размышлений Л. о способах достижения свободы и счастья.

В борьбе за свои права Арсений переступает границы нравственного. Л. не одобряет индивидуальный протест, если он переходит в индивидуализм. Процесс объективации формы (драматизация поэмы, ее полифоничность) совпадает с объективным рассмотрением поступков протестующего героя. Финал свидетельствует не только об осуждении пути, избранного Арсением, но и о сложности, трагичности борьбы за права личности. Тема личного протеста в «Боярине Орше» осмысляется социально и связывается с темой родины. В «Исповеди» угнетение личности объяснялось «монастырским законом», идущим вразрез с «законом сердца». В «Боярине Орше» на личность, помимо церкви, обрушивается находящаяся в союзе с нею феод. власть.

Боярин Орша

«Предстал пред бледною четой». Илл. Н. И. Фешина. Тушь, перо.

В отличие от ранних поэм, в «Боярине Орше», как и в созданной почти одновременно поэме «Сашка», Л. подходит к поэтич. овладению конкретным, вещным миром; он передает детали, изображает действительность живописно и красочно. Характерно обращение к фольклорному материалу. Сказка о любви к боярской дочери, к-рую рассказывает Орше Сокол, является не только пружиной развития действия, но и фольклорной моделью сюжета поэмы (близкие по содержанию песни см. в кн.: Великорусские народные песни. Изданы А. И. Соболевским, т. 1, СПБ, 1895, с. 34-47).

«Боярин Орша» тесно связан с последующими поэмами Л. - «Песней про...купца Калашникова» и «Мцыри», куда включены нек-рые стихи из «Боярина Орши». В. Г. Белинский высоко оценил поэму. «Сейчас упился я «Оршею», - писал он в 1842. - Есть места убийственно хорошие, а тон целого - страшное дикое наслаждение» (XII, 111). Несмотря на недостатки поэмы (произв. «...не только слегка начерченное, но даже детское, где большею частию ложны и нравы и костюмы...»), критик считал ее «...выше, драгоценнее многих зрелых и художественно выполненных поэм» (VI, 257, 548).

Поэму иллюстрировали: В. П. Белкин, А. М. Волков, З. Зузе, С. В. Иванов, А. Д. Кившенко, М. П. Клодт, В. И. Комаров, В. В. Лермонтов, В. Я. Суреньянц, Н. И. Фешин, Е. Я. Хигер и др. На сюжет поэмы написаны оперы - Н. С. Кротковым (1898), К. Д. Агреневым-Славянским (1910), В. Н. Кашперовым и Г. Я. Фистулари (последние две не поставлены). В 1909 фирма А. Ханжонкова выпустила ф. «Боярин Орша».

Автографы - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 1, лл. 2-12 об.; ГИМ, ф. 445, № 227а (тетр. Чертковской б-ки), л. 61 об. (стихи 420-33); ИРЛИ, оп. I, № 45, лл. 10-10 об. (стихи 747-815 и отрывок, не вошедший в окончат. текст). Авторизов. копия - ИРЛИ, тетрадь XII; стихи 444-449 Л. в неё не включил по цензурным соображениям. На последнем листе рукою А. А. Краевского поставлена дата: «1836». Впервые - «ОЗ», 1842, т. 23, № 7, отд. 1, с. 1-24, с цензурными пропусками. По свидетельству Краевского (примеч. к первой публ.), поэма «...написана была еще в 1835-м году... Впоследствии... он оставил намерение печатать ее, и даже, взяв из неё целые тирады, преимущественно из II-й главы, включил их в новую свою поэму «Мцыри»... Рукопись поэмы, данная мне автором, ещё в 1837-м году и едва ли не единственная, хранилась у меня до сих пор вместе с другими оставленными им пьесами» («ОЗ», 1842, т. 23, [№ 7], отд. I, с. 1-2).

Лит.: Белинский, т. 6, с. 257, 373, 415, 533, 548; т. 7, с. 37, 625; т. 8, с. 340; т. 12, с. 85, 111, 115; Дюшен (2), с. 19-21, 33-34, 37, 89, 91-92, 104, 107, 136-37; Бем, с. 271-73, 281-84, 288-89; Дурылин (1), с. 65-71; Дурылин (5), с. 178-79, 225; Гинзбург (1), с. 47, 57, 119; Нольман, с. 486-89; Закруткин В. А., с. 204-07; Штокмар, с. 275; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 592; Иванова Т. (2), с. 291-295; Эйхенбаум (12), с. 87-88; Меднис Н., Датировка поэмы М. Ю. Л. «Боярин Орша», в кн.: Тезисы докладов XV науч. студенч. конференции, Г., 1962, с. 14-15; Максимов (2), с. 74-75; Водовозов, с. 23-25; Вацуро (5), с. 224.

В начало словаря

© 2000- NIV