Лермонтовская энциклопедия
РУКОПИСИ ЛЕРМОНТОВА

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РУКОПИСИ ЛЕРМОНТОВА

РУКОПИСИ Лермонтова, автографы произведений, писем, заметок, надписей и документов, авторизованные копии, а также др. рукописные материалы, в основе к-рых подлинный текст Л., - неоценимый источник знаний о худож. мире писателя, документально запечатленный момент его творч. биографии. Короткая и бурная жизнь Л. протекала не в кабинетных условиях: записи, делавшиеся на случайных листах, в суете гор. быта, полковой службы, на перепутьях воен. дорог, часто не сохранялись. Неизвестны доныне ок. 100 автографов стихотворений Л. (прибл. четвертая часть их общего числа), среди них: «Нищий», «Умирающий гладиатор», «Бородино», «Ветка Палестины», «Дары Терека», «Воздушный корабль», «Завещание», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Прощай, немытая Россия», частично «Смерть поэта» и др. Из поэм утрачены автографы полного текста «Сашки», а также автографы «Моряка», «Хаджи Абрека», «Монго», «Песни про...купца Калашникова», «Тамбовской казначейши», последней ред. «Демона». Погибли многие письма, к-рые Л. посылал с Кавказа моск. и петерб. друзьям [см. Мануйлов (2)].

Автографы наряду с последними прижизненными изданиями важны как наиболее авторитетный источник текста. Лишь немногие произв. Л. печатались при его жизни (в журн. «ОЗ», «Москвитянин», в альманахах, а также в отд. изд.: «Стихотворения М. Лермонтова», 1840; «Герой нашего времени», 1840 и 1841). В большинстве случаев именно автографы и авторизов. копии служили и служат доныне осн. источником текста в собр. соч. поэта; речь идет гл. обр. о юношеских стихах и поэмах, драмах «Испанцы», «Menschen und Leidenschaften», «Странный человек», о незаконч. романах «Вадим», «Княгиня Лиговская», не предназначавшихся автором для печати. Ученич. рабочие тетради, сохранившие порой лишь черновой текст и следы работы поэта над словом и стихом, стали источником текста (по «верхнему» слою правки) для мн. произв. 1828-32. Тем более это относится к тем тетрадям (напр., тетр. XX в ИРЛИ), к-рые, по всей видимости, составлялись как первое «избранное» поэта. Туда переписывались писцом под определенными номерами нек-рые стихи из др. рабочих тетрадей, текст этот просматривался и исправлялся автором. В качестве авторизов. копии он и служит осн. источником текста для мн. стих. 1830-32.

Своеобразный образец «избранного» представляет собой лирика Л. в лит. альбоме (Livre de Poésies) А. М. Верещагиной. Здесь рукой поэта записан беловой текст 8 стих.: «Звезда» («Вверху одна»), «К***» («Когда к тебе молвы рассказ»), «Ангел», «К*...» («У ног других не забывал»), «К:» («Я не люблю тебя; страстей»), «К.» («Зови надежду сновиденьем»), «Отворите мне темницу» («Желанье»), «По произволу чудной власти» («Челнок») - в редакциях, отличающихся от др. известных вариантов этих стихотворений и позволяющих судить об избирательных критериях автора; поэт запечатлел предпочтительный для него вариант текста в альбоме, назначение к-рого сохранить в памяти лучшие образцы стихов тех лет (название альбома «Souvenir»). Этот текст в ряде случаев и стал основным в собр. соч. Л.

При отсутствии автографов и прижизненных публикаций источником текста в изданиях Л. становятся копии, снятые разными лицами с автографа при жизни поэта или посмертно. Таковы копии из собр. А. А. Краевского, копии В. Х. Хохрякова, П. И. Бартенева, П. А. Висковатого и др. (стих. «Поле Бородина», «Крест на скале», «Юнкерская молитва», «Прощай, немытая Россия» и др.). По автографам, авторизов. копиям и др. источникам уточняется текст при подготовке науч. изданий. Впервые попытка напечатать тексты произв. Л. с учетом разных редакций, а также дать первые сведения о рукописях Л. была сделана Д. И. Абрамовичем (1913), но методологически эта работа была еще несовершенной.

В советские годы первой обстоят. работой в области изучения лермонт. текстов было 5-томное Полн. собр. соч. Л. под ред. Б. Эйхенбаума (1935-37). В этом издании представлен критически выверенный и, как правило, точно воспроизведенный текст, сопровожденный справочным аппаратом. В издании осуществлен принцип выборочной подачи вариантов, не всегда отражающий наиболее важные этапы творч. работы Л. В более полном объеме - в соответствии с требованиями совр. текстологии - работа по критич. установлению лермонт. текста осуществлена в первом советском академич. собр. соч. Л. в 6 томах (ЛАБ) под ред. Н. Бельчикова, Б. Городецкого, Б. Томашевского (1954-57) и на его основе - в «малом» академич. изд. (ЛАМ) в 4 томах (1958-59). В 6-томном изд. впервые представлен полный свод черновых редакций и вариантов текста в системе, отражающей последовательные слои творч. работы писателя. Новое критич. изучение Р. привело к исправлению традиц. текста в поэмах «Корсар», «Ангел смерти», «Сашка», стих. «Смерть поэта», романе «Вадим» и др. Обращение к черновому автографу позволило устранить ошибки, имевшие место в прижизненном изд. «Героя нашего времени» (напр., нарушение хронологии в датах «журнала Печорина», приводившее к смысловым противоречиям). В ходе изучения Р. драмы «Маскарад» удалось установить текст трехактной редакции - одного из существ. звеньев в подготовке окончат. редакции (по писарской копии с правкой рукой С. А. Раевского). По черновым автографам Л. были разобраны мн. ранее непрочтенные места, напр. почти полностью устранены пробелы в чтении полустершихся текстов в записной книжке Л., подаренной В. Ф. Одоевским.

Р. позволяют проникнуть в худож. мир Л., открывая пути для наблюдений над динамикой почерка, манерой писателя фиксировать свою мысль (планы и наброски, пометки о времени, месте создания стих., о его адресате, записи типа «вздор», «это мечта», подзаголовки в виде позднейших приписок); над характером правки (тенденция к сокращению текста, ритмич., лексич. поиски, падающий с годами интерес к звуковой симметрии, полной рифме, усложнение звуковой гармонизации стиха и прозы); над особенностью рисунков, к-рыми изобилуют рукописи Л., отражая, как и у Пушкина, творч. мысль и настроение автора (напр., на обложке тетради с автографом «Вадима», на полях чернового автографа «Сашки» и др.); над природой «самоповторений» у Л. и т.д. В ряде случаев изучение Р. помогает установить авторство Л., уточнить датировку (напр., группы стих. 1832, ошибочно относимых ранее к 1830, поэмы «Сашка», стих. «Памяти А. И. Одоевского»). Иногда чтение одной буквы способно повлиять на интерпретацию целого текста или даже группы текстов (ср., напр., спор между И. Андрониковым и Е. Люфановым о «Загадке Н. Ф. И.»; см. "ЛГ", 1973, 7 марта). В результате сопоставления мн. прижизненных списков стих. «Смерть поэта» с текстом копии, приложенной к «Делу о непозволительных стихах...» (1837), и первыми его публикациями восстановлено чтение стиха 66 («Есть грозный суд: он ждет»).

Черновые рабочие Р. содержат лучшее опровержение легенды о «непрофессиональности» поэта-гусара, к-рый «почитал себя ни чем иным, как любителем» (Соллогуб В., Воспоминания, 1931, с. 37). Версия проникла в лит-ру; напр., в кн. С. Дурылина «Как работал Лермонтов» (1934) говорится: «До сих пор основным делом его жизни было дворянское дело военной службы в Петербурге и на Кавказе и только междуделием - его писательство». Лермонтов остался совершенно чужд текущей «черной работе» литератора (с. 5, 127). Одни только ученич. рабочие тетради Л. наглядно опровергают это мнение. День за днем, иногда с обозначением дат записи, в эти тетради вносились тексты стихов, поэм, драм, а также творч. наброски, планы, памятные заметки, записи нар. песен и т.д. Регулярность записей и явная экспериментальность лит. опытов, вариантность текстов, многообразие «испытываемых» жанров особенно очевидны в 1828-32, в период учения Л. в Пансионе и в ун-те, во время учебных вакаций (четыре лета в Середникове), а также в первое время после переезда в Петербург и поступления в Школу юнкеров. Таких «регулярных» тетрадей сохранилось 16 (из собр. Краевского). Об интенсивности работы поэта в 1828-1832 свидетельствует подсчет: за это время создано произв., имеющих одну редакцию - 34,5%, две ред. - 51,2%, три ред. - 11,9%, четыре - 1,61% и пять - 0,8%. Сохранились и более поздние тетради (всего - 23) с автографами романа «Вадим» (заглавие позднейшее), поэм «Боярин Орша» (авторизов. копия), «Сказка для детей», «Мцыри» и др. Тетради охватывают более 10 лет интенсивного труда и представляют собой по сути творч. биографию поэта.

Через всю жизнь Л. проходит отраженная в восьми редакциях упорная работа над поэмой «Демон». Изучение рукописных материалов (автографы, копии, списки первых печатных изданий с поправками по автографу) составляет гл. звено в историко-лит. комментарии к поэме; на этом основана долго не поддававшаяся уточнению датировка ее окончат. ред. (не позднее февр. 1839), установленная в результате кропотливого изучения вопроса об источнике текста, к-рое предпринял Э. Найдич. История Р. драмы «Маскарад» и связанных с ней цензурных мытарств продолжает изучаться до наст. времени. Перед нами пример борьбы поэта за публикацию произв., к-рое осознавалось им как одно из наиболее зрелых и поэтому достойных сцены. Не менее сложна творч. история «Героя нашего времени». Тщательное изучение Р. позволило понять нек-рые особенности творч. процесса Л.: важное место в нем занимает компоновка материала, определение места каждого худож. элемента - отд. новелл (способ циклизации), образа в целом, отд. образной детали и даже отд. слова. Творч. история «Героя...» также демонстрирует ошибочность мнения, будто Л. писал сразу набело, без предварит. вариантов; работа над текстом романа, очевидно, проходила в три этапа - первонач. наброски чернового характера, затем две беловые редакции (последняя закончена к концу 1839).

Сравнит. изучение рукописей Пушкина и Л. привело к ряду заключений о психологии лермонт. творчества (подготовит. период, роль доминантных идей, мотивов, их движение и т.д.).

Процесс собирания рукописей Л. был начат еще при жизни поэта Краевским и др. современниками. На протяжении 19 в. осуществлялись публикации по автографам - Краевским в «ОЗ» (1841, 1842, 1843); А. Н. Афанасьевым, П. А. Ефремовым, М. П. Полуденским, С. А. Рачинским в «Библиографич. записках» (1858,

1859, 1861); С. С. Дудышкиным в «ОЗ» (1859); Ефремовым, Висковатым в «Рус. мысли» (1881, 1882, 1883, 1884); И. М. Болдаковым в «Саратовском справочном листке» (1875, 1876).

В послереволюц. годы обнаружены тексты стих. Л.: <А. А. Углицкой)> (публ. Б. Модзалевского в альм. «Радуга», 1922); «Никто моим словам не внемлет», «Мое грядущее в тумане» (публ. Н. Пахомова, ЛН, т. 19-21, 1935); два альбомных стих., посв. Н. Ф. Ивановой и Д. Ф. Ивановой (публ. И. Андроникова, «ЛГ», 1939, 15 окт.); 9 стих. и поэма «Литвинка» в составе «Казанской тетради» Л. (публ. Б. Эйхенбаума, ЛН, т. 45-46, 1948); эпиграммы на Булгарина и некоего «Маккавея» (публ. Э. Найдича, ЛН, т. 58, 1952); <А. А. Олениной> (публ. А. Михайловой, ЛАБ, т. 1, 1954); 8 стих. в альбоме А. М. Верещагиной, хранящемся в Колумбийском ун-те (публ. Т. Головановой по фотокопиям, ЛАМ, т. 1, 1958); стих. «Послание» («Катерина, Катерина»), «Баллада»; запись рукой Л. «стихотворного» отклика на смерть Пушкина негра Ахилла из альбома Верещагиной, хранящегося в ФРГ (публ. И. Андроникова, Записки отдела рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, в. 26, 1963); стихотв. экспромт в письме Л. к Е. А. Верещагиной (там же).

Наиболее значит. часть рукописных текстов Л. сосредоточена в отделе рукописей ИРЛИ. Ее ядро составляет собр. Краевского, пожертвованное в 1900 Лермонт. музею Николаевского кавалерийского училища, а в 1917 переданное в ИРЛИ. Первое описание этого собрания дал в 1883 А. Бильдерлинг, первое науч. описание - Л. Модзалевский в 1950. В состав лермонт. фонда ИРЛИ ныне входят упомянутые выше черновые и беловые тетради Л., содержащие тексты стихов, поэм, драм, заметок, прозаич. отрывков и планов 1828-32. В архиве собраны альбомы П. А. Бартеневой, А. Д. Баратынской-Абамелек, Н. И. Поливанова, А. О. Смирновой, А. А. Углицкой-Альбрехт, Н. С. Шеншина, З. И. Юсуповой-Шове с автографами Л., 10 писем Л. к разным лицам, офиц. документы о службе, дуэлях и смерти поэта, материалы судебного следствия по «Делу о непозволительных стихах...» с автографом стих. «Смерть поэта» (последние 16 стихов - в копии).

Богатым собранием автографов Л. располагает также рукописный отдел Гос. публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Архив Л. создавался усилиями сотрудников б-ки, друзей и знакомых Л. - В. Ф. Одоевского, А. Н. Оленина, родственника поэта А. П. Шан-Гирея, биографа В. Х. Хохрякова, редакторов его соч. Висковатого, Болдакова, Д. Абрамовича, коллекционеров М. П. Погодина, И. А. Панафутина и др. Рукописи Л., хранящиеся в ГПБ, описаны А. Михайловой (1941), рисунки Л. (ГПБ) - Н. Пахомовым (1948), история собирания и изучения лермонт. наследия (ГПБ) - Р. Заборовой (1973). Среди наиболее значительных рукописей Л. в ГПБ - записная книжка, подаренная поэту В. Ф. Одоевским и содержащая автографы его последних стихов; альбом 1840-41, включающий стих. «Любовь мертвеца», «Последнее новоселье», «Сосна», предисл. к «Герою...», план повести «У графа В*** был музыкальный вечер...», рисунки, беловой автограф «Смерти поэта» (без 16 стихов), экспромт <А. А. Олениной>, эпиграммы 1837; соч. «Панорама Москвы», ранние ред. поэм «Черкесы», «Боярин Орша», «Демон» (с датой 8 сент. 1838), драмы «Menschen und Leidenschaften», романов «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени» («Максим Максимыч», «Фаталист», «Княжна Мери») под заглавием «Один из героев начала века»; ред. «Тамани» рукой А. П. Шан-Гирея с поправками Л.; учебные тетради Л. 1829, записи лекций в Школе юнкеров с черновыми отрывками из поэмы «Сашка» и стих. «Когда надежде недоступный»; публикацию «Сашки» с рукописными вариантами и дополнениями по утрач. источникам, 18 писем Л. разным лицам (в письмах к М. А. Лопухиной автографы стих. «Парус», «Он был рожден для счастья», «Что толку жить»).

Автографы Л. имеются также в Отделе рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина (Москва): тетрадь А. С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова (со стих. 1829: «К П...ну», «К Д...ву», «Портреты»), «Ангел», «Валерик», «Спор», «Когда волнуется желтеющая нива», «Люблю я цепи синих гор», «Черны очи», «Когда твой друг с пророческой тоскою», поэмы «Преступник», «Две невольницы», письмо Л. к М. А. Шан-Гирей. В Гос. Историч. музее (Москва) хранится т. н. тетрадь Чертковской б-ки, к-рая содержит «собственноручные бумаги Лермонтова» (надпись на переплете), находившаяся у А. П. Шан-Гирея. В этой тетради - автографы и копии стихов, написанных в 1834-37, черновые наброски к поэме «Тамбовская казначейша», поэма «Беглец». Там же хранится альбом М. П. Полуденского с автографом стих., посв. А. О. Смирновой. Альбомы с автографами Л. имеются в ЦГАЛИ (Москва): альбом П. А. Вяземского с автографом стих. «Мы ждем тебя, спеши, Бухаров» и альбом С. А. Рачинского с автографами стих. «Смерть поэта» (черновик первой части), «Посреди небесных тел», «И скучно и грустно», «Портрет». В Центр. гос. историч. архиве (Ленинград) хранится список т. н. «придворной» ред. «Демона».

См. также Издания Лермонтова, Творческий процесс Лермонтова.

Лит.: Дудышкин (1); [Бильдерлинг А.], Лермонт. музей в Петербурге в Николаевском кавалерийском училище, СПБ, 1883; Висковатый; Абрамович Д. И., Рукописи Л., в кн.: Соч. Л. под ред. Абрамовича, т. 5, с. 26-42; Автографы и рисунки М. Ю. Л., находящиеся в Отделе рукописей ГПБ, в кн.: Сб. Соцэкгиза, с. 23-85; Андроников И. Л., Лермонт. реликвии за океаном, «Иностр. лит-ра», 1964, № 10, с. 267-72; его же, Неизвестные рисунки Л., «ЛГ», 1975, 8 окт.; Андроников (13), с. 124-52, 195-253, 258-63 и др.; Розанов И. (3), с. 68; Пахомов (3); Эйхенбаум (10); Найдич (2); Найдич (7); Модзалевский Л. Б., Автографы М. Ю. Л. (Краткое описание), в кн.: Описание ИРЛИ, с. 7-29; Докусов (2); Семинарий, с. 165-71; Голованова Т. П., Стихотворения 1828-1841, в кн.: ЛАМ, т. 1, 1961, с. 599-610, 2 изд., т. 1, 1979, с. 531-41; ее же, Б. В. Томашевский как редактор академич. издания соч. М. Ю. Л., в кн.: Сб. Ставроп., с. 307-12; Голованова (4); Гладыш И. А., Динесман Т. Г., Архив А. М. Верещагиной, в кн.: Записки отдела рукописей ГБЛ, в. 26, М., 1963; Обручев; Удодов (2), с. 132-63, 482-509; Назарова (4); Michailoff H., The Wereschagina Albums, «Russian Literature Triquarterly», 1975, p. 363-80.

В начало словаря

© 2000- NIV