Ћермонтовска€ энциклопеди€
—татьи на букву "¬" (часть 2, "¬»≈"-"¬я«")

¬ начало словар€

ѕо первой букве
0-9 A-Z ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я
ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

—татьи на букву "¬" (часть 2, "¬»≈"-"¬я«")

¬»≈Ћ№√ќ–— јя —. ћ.

¬»≈Ћ№√ќ–— јя —. ћ., см. —оллогуб —. ћ.

¬»≈Ћ№√ќ–— »≈

¬»≈Ћ№√ќ–— »≈, петерб. семейство, близкое ко двору, знакомые Ћ. ¬ доме ¬. бывали мн. выдающиес€ музыканты, композиторы, литераторы. «накомство Ћ. с ¬. относитс€, очевидно, к 1838, когда они жили в доме  утузова на ћихайловской пл. (ныне пл. »скусств). ¬печатлени€ от муз. вечеров в доме ¬. нашли отражение в повести Ћ. «Ўтосс» («” графа ¬.... был музыкальный вечер»). ћихаил ёрьевич (1788-1856), граф, муз. де€тель, композитор и меценат, гофмейстер двора; организатор и вдохновитель домашних муз. вечеров, близкий к ј. —. ѕушкину и его окружению. ѕо свидетельству ¬. ј. ∆уковского, в 1839 он и ¬. вдвоем читали лермонт. «ƒемона». »звестны романсы ¬. на слова Ћ.: «–оманс Ќины» (из драмы «ћаскарад», —ѕЅ, 1844), «ќтчего?» («ћне грустно», —ѕЅ, 1851), «“учи» (ћуз. сб. в пам€ть ј. ≈. ¬арламова, —ѕЅ, 1851). ѕортрет ¬. (миниатюра) работы –окштул€ (1818) - в изд. –ус. портреты, т. 4, в. 3, є 118. Ћуиза  арловна (1791-1853), графин€ (урожд. принцесса Ѕирон), жена ћихаила ёрьевича. ¬ письме к ј. ». “ургеневу, извеща€ адресата о смерти Ћ., она писала: «¬ нем мы лишились многообещающего поэта, странна€ судьба наших даровитых молодых людей...» [√ерштейн (8), с. 127]. ѕортрет (масло) работы  . –ейхел€ (1816) - в изд.: –ус. портреты, т. 4, в. 3, є 34. ћатвей ёрьевич (1794-1866), граф, виолончелист и муз. де€тель, шталмейстер двора. Ѕрат ћихаила ёрьевича, посто€нный участник домашних концертов. ѕортрет (масло) работы  . Ѕрюллова (1828) хранитс€ в √ос. худож. музее Ѕ——– в ћинске (см. в кн.: јцаркина Ё.,  . ѕ. Ѕрюллов. ∆изнь и творчество, ћ., 1963, с. 334).

Ћит.: «[отов] –., ћузыкальные новости, «—ев. пчела», 1850, 28 марта, с. 273; јронсон ћ., –ейсер —., Ћит. кружки и салоны, Ћ., 1929, с. 193-96; —оллогуб ¬. ј., ¬оспоминани€, ћ. - Ћ., [1931], с. 293-97; яцевич ј. √., ѕушкинский ѕетербург, Ћ., 1935, с. 230-33; “рофимова “., ћ. ё. ¬иельгорский, «—ћ», 1937, є 5;  анн ≈. »., «” графа ¬.... был музыкальный вечер...», «ќгонек», 1939, є 25/26; √ерштейн (8), с. 127, 215-18, 246-48; ћануйлов (9), с. 231-32; ћануйлов (10), с. 108.

"¬ »«Ѕ”Ў ≈ ѕќ«ƒЌ≈ё ѕќ–ќё"

«¬ »«Ѕ”Ў ≈ ѕќ«ƒЌ≈ё ѕќ–ќё», см. "Ѕаллада".

¬»Ћ№Ѕќј  ќЌ—“јЌ“»Ќ ѕ≈“–ќ¬»„

¬»Ћ№Ѕќј (¬ильбуа)  онстантин ѕетрович (1817-1882), рус. композитор и дирижер. јвтор романсов на стихи Ћ.: «—лышу ли голос твой» (—ѕб., 1853), «–оманс к »...» (« огда € унесу в чужбину») (в сб.: —обрание музыкальных пиес дл€ голоса и фортепиано, сост. ј. Ћодием, —ѕб., 1854), «¬ыхожу один € на дорогу» (в приложении к журн. «—ев. цветок», —ѕб., 1857), «Ќа воздушном океане», из «ƒемона» (—ѕб., 1868).

¬»Ќ—ќЌ (¬»Ќƒ—ќЌ) ‘≈ƒќ– ‘≈ƒќ–ќ¬»„

¬»Ќ—ќЌ (¬индсон) ‘едор ‘едорович (ум. 1857), гувернер Ћ., сменивший ∆.ѕ. ∆андро; англичанин. ѕреподавал англ. €з. и лит-ру; с ним Ћ. начал читать в подлиннике Ўекспира, Ѕайрона,  олриджа. ѕользовалс€ особым расположением бабушки Ћ. »звестен отрывок из письма ¬. к Ћ. (VI, 466). —охранилс€ фотографич. портрет ¬. в старости; см. в кн.: »ванова “. (3), с. 42.

Ћит.: ¬исковатый, с. 37; »ванова “. (3), с. 40-41; ћануйлов (10), с. 25, 27-28; —еминарий, с. 378; ¬оспоминани€ (по указат.).

¬»Ќ№» јЋ№‘–≈ƒ ƒ≈

¬»Ќ№» (Vigny) јльфред де (1797-1863), франц. писатель-романтик, €ркий представитель франц. байронизма. ѕри создании «ƒемона» Ћ. отталкивалс€ от поэмы ¬. «Ёлоа, или —естра ангелов» («Eloa, ou la Soeur des anges», 1824) о любви девы-ангела к Ћюциферу. ћольбой о сострадании падший ангел увлекает Ёлоа, соблазн€ет ее и губит, торжеству€ над богом. ¬ беседе с ј. ѕ. Ўан-√иреем Ћ. отмечал перекличку финала «ƒемона» с поэмой ¬. (¬оспоминани€, с. 48). ¬ ранних ред. «ƒемона» близость к «Ёлоа» про€вл€етс€ не только в сюжетно-текстуальных совпадени€х, но и в трактовке образа духа зла. ќтмечалось также отдаленное сходство между ƒемоном и героем поэмы ¬. «ћоисей» (1826), титаном-полубогом, к-рый т€готитс€ одиночеством, бременем познани€ и прокл€тием бессмерти€. ¬ поэме Ћ. «—ашка» лирич. обращение к ј. Ўенье (гл. I, строфы 79-80; IV, 71), по мнению Ѕ. ћ. Ёйхенбаума, наве€но эпизодом из романа ¬. «—телло» (1832; Ўенье в темнице). ѕолагают, что реминисценцией из «Ёлоа» €вл€етс€ сравнение ќльги («¬адим») с ангелом, «изгнанным из ра€ за то, что слишком сожалел о человечестве» (VI, 11). Ќек-рые исследователи (Ё. ƒюшен, —. ». –одзевич, Ѕ. ¬. “омашевский) находили в замысле «Ѕэлы» вли€ние рассказа «Ћоретта, или  расна€ печать» из сб. ¬. «Ќевол€ и величие солдата» («Servitude et grandeur militaires», 1835), где простодушный старый воин, в к-ром вид€т сходство с ћаксимом ћаксимычем, рассказывает историю трагич. любви юноши и девушки. ќднако др. ученые (—. ¬. Ўувалов, ј. ¬. ‘едоров, ¬. ».  ондорска€) эту св€зь отрицают.

Ћит.: —пасович (2), с. 383-89; —трахова ≈.,  ак понимать образы «ƒемона» у Ћ. и –убинштейна..., ч. 1, ћ., 1909, с. 4-7, добавление, с. 6-7; ƒюшен (2), с. 142-51; ƒашкевич (2), с. 463-64; Ўувалов (1), с. 332-35; –одзевич (2), с. 32-34; –одзевич (3), с. 51-62; “омашевский, с. 474, 500-01; ‘едоров (1), с. 214-15; ‘едоров (2), с. 351-52; ћаксимов (2), с. 79-80, 116;  ондорска€ ¬. »., Ћ. и ј. де ¬иньи, «”ч. зап. яросл. и  остром. пед. ин-тов», 1970, т. 20, с. 71-89; Duchesne (1), с. 313-19; ћадатова-ѕол—Шанец —., Ћикот на гаволот во новата руска литература, «—овременост», 1955, є 3, с. 172-75; Otzoupe N., Vigny\'s «Eloa» and Lermontov\'s «Demon», «The Slavonic and East European Review», 1956, v. 34, є 83, p. 311-37.

¬»— ќ¬ј“џ… (¬»— ќ¬ј“ќ¬) ѕј¬≈Ћ јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

¬»— ќ¬ј“џ… (¬исковатов) ѕавел јлександрович (1842-1905), русский историк лит-ры, биограф Ћ.; см. о нем в ст. Ћермонтоведение.

¬»—“≈Ќ√ќ‘ ѕј¬≈Ћ ‘≈ƒќ–ќ¬»„

¬»—“≈Ќ√ќ‘ ѕавел ‘едорович (ок. 1815- после 1878), соученик Ћ. по ћоск. ун-ту; литератор, автор «ќчерков московской жизни», романа «”род» и др. ≈го воспоминани€ положили начало представлению об одиночестве Ћ. в студенч. среде, хот€ сам мемуарист приводит факты, к-рые противоречат этому. ¬оспоминани€ ¬. содержат сведени€ о широте интеллектуальных интересов поэта.

—оч.: »з моих воспоминаний, «»¬», 1884, кн. 5 (ср. в кн.: ¬оспоминани€).

Ћит.: ¬исковатый, с. 113-15, 121-22, 126-28, 133-134; Ѕродский (5), с. 244, 246-47, 249, 251-52, 336.

"¬ ћ»Ќ”“” ∆»«Ќ» “–”ƒЌ”ё"

«¬ ћ»Ќ”“” ∆»«Ќ» “–”ƒЌ”ё», см. "ћолитва".

"¬ Ќ≈¬≈–Ќџ… „ј—, ћ≈∆ ƒЌ≈ћ » “≈ћЌќ“ќ…"

«¬ Ќ≈¬≈–Ќџ… „ј—, ћ≈∆ ƒЌ≈ћ » “≈ћЌќ“ќ…», см. "Ќаполеон".

¬ќ√ёЁ Ё∆≈Ќ ћ≈Ћ№ »ќ– ƒ≈

¬ќ√ёЁ (Vogüé) Ёжен ћелькиор де (1848-1910), франц. писатель и историк лит-ры. „л. ‘ранц. академии (с 1888). —ыграл большую роль в попул€ризации рус. лит-ры во ‘ранции. ¬ своем труде «–усский роман» (1886, 21 изд. - 1927) писал об искренности Ћ. и совершенстве поэтич. формы его стихов, «шедевров пламенной нежности или грусти», мн. особенности к-рых ускользают в переводе. «Ћермонтов-прозаик, - отмечал ¬., - не уступает Ћермонтову-поэту».

Ћит.: ћазон, с. 119; Ѕерков ѕ. Ќ., »зучение рус. лит-ры во ‘ранции, ЋЌ, т. 33-34, с. 745-46; јшукина-«енгер ћ. (2), с. 759-60 (комментарий).

¬ќ≈… ќ¬ј ѕ–ј— ќ¬№я јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬Ќј

¬ќ≈… ќ¬ј ѕрасковь€ јлександровна (в замужестве »гнатьева) (гг. рожд. и смерти неизв.), дочь ≈катерины јркадьевны —толыпиной от первого брака. Ћ. встречалс€ с ¬. в —ередникове летом в 1829-32. ”пом€нута в его письме к ћ. ј. Ћопухиной от 19 июн€ 1833 (VI, 423, 712). ѕо свидетельству ≈.ј.Ћадыженской, «ѕолина ¬.» (т.е. ѕрасковь€) давала ей в ћоскве списки стихов Ћ. ¬месте с ней Ћадыженска€ брала уроки танцев у знаменитого »огел€, где обе они встречались с поэтом (см. в кн.: —ушкова, с. 331).

Ћит.: —толыпин ј., —редниково. (»з семейной хроники), «—толица и усадьба», 1913, є 1, с. 2-3; јндроников (13), с. 215-16.

¬ќ≈ЌЌјя —Ћ”∆Ѕј Ћ≈–ћќЌ“ќ¬ј

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

¬ќ≈ЌЌќ-√–”«»Ќ— јя ƒќ–ќ√ј

¬ќ≈ЌЌќ-√–”«»Ќ— јя ƒќ–ќ√ј издревле соедин€ла √рузию, «акавказье с —ев.  авказом и –оссией. ќсобенно важное значение приобрела с нач. 19 в. ¬ те времена она начиналась от ст. ≈катериноградской, позже - от ¬ладикавказа (ныне г. ќрджоникидзе) и, пересека€ с севера на юг √л.  авк. хребет, заканчивалась в “ифлисе. ƒорога отличаетс€ исключительной живописностью. —уровые ущель€ с отвесными скалами и роскошные долины, горные реки и водопады, бурный “ерек и «весела€ јрагва», белоснежные вершины гор и живописные равнины, сторожевые башни и крепости, ср.-век. храмы и архитектурные пам€тники древности - все это поражало воображение ј. —. √рибоедова, ј. —. ѕушкина, Ћ. и мн. др. писателей.

Ћ. проехал по ¬.-√. д. в 1837 во врем€ первой ссылки на  авказ, в Ќижегород. драгун. полк, квартировавший в  ахетии. »з ¬ладикавказа в “ифлис он, веро€тно, ехал в окт€бре, обратно - в 1-й пол. декабр€. ¬о ¬ладикавказе Ћ., приехавшего из “ифлиса, видел в заезжем доме ¬.¬. Ѕоборыкин. ѕоэт и встретившийс€ ему француз-путешественник были зан€ты отделкой пейзажных зарисовок, сделанных по дороге, и пели франц. песню; 14 дек. Ћ. видели уже в ѕрохладной. «а восемь лет до него той же дорогой проехал ѕушкин и описал ее в «ѕутешествии в јрзрум» (опубл. 1836 в «—овр.»).

«а селением Ѕалта дорога вела в горную долину; здесь Ћ. зарисовал р. “ерек и дорогу, над к-рой нависает огромна€ бела€ скала. ќтсюда начинаетс€ подъем к ƒарь€льскому ущелью. ” подножи€  азбека расположено с. —тепан-÷минда ( азбек,  азбеги). ќтсюда дорога шла к живописному с. —иони, у к-рого возвышались старинные башни. Ћ. запечатлел их на рис. и картине. ƒалее следовало с.  оби, где находились воен. кордон и дом дл€ проезжающих. ќставл€€ долину “ерека, дорога поднималась на  рестовый перевал, получивший это название от установленного там креста. « стати, - писал Ћ. в «√ерое нашего времени», - об этом кресте существует странное, но всеобщее предание, будто его поставил император ѕетр I, проезжа€ через  авказ; но, во-первых, ѕетр был только в ƒагестане, и, во-вторых, на кресте было написано крупными буквами, что он поставлен по приказанию г. ≈рмолова, а именно в 1824 году. Ќо предание, несмотр€ на надпись, так укоренилось, что, право, не знаешь, чему верить, тем более, что мы не привыкли верить надпис€м» (VI, 226). ¬ действительности, крест здесь установлен с давних пор, но обновлен в 1824.

 рестовый перевал - сама€ высока€ точка ¬.-√. д. (2 395 м) - раздел€ет местную природу на две контрастные части. ƒорога переходит на южный склон √л.  авк. хребта. ѕозади остаютс€ суровые горы, бушующий “ерек, мрачно-величавое ƒарь€льское ущелье, впереди же открываетс€ панорама зеленой јрагвинской долины, м€гка€ и роскошна€ природа √рузии. «» перед ним иной картины /  расы живые расцвели: / –оскошной √рузии долины /  овром раскинулись вдали» («ƒемон», IV, 185).

« ак перевалилс€ через хребет в √рузию, - писал поэт —.ј.–аевскому, - так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору ( рестова€), на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина √рузии как на блюдечке» (VI, с. 441).  рестова€ гора изображена Ћ. на рис. «¬ид  рестовой горы из ущель€ близ  оби» и « рестова€ гора».

— сев. стороны от  рестовой горы „ертовой долиной отдел€етс€ √уд-гора. ¬озвраща€сь из √рузии в конце 1837, Ћ. ехал через  айшаурскую долину по крутому подъему пр€мо к √уд-горе и  рестовому перевалу. Ёта часть пути описана в «√ерое...» (VI, 223).

—пустившись с  рестового перевала, путники на ночлег останавливались обычно в с.  вешети, на берегу р. јрагви, в доме правител€ ¬.-√. д. — конца 20-х гг. правителем был Ѕ. √. „илаев („илашвили) - человек передовых взгл€дов. ” него останавливались √рибоедов, ѕушкин, декабристы. ќтсюда дорога шла по јрагвинской долине через с. ѕасанаури, јнанури, ∆инвали, затем она поднималась к ƒушети, небольшому уездному городку с крепостью. “еперь этот районный центр остаетс€ в стороне от ¬.-√. д., т. к. шоссе проходит вдоль берега јрагви по ровному месту, мину€ крутые подъемы и спуски. ќт г. ћцхета, где јрагви впадает в  уру («ќбн€вшись, будто две сестры»), дорога до “билиси идет по правому берегу  уры. ѕутешествие по ¬.-√. д. из “ифлиса во ¬ладикавказ также описано в «√ерое...».

Ћит.: ¬исковатый, с. 263-64; —еменов (6), с. 59-74; јндроников (8), с. 17-37; јндроников (13), с. 252-70; ћануйлов (1), с. 61-83, 113-19; ћануйлов ¬. ј.,  авказ. 1820. 1829, в кн.: «десь жил ѕушкин, Ћ., 1963, с. 153-61.

"¬ќ≈“ ¬≈“– » —¬»—“»“ ѕ–≈ƒ Ќ≈ƒјЋ№Ќќ… √–ќ«ќ…"

«¬ќ≈“ ¬≈“– » —¬»—“»“ ѕ–≈ƒ Ќ≈ƒјЋ№Ќќ… √–ќ«ќ…», см. "„елнок".

"¬ќ«ƒ”ЎЌџ…  ќ–јЅЋ№ (»« «≈…ƒЋ»÷ј)"

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

"¬ќ…Ќј"

«¬ќ…Ќј», стих. раннего Ћ. (1829). Ќаписано в св€зи с событи€ми русско-тур. войны 1828-29. ѕроникнутое пафосом «чести» и романтич. стремлением к славе, стих. близко к «гусарской» лирике нач. 19 в. ¬ стихах 2 и 4- реминисценции из стих. ѕушкина «¬ойна» (1821).

—тих. положил на музыку ј. ¬. ћосолов.

јвтограф - »–Ћ», тетр. II, с позднейшей пометой Ћ.: «¬ пансионе». ¬первые - —оч. под ред. ¬исковатого, т. 1, с. 35-36. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: Ќейман (1), с. 62-64; Ёйхенбаум (5), с. 428; ƒурылин (5), с. 176-77; ѕейсахович (1), с. 433.

¬ќЋ ќ¬ј ¬ј–¬ј–ј ѕ≈“–ќ¬Ќј

¬ќЋ ќ¬ј ¬арвара ѕетровна (1816-98), солистка балета петерб. Ѕольшого театра. ∆ила в столице, принимала у себ€ большое общество. Ќа один из вечеров в ее доме 29 €нв. 1837 приехал Ћ. с известием о смерти ј. —. ѕушкина. ѕортрет ¬. (миниатюра, 1836) работы неизв. художника хранитс€ в Ћенингр. гос. театр. музее.

Ћит.: јндроников »., » вызов дерзкий написал..., «Ћенингр. правда», 1964, 26 апр.; јндроников (13), с. 21-24.

"¬ќЋЌџ » Ћёƒ»"

«¬ќЋЌџ » Ћёƒ»», одно из ранних стих. Ћ. (1830-1831). ¬ нем отразилась пессимистич. настроенность, характерна€ дл€ его ранней филос. лирики. ќсн. мотив стих., часто встречавшийс€ у Ћ. в этот период, - сопоставление мира природы и человеческого об-ва; его бездушию и ничтожеству автор дает резко отрицат. характеристику. ¬ стих. использован прием тематич. параллелизма, неоправданно нарушенный в 7-8-й строках (что указывает на ещЄ недостаточно искусное владение стихом).

—тих положили на музыку Ѕ. ¬. јсафьев, ё. Ћ. ¬ейсберг (–имска€- орсакова), ј. ‘. √едике, ¬. ћ. »ванов- орсунский и др.

јвтограф неизв.  опи€ - »–Ћ», тетр. XX. —тих. 5 в копии читаетс€ «¬олнам их не вол€ и холод дороже». ¬ р€де изд. соч. Ћ. печаталось «невол€». Ѕ. Ёйхенбаум (изд. «Academia») считал этот вариант правильным. ¬ 1947 ћ. Ќиколева поддержала тех редакторов Ћ., к-рые 5-й стих читали: «¬олнам их вол€ и холод дороже» (ѕ. ≈фремов, ». Ѕолдаков, ƒ. јбрамович и др.; написание «не вол€» в 5 стихе рассматривалось ими как ошибка переписчика). ¬ таком виде этот стих напечатан в ЋјЅ (1954). ¬ —обр. соч. Ћ. в 4 тт. (1964) сохранен текст копии: «¬олнам их невол€ и холод дороже...». ¬опрос о 5 стихе остаетс€ открытым. ¬первые - «Ѕд„», 1845, т. 68, є 1, отд. I, с. 8. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: Ёйхенбаум (6), с. 492; Ќиколева (1), с. 70-76; Ќайдич Ё. Ё., < омментарии>, в кн.: ћ. ё. Ћ. »збр. произв., т. 1, ћ. - Ћ., 1964, с. 682.

¬ќЋќЎ»Ќќ¬ ¬» “ќ– ¬Ћјƒ»ћ»–ќ¬»„

¬ќЋќЎ»Ќќ¬ ¬иктор ¬ладимирович (1905-60), сов. композитор и педагог.  ак автор романсов на стихи Ћ., часто отдавал предпочтение произв., не привлекавшим внимание др. композиторов. ¬ цикл из восьми романсов вошли след. стих.: ««вуки и взор», «ѕускай поэта обвин€ет», « олокол стонет», «Ќет, не теб€ так пылко € люблю», «Ѕаллада» («»з ворот выезжают»), «ѕускай ханжа гл€дит с презреньем», «ћетель», «ћой дом». –омансы «Ћюбовь мертвеца» и «–усска€ песн€» изд. отдельно (ћ., 1941).

—оч.: ¬осемь романсов... на стихи ћ. Ћ., ћ., 1941.

Ћит.: √усин ». Ћ., ¬. ¬. ¬олошинов. ќчерк жизни и творчества, Ћ., 1962, с. 34-35, 83; √ловацкий, с. 50.

¬ќЋ№“≈–

¬ќЋ№“≈– (Voltaire) [псевд.; наст. им€ - ћари ‘рансуа јруэ (Arouet)] (1694-1778), франц. писатель, философ, один из идеологов и ведущих представителей франц. ѕросвещени€. ќказал большое вли€ние на рус. лит-ру и обществ. мысль 18- нач. 19 вв. Ћ. упом€нул им€ ¬. в «ћаскараде» в реплике  азарина дл€ обозначени€ философа, объ€сн€ющего действительность («„то ни толкуй ¬олтер или ƒекарт - / ћир дл€ мен€ - колода карт, / ∆изнь - банк...»; V, 339), и в «—казке дл€ детей» в характеристике старого вельможи, пережившего свое врем€ («...томимый / Ѕессонницей, собранье острых слов / ѕеребирал или читал ¬ольтера»; IV, 178). Ќ. ћ. —атин вспоминал, что при встрече с Ѕелинским на  авказе в 1837 Ћ., эпатиру€ собеседника, иронизировал над ¬.: «...его ни в одном пор€дочном доме не вз€ли бы в гувернеры» (см. в кн.: ¬оспоминани€). ¬ысказывалось предположение (Ќ. Ѕродский, Ћ. —еменов), что —атин ошибс€ и приписал Ћ. суждение Ѕелинского, к-рый в тот период относилс€ к ¬. критически. ƒр. исследователи (ё. ќксман, ј. ѕопов) считают, что Ћ. имел в виду не ¬.-просветител€, а апологета «просвещенного абсолютизма», к-рого осуждал и ѕушкин в ст. «¬ольтер», опубл. в «—овр.» (1836).

Ћит.: Ѕродский (6), с. 730-40; —еменов (5), с. 70; ќксман ё., ѕереписка Ѕелинского.  ритико-библиографич. обзор, ЋЌ, т. 56, с. 240-41; ѕопов ј. (2), с. 64-65; Ќейман (10), с. 84-86.

¬ќЋ№‘-»«–јЁЋ№ ≈¬√≈Ќ»я ћ»’ј…Ћќ¬Ќј

¬ќЋ№‘-»«–јЁЋ№ ≈вгени€ ћихайловна (р. 1897), сов. драматич. актриса, с 1923 - в б. јлександринском театре (ныне Ћенингр. академич. театр драмы им. ј. —. ѕушкина). ¬ третьей ред. спектакл€ «ћаскарад» (1939, реж. ¬.Ё. ћейерхольд) играла роль Ќины, показав ее страстной и люб€щей натурой. ƒуэтные сцены ¬.-». и ё.ћ.ёрьева были решены в сложных и тонких мизансценах. ѕоэтич. вершиной спектакл€ была сцена смерти Ќины; каждое движение героини ¬.-»., долго и медленно умиравшей, выражало немое отча€ние и тоску по жизни.

Ћит.: ћацкин ј., «ћаскарад», «Ћ√», 1939, 26 €нв.; ƒемидов  ., «ћаскарад», «ѕравда», 1940, 12 ма€; √урвич ј., «ћаскарад», «—ов. иск-во», 1940, 14 ма€.

¬ќЋ№‘ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„

¬ќЋ№‘ Ќиколай »ванович (1811-81), знакомый Ћ.; до 1836 училс€ в Ўколе юнкеров; в 1837 окончил воен. академию. — кон. 1838 офицер √енштаба. Ћ. встречалс€ с ним в —таврополе у ».ј.¬ревского зимой 1840-41.

Ћит.: ѕотто (1), ѕриложени€, с. 68; ≈саков, в кн.: ¬оспоминани€.

¬ќЋ№’ќ¬— »… (¬јЋ№’ќ¬— »…) ¬Ћјƒ»ћ»– ƒћ»“–»≈¬»„

¬ќЋ№’ќ¬— »… (¬альховский) ¬ладимир ƒмитриевич (1798-1841), товарищ ѕушкина по лицею, друг ¬.  .  юхельбекера и ». ». ѕущина, член ранних декабрист. орг-ций. ¬о врем€ восстани€ 1825 находилс€ в экспедиции, после к-рой отправлен на  авказ, участвовал в войнах с ѕерсией и “урцией. ¬ 1832-37 - ген.-майор, нач. штаба ќтд.  авк. корпуса. —одействовал облегчению участи сосланных на  авказ декабристов. Ћ. познакомилс€ с ¬. в ѕ€тигорске в нач. июл€ 1837. ѕо просьбе ј. ». ‘илософова (см. ‘илософовы) ¬. прин€л участие в судьбе поэта: Ћ. был направлен в отр€д ј.ј.¬ель€минова.

 опи€ с портрета ¬. (акв.) работы неизв. художника (1830-е гг.) хранитс€ в ¬ћѕ (см. в кн.: √астфрейнд Ќ., “оварищи ѕушкина по имп. ÷арскосельскому лицею, т. 1, —ѕб., 1912, с. 3).

Ћит.: ћихайлова ј. (2), с. 674, 678, 680; ѕопов ј. (2), с. 66-67, 86; Ќедумов, с. 115-16; Ўадури ¬., ѕокровитель сосланных на  авказ декабристов и опальных литераторов. Ќеизв. материалы о лицейском друге ѕушкина ¬. ƒ. ¬ольховском, “б., 1979, с. 42-45.

"¬ќЋя"

«¬ќЋя», одно из фольклорных произв. раннего Ћ. (1831), в к-ром широко использованы олицетворени€ - метафорич. параллели («мать - степь широка€», «брать€ - березы да сосны»), свойственные поэтике «удалых» песен. ѕерсонифицированный образ воли, хорошо известный в нар. лирике, посто€нные эпитеты, оригинальность строфики, разнообразие ритма, создающие впечатление близости к нар. стиху, - все это свидетельствует об успешном усвоении Ћ. народно-песенной формы (см. стих. «∆еланье»). ѕо форме и содержанию стих. «¬ол€» близко нар. разбойничьим песн€м (ср.: ѕесни, собр. ѕ. ¬.  иреевским, Ќова€ сери€, в. II, ч. 2, ћ., 1929, є 1642, 2049; ¬еликорусские нар. песни, изд. проф. ј. ». —оболевским, т. 3, —ѕЅ, 1897, є 213-235, 263). ћотив «воли», «вольности», посто€нный и по-разному преломл€емый в лирике Ћ., осознаетс€ им как безусловна€ ценность: «¬ол€-волюшка, / ¬ольность мила€, / Ќесравненна€». ‘ольклорного геро€ Ћ. вол€ «роднит» с миром, оказываетс€ способом подлинной св€зи с ним: «» вольность мне гнездо свила, /  ак мир - необъ€тное!». ¬ лит-ре отмечаетс€ близость «¬оли» к стихотв. опытам декабристов, представл€ющим собой «перелицовку фольклорного текста» (—. ≈леонский). —тих. написано сложным размером - анапестами, варьирующимис€ с помощью пауз, усечений, замен другими метрами.

— незначит. изменени€ми «¬ол€» вошла в роман «¬адим» как песн€ пугачевцев (2-€ ред.).

јвтограф - »–Ћ», тетр. XI. ¬ автографе - заглавие в скобках.  опи€ - »–Ћ», тетр. XX. ¬первые - «ќ«», 1859, т. 127, є 11, отд. 1, с. 265-66. ƒатируетс€ по положению в тетр. XI.

Ћит.: ƒурылин (1), с. 27; »ванов —., Ќовые издани€ соч. Ћ., «ƒетска€ лит-ра», 1938, є 18-19, с. 88; Ёйхенбаум (6), с. 327; –озанов ». (3), с. 157-59; ≈леонский —. ‘., Ћит-ра и нар. творчество, ћ., 1956, с. 150; ¬ацуро (5), с. 218.

¬ќЌЋя–Ћя–— »… ¬ј—»Ћ»… јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

¬ќЌЋя–Ћя–— »… ¬асилий јлександрович (1814-52), рус. писатель, сотрудник «ќ«» (1851-52); однокурсник Ћ. по Ўколе юнкеров, принадлежал к ближайшему окружению поэта. —лавилс€ в кругу товарищей своими забавными рассказами, редактировал рукописный журн. «¬с€ка€ вс€чина». ћежду ¬. и Ћ. велась в эти годы шутлива€ переписка, представл€вша€ собой «остроумнейшие произведени€ в своем роде» ( . ј. ѕолевой). ¬ тетради рис. Ћ. (1832-34) на л. 30 изображен манеж в Ўколе и на нем - ј. —. —тунеев, Ќ. ». ѕоливанов (?) и верхом на лошади - ¬. (ќписание »–Ћ», с. 141). —ветские повести ¬., опубл. в 1851-53, консервативной критикой ( . ѕолевой, ‘. ¬. Ѕулгарин) воспринимались как противодействие гоголевской традиции и натуральной школе - как продолжение лермонт. традиции.

¬онл€рл€рский ¬асилий јлександрович

¬. ј. ¬онл€рл€рский. –ис. √. √. √агарина.  арандаш.

ѕортрет ¬. (рис.) работы ћ. ќ. ћикешина (1850-е гг.) хранитс€ в √Ћћ (см. в изд.: ЋЌ, т. 45-46, с. 39).

Ћит.: ѕ[олевой]  ., ќ жизни и сочинени€х автора, в кн.: ¬се сочинени€ ¬. ј. ¬онл€рл€рского, ч. 1, —ѕЅ, 1853, с. 3; ѕотто (1), ѕриложени€, с. 62; Ѕильдерлинг ј. ј., «–—», 1890, є 2, с. 592; ћануйлов (2), с. 35; ѕахомов (4), с. 169; √ерштейн (8), с. 392; ћеринский, в кн.: ¬оспоминани€; Ѕоборыкин, там же; ћанвелов, там же; ћартынов, там же.

¬ќ–ќЌ≈∆

¬ќ–ќЌ≈∆, губ. город, через к-рый проходила дорога из ћосквы на  авказ; ныне обл. центр. ¬озможно, Ћ. проезжал через ¬. в 1837 и 1840. ¬озвраща€сь из второй ссылки в конце €нв. 1841, Ћ. останавливалс€ в ¬., в гостинице  олыбихина на  онной пл. ћежду 25 апр. и 2 ма€ 1841 вместе с ј.ј.—толыпиным (ћонго) он снова побывал в ¬. по дороге на  авказ, на этот раз остановилс€ в гостинице ≈влаховой на Ѕ. ƒвор€нской ул. ¬ один из приездов Ћ. провел неск. дней в ¬оронеж. губ. в дер. —емидубравное «емл€нского у. (50 км от ¬.) у ј.Ћ.ѕотапова, где, по преданию, положил на музыку свою « азачью колыбельную песню».

Ћит.: јнтюхин √. ¬., Ћ. на земле воронежской, в кн.: —б. ¬оронеж, с. 257-61; его же, ¬стречи на воронеж. земле, ¬оронеж, 1969, с. 34-52.

¬ќ–ќЌ÷ќ¬ј-ƒјЎ ќ¬ј јЋ≈ —јЌƒ–ј  »–»ЋЋќ¬Ќј

¬ќ–ќЌ÷ќ¬ј-ƒјЎ ќ¬ј јлександра  ирилловна (урожд. Ќарышкина) (1818-56), графин€, знакома€ Ћ. ќ ней писал ¬. ј. —оллогуб: «...никогда не встречал €... соединени€ самого тонкого вкуса, из€щества, грации, с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. ∆ивым ключом била в ней жизнь и оживл€ла, скрашивала все ее окружающее» (¬оспоминани€, ћ. - Ћ., 1931, с. 288-289). Ћ. посв€тил ¬.-ƒ. стих. «  портрету» (« ак мальчик кудр€вый, резва»); поэт имел в виду рисунок ƒейца, литографированный в ѕариже √. √реведоном (см. ќписание »–Ћ», с. 102). ¬ доме ¬.-ƒ. и ее мужа ». ». ¬оронцова-ƒашкова устраивались балы и приемы, к-рые посещали члены царской семьи. Ќа один из таких балов (9 февр. 1841) был приглашен Ћ., приехавший с  авказа в двухмес€чный отпуск. ѕо€вление на балу опального поэта «нашли неприличным и дерзким», как сообщал сам Ћ. в одном из писем (VI, 457-58). ¬.-ƒ. вынуждена была вывести поэта из зала через внутренние комнаты. Ћитературный портрет ¬.-ƒ. дал ». —. “ургенев в образе кн€гини –. в романе «ќтцы и дети» (1862). Ќекоторые ее черты воссозданы Ќ. ј. Ќекрасовым в стих. « н€гин€» (1856), где упом€нуто стих. Ћ.

¬оронцова-ƒашкова јлександра  ирилловна

ј.  . ¬оронцова-ƒашкова. Ћитографи€ √. √реведона. 1840.

ѕортрет ¬.-ƒ. (миниатюра) неизв. художника хранитс€ в √ос. музее изобразит. иск-в в ћоскве. —м.: ЋЌ, т. 45-46, с. 407.

Ћит.: ћещерский ј. ¬., ¬оспоминани€, ћ., 1901, с. 157-58; ѕанаева ј. я., ¬оспоминани€, ћ., 1956, с. 233; јшукина ћ. (3), с. 230; √ерштейн (8), с. 104, 105, 299, 374; Ќазарова (3), с. 176; ∆данов ¬., Ќекрасов, ћ., 1971, с. 289-92.

¬ќ— –≈—≈Ќ— 

¬ќ— –≈—≈Ќ— , город «венигородского у. ћоск. губ., в 58 км от ћосквы; ныне - г. »стра в ћоск. обл. ¬оскресенский, или Ќовоиерусалимский, монастырь, основанный патриархом Ќиконом в 1656 как подмосковна€ резиденци€, представл€ет собой крупный архитектурный ансамбль. ¬ 300 м к —.-«. от монастырской стены, на берегу р. »стры стоит белокаменное здание с маленькой церковкой на кровле. Ёто жилище основател€ монастыр€ - скит или пустынь Ќикона.

Ћ. был в ¬. в 1830, веро€тно, приезжал сюда летом из —ередникова. ¬ автографе стих. «ќставленна€ пустынь предо мною» перед текстом помета: «(¬ ¬оскресенске. Ќаписано на стенах [пустыни] жилища Ќикона) 1830 год». ѕеред второй частью стих. помета: «(“ам же в монастыре)». ћонастырь сильно пострадал в 1941; реставрируетс€ (1979). ¬ нем помещаетс€ ћоск. обл. краеведч. музей.

Ћит.: »ванова “. (1), с. 109-10; »ванова “. (4), с. 51-58.

¬–≈¬— »… »ѕѕќЋ»“ јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

¬–≈¬— »… »пполит јлександрович (1814-58), знакомый Ћ., вместе с ним училс€ в Ўколе юнкеров. ¬ 1838, будучи офицером √енштаба, приехал на  авказ. ¬ кон. 1840 участвовал в экспедиции ѕ.’. √раббе в ћалую и Ѕольшую „ечню, где, веро€тно, снова встретилс€ с Ћ. ѕо свидетельству ј. ѕ. Ѕел€ева, ¬. был «одним из образованнейших и умнейших людей своего времени» и был близок к декабристам. ¬ —таврополе в его доме осенью 1840 и зимой 1840-41 бывали Ћ., ј. ј. —толыпин (ћонго), —. ¬. “рубецкой, Ћ. —. ѕушкин, –. ». ƒорохов,  .  . Ћамберт, ј. Ќ. ƒолгорукий, Ќ. ». ¬ольф, ћ. ј. Ќазимов, Ћ. ¬. –оссильон. ѕо словам ј. ƒ. ≈сакова, Ћ. относилс€ к ¬. с большим уважением.

ѕортрет (литографи€) ¬. - в кн.: »ванова “., Ћ. на  авказе, 1968, с. 177.

Ћит.: ѕотто (1), ѕриложени€, с. 60; Ѕел€ев ј. ѕ., ¬оспоминани€ декабриста о пережитом и перечувствованном. 1805-1850, —ѕЅ, 1882, с. 434, 499-500; »ванова Ћ., с. 432-34, 436; √ерштейн (8), с. 329-30; »ванова “. (5), с. 177-178, 180, 184-87; „арыков, в кн.: ¬оспоминани€; ≈саков, с. 255-56; ¬ацуро (4), с. 117-18; Ќедумов, с. 121-22.

"¬–≈ћя —≈–ƒ÷” Ѕџ“№ ¬ ѕќ ќ≈"

«¬–≈ћя —≈–ƒ÷” Ѕџ“№ ¬ ѕќ ќ≈», раннее стих. Ћ. (1832), ориентированное на психологич. элегию 1820-х гг., зависимость от к-рой в пределах еще не сложившегос€ поэтич. мира и филос. круга идей Ћ. здесь особенно ощутима. ÷ентр. мысль стих., исследующего определ. стадию угасани€ любовного чувства, выражена в словах: «—лишком знаем мы друг друга, / „тоб друг друга позабыть». Ёти строки повторены в стих. « *» («я не унижусь пред тобою»), что свидетельствует об особой значимости дл€ поэта данной формулы. Ёмоциональна€ ситуаци€ находит параллель в мире природы: обраща€сь к неоднократно использованному образу утесов, Ћ. говорит о глубинной св€занности их при внешней разобщенности («Ќо приметно сохранила / «наки кажда€ скала. / „то природа съединила, / ј судьба их развела»); «знаки» из последней строфы стих. корреспондируют со «следом» (см. ¬рем€ и вечность в ст. ћотивы), оставленным в сердце геро€ (1-€ строфа). —тих. обращено, веро€тно, к Ќ. ‘. »вановой, как и стих. " *" ("я не унижусь пред тобою"), в черновом автографе к-рого первоначально повтор€лась с небольшим изменением и вс€ 1-€ строфа данного стих. (см. »вановский цикл).

ѕервые шесть строк стих. - вольное переложение стих. Ѕайрона: «¬ день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет» («On this day I complete my thirtysixth year»; 1824). —троки 21-28- из поэмы —.  олриджа « ристабель» (1816). ќни же использованы в стих. «–оманс» («—то€ла сера€ скала») и в поэме «ћцыри» (гл. 6).

јвтограф - »–Ћ», тетр. IV. ѕосле 1-й строфы зачеркнуты восемь строк. ¬первые - «ќ«», 1859, є 7, отд. I, с. 58, без стихов 21-28. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: Ќейман (2), с. 285-86; Ёйхенбаум (3), с. 48-49; јндроников (9), с. 140; ѕейсахович (1), с. 468-69.

¬–”Ѕ≈Ћ№ ћ»’ј»Ћ јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

"¬ –яƒј’ —“ќяЋ» Ѕ≈«ћќЋ¬Ќќ… “ќЋѕќ…"

«¬ –яƒј’ —“ќяЋ» Ѕ≈«ћќЋ¬Ќќ… “ќЋѕќ…», стих. Ћ. (предположительно, 1833-34), написанное по образцу сделанного ». ».  озловым перевода баллады ирл. поэта „арлза ¬улфа «Ќа погребение английского генерала сира ƒжона ћура» (1826). —тих 18 («ѕевец с голубыми очами») перекликаетс€ с начальным стихом («ќн не пришел, кудр€вый наш певец») 4-й строфы стих. ј. —. ѕушкина «19 окт€бр€» (1825), сходной по содержанию. ѕо справедливому предположению ћ. Ќиколевой, стих. Ћ. - отклик на смерть (5 дек. 1833) ≈гора —иверса, зачисленного в Ўколу юнкеров по л.-гв. ”ланскому полку (см. в стих.: «”ланска€ шапка да меч боевой»); ¬. ћануйлов высказал ошибочное предположение, что стих. вызвано кончиной Ќ. —. Ўеншина. ќдно из первых стих. Ћ., где впечатление поэта от реального и остродраматич. событи€ выступает не в подчеркнуто лирической, а в объективированной форме, что нашло выражение в элементах реалистич. поэтики, отсутствии декламац. пафоса, «спокойной» интонационной организации стиха.

јвтограф неизв.  опи€ - »–Ћ», оп. 4, є 85. (ћатериалы ’охр€кова), л. 16-16 об. ¬первые - соч. под ред. ¬исковатого, т. 1, с. 243. ƒатируетс€ по содержанию концом 1833 - нач. 1834.

Ћит.: Ўувалов (1), с. 301; √россман (1), с. 22; ћануйлов ¬. ј.,  омментарии, в кн.: ћ. ё. Ћ., —тихотворени€, т. 1, Ћ., 1950, с. 393-94; ѕейсахович (1), с. 442.

"¬—≈ ¬ ћ»–≈ —”≈“ј, ќЌ ћЌ»“, »Ћ» ќ“–ј¬ј"

«¬—≈ ¬ ћ»–≈ —”≈“ј, ќЌ ћЌ»“, »Ћ» ќ“–ј¬ј», см. "ѕортреты".

"¬—≈¬џЎЌ»… ѕ–ќ»«Ќ≈— —¬ќ… ѕ–»√ќ¬ќ–"

«¬—≈¬џЎЌ»… ѕ–ќ»«Ќ≈— —¬ќ… ѕ–»√ќ¬ќ–», см. « ***».

"¬—≈√ƒј ќЌ — ”ЋџЅ ќ… ¬≈—≈Ћќ…"

«¬—≈√ƒј ќЌ — ”ЋџЅ ќ… ¬≈—≈Ћќ…», см. "ѕортреты".

"¬—≈ћ ∆јЋ ќ ¬ј—: ¬џ “ј  ”—“јЋ»!"

«¬—≈ћ ∆јЋ ќ ¬ј—: ¬џ “ј  ”—“јЋ»!» (Ќарышкиной), см. Ќовогодние мадригалы и эпиграммы.

"¬—≈ “»’ќ - ѕќЋЌјя Ћ”Ќј"

«¬—≈ “»’ќ - ѕќЋЌјя Ћ”Ќј», четверостишие раннего Ћ. (1830), стихотв. набросок, отмеченный реалистич. точностью в воспроизведении среднерус. ночного пейзажа. ƒо 1926 объедин€лось в изд. соч. Ћ. со стих. «Ќикто, никто, никто не усладил», хот€ ни автограф, ни содержание, ни характер рифмовки не давали дл€ этого оснований.

јвтограф - »–Ћ», тетр. VII. ¬первые - «–ћ», 1882, є 2, с. 172. ƒатируетс€ летом 1830 по положению в тетради.

Ћит.: ѕейсахович (1), с. 433.

"¬ —“ј–»ЌЌџ √ќƒџ ∆»Ћ»-ЅџЋ»"

«¬ —“ј–»ЌЌџ √ќƒџ ∆»Ћ»-ЅџЋ»», начало баллады (1830), из к-рой написано только 8 строк. Ћ., по-видимому, намеревалс€ обработать распространенный в мировой романтич. поэзии мотив о двух рыцар€х, один из к-рых изменил обету дружбы. ¬ процессе работы он счел более уместным использовать понравившийс€ ему зачин «¬ старинны годы люди были...» дл€ обработки др. легенды (см. балладу "Ќезабудка", отличающуюс€ от первой не только темой, поэтич. настроением, но и ритмико-интонац. структурой). ѕо предположению Ѕ. Ёйхенбаума, стих. - начало какого-то перевода.

јвтограф - »–Ћ», тетрадь VI. ¬первые - —оч. под ред. ¬исковатого, т. 1, с. 85. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: Ёйхенбаум (5), т. 1, с. 441; јзадовский (1), с. 249; √аркави (2), с. 277.

"¬—“–≈„ј"

«¬—“–≈„ј», перевод (1829) первых двух строф стих. ‘. Ўиллера «¬стреча» («Die Begegnung», 1797). –азмер и строфика оригинала сохранены. ¬месте с тем, опустив вторую половину текста, Ћ. сделал «¬стречу» стихами о поэтич. творчестве. ѕолностью стих. Ўиллера перевели на рус. €з.  . —. јксаков, Ќ. √олованов.

—тих. Ћ. положил на музыку –.  . √абичвадзе.

јвтограф - »–Ћ», тетр. III. ¬первые - в изд. «–азные соч. Ўиллера в переводах рус. писателей», т. 8, —ѕЅ, 1860, с. 321-22. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: Ёйхенбаум (5), с. 435; ‘едоров (2), с. 237-38.

"¬ “≈ ƒЌ»,  ќ√ƒј ”∆ Ќ≈“ Ќјƒ≈∆ƒ"

«¬ “≈ ƒЌ»,  ќ√ƒј ”∆ Ќ≈“ Ќјƒ≈∆ƒ», см. "–оманс".

¬”»„ »¬јЌ ¬ј—»Ћ№≈¬»„

¬”»„ »ван ¬асильевич (1813-84), знакомый Ћ.; по национальности серб; воспитанник Ўколы юнкеров (выпуск 1831). ¬ 1838 служил на  авказе (поручик). –аспространенное мнение о том, что ¬. - прототип ¬улича (в автографе - ¬уич) в «‘аталисте», не подтверждаетс€ дневником ¬. (√ЅЋ). ‘амили€ ¬. была известна Ћ. (в ѕетербурге в 30-х гг. выступал в печати как поэт родственник ¬.). ќдин из современников называет ¬. «такою личностью, которую нельз€ было не заметить» (‘илипсон √. »., ¬оспоминани€, ћ., 1885, с. 85). ¬о врем€ работы над «√ероем...» Ћ., веро€тно, встречалс€ с ¬. в ѕетербурге, име€ общих знакомых среди офицеров. ѕортрет ¬. (масло) неизв. художника (1830-е гг.) хранитс€ в Ћенингр. музее артиллерии, инж. войск и войск св€зи [см. в изд.: јндроников (2), иллюстрации, с. XIV].

Ћит.: ѕотто (1), ѕриложени€, с. 55; «накомые. јльбом ћ. ». —емевского, —ѕЅ, 1883, с. 193; јндроников (13), с. 57, 346-47; ћануйлов (11), с. 255; Januħujebuħ J., M. J. –Йермонтов и ». ¬. ¬уич, «‘илолошки преглед», 1967, є 1-4.

¬”Ћ№‘ јЋ≈ —≈… Ќ» ќЋј≈¬»„

¬”Ћ№‘ јлексей Ќиколаевич (1805-81), современник Ћ., друг ј. —. ѕушкина, автор известных «ƒневников». ќ знакомстве с Ћ. в ѕетербурге зимой 1841 у јрсеньевых свидетельствует дневникова€ запись ¬. от 21 марта 1842. ¬. с любопытством всматривалс€ в Ћ., стара€сь увидеть в нем черты «великого таланта». ѕортрет ¬. работы худ. Ќ. Ўаде приложен к его «ƒневнику» (с. 125).

—оч.: ¬ульф ј. Ќ., ƒневники. (Ћюбовный быт пушкинской эпохи), ћ., 1929, с. 382-83.

"¬ „”√”Ќ ѕ≈„јЋ№Ќџ… —“ќ–ќ∆ Ѕ№≈“"

«¬ „”√”Ќ ѕ≈„јЋ№Ќџ… —“ќ–ќ∆ Ѕ№≈“», см. "Ќочь".

"¬џ ћЌ≈ ќƒЌј∆ƒџ √ќ¬ќ–»Ћ»"

«¬џ ћЌ≈ ќƒЌј∆ƒџ √ќ¬ќ–»Ћ»» (”варовой), см. Ќовогодние мадригалы и эпиграммы.

¬џ—ќ“— »… (¬џ—ќ÷ »…) ћ»’ј»Ћ “»ћќ‘≈≈¬»„

¬џ—ќ“— »… (¬ысоцкий) ћихаил “имофеевич (ок. 1791-1837), музыкант-гитарист, знакомый Ћ. —м. о нем в ст. ћузыка, раздел ћузыка в жизни и творчестве Ћ., а также в ст. о стих. "«вуки", "ѕортреты".

"¬џ —“ј–Ў»Ќј —ќЅ–јЌ№я, ¬≈–Ќќ"

«¬џ —“ј–Ў»Ќј —ќЅ–јЌ№я, ¬≈–Ќќ» (Ѕашилову), см. Ќовогодние мадригалы и эпиграммы.

"¬џ’ќ∆” ќƒ»Ќ я Ќј ƒќ–ќ√”"

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

¬я«≈ћ— »… Ќ» ќЋј… —≈–√≈≈¬»„

¬я«≈ћ— »… Ќиколай —ергеевич (1814-81), кн€зь, товарищ Ћ. по Ўколе юнкеров и по службе в л.-гв. √усарском полку, куда он был выпущен в но€бре 1834 одновременно с поэтом. ѕозднее оба принимали участие в войне на  авказе. ” ¬. хранились (до 1879) подлинный экз. журн. «Ўкольна€ зар€» и юнкерские карикатуры Ћ., а также две его акв.: «Ѕивуак л.-гв. √усарского полка под  расным —елом» (1835) и «ћельница с тройкой». Ќа первой из них в числе др. офицеров Ћ. изобразил ¬.

ѕортрет ¬. (акв.) работы ј. ».  люндера хранитс€ в ѕавловском ƒворце-музее.

Ћит.: ѕотто (1), ѕриложени€, с. 63; Ћонгинов, с. 384; ¬исковатый ѕ., ћ. ё. Ћ. Ќеизд. стихотворени€, «–—», 1882, кн. 8, с. 391 (инициалы ¬. указаны ошибочно); јвтографы и рисунки ћ. ё. Ћ., наход€щиес€ в ќтделе рукописей, в кн.: —б. —оцэкгиза, с. 85 (є 2, 3); ƒурылин (6), с. 207-09 (¬. ошибочно назван Ќиколаем —тепановичем); јндроников »., ƒень Ћ., «Ћ√», 1964, 15 сент.; ќкунев.

¬я«≈ћ— »… ѕј¬≈Ћ ѕ≈“–ќ¬»„

¬я«≈ћ— »… ѕавел ѕетрович (1820-88), кн€зь. —ын ѕ.ј.¬€земского. ѕознакомилс€ с Ћ., будучи студентом ѕетерб. ун-та; в 1838-41 встречалс€ с ним у  арамзиных и ¬алуевых. ѕозднее - археограф, основатель ќб-ва любителей древней письменности, сенатор. ѕо свидетельству ¬., Ћ. перевел стих. √ейне «—осна и пальма» по его просьбе; сам ¬. перевел на франц. €з. стих. Ћ. «“учи» и «≈сть речи - значенье». ¬ воспоминани€х (1887) ¬. рассказывает, со слов ».ƒ.Ћужина, что, получив известие о смерти Ћ., Ќиколай I сказал: «—обаке собачь€ смерть». ¬. вывел Ћ. в качестве одного из действ. лиц в «ѕисьмах и записках» ќмер де √елль, €вл€ющихс€ лит. мистификацией.

ѕортрет ¬. (рис.) работы “. –айта (1841) хранитс€ в музее »–Ћ» (см. журн. «Ќева», 1969, є 6, с. 196).

—оч.: Ћ. и г-жа √оммер де √елль в 1840 году, «–ј», 1887, є 9, с. 129-42; —обр. соч., —ѕЅ, 1893, с. 627-44 (ср. ¬оспоминани€).

Ћит.:  аплан, с. 761-66; ѕопов ѕ. (2), с. 767-75; ћайский (3), с. 138-39.

¬я«≈ћ— »… ѕ≈“– јЌƒ–≈≈¬»„

¬я«≈ћ— »… ѕетр јндреевич (1792-1878), рус. поэт и критик. ѕознакомилс€ с Ћ. после смерти ј. —. ѕушкина; встречалс€ с ним у  арамзиных, ¬. ‘. ќдоевского, ћ. ё. ¬иельгорского, ћ. ѕ. ѕогодина. ¬месте с ¬. ј. ∆уковским способствовал по€влению «“амбовской казначейши» в «—овр.». ¬. пон€л скрытые политич. причины, вызвавшие гибель поэта; в письме к ј. я. Ѕулгакову от 4 авг. 1841 он писал: «ћы все под грустным впечатлением извести€ о смерти бедного Ћермонтова. Ѕольша€ потер€ дл€ нашей словесности. ќн уже многое исполнил, а еще более обещал. ¬ нашу поэзию стрел€ют удачнее нежели в Ћудвига ‘илиппа. ¬торой раз не дают промаха». ¬ дневниковой записи ¬. пр€мо сравнивал судьбу Ћ. и ѕушкина. ¬ 1841 в письме к —. ѕ. Ўевыреву упрекал последнего за недооценку творчества Ћ. ќднако лично Ћ. был чужд ¬., полагавшему, что своим поведением в об-ве Ћ. копирует ѕушкина.

¬ ст. «¬згл€д на литературу нашу после смерти ѕушкина» (1847) ¬. писал: «Ћермонтов имел великое дарование, но не успел, а может быть, и не умел вполне обозначить себ€. ѕреждевременна€ смерть его оставила неразрешенным вопрос: заместил ли бы он ѕушкина, или нет? ¬еро€тно, нет. ¬ природе Ћермонтова не было всеобъемлемости и разнообрази€ природы ѕушкина. ¬ нем наравне с ним была поэтическа€ впечатлительность, восприимчивость и раздражительность, может быть, наравне с ним и высокое художественное чувство, но не было глубокого взгл€да, бесстрасти€, равновеси€, которые выказались так сильно в некоторых творени€х ѕушкина».  онсерватизм воззрений ¬. в 40-х и тем более 70-х гг. преп€тствовал верной оценке м€тежной поэзии Ћ. ѕерерабатыва€ статью в 70-е гг., ¬. значительно расширил и усилил критич. часть отзыва: по его мнению, Ћ., в отличие от ѕушкина, «...не шел вперед. Ћира его не звучала новыми струнами. ѕоэтический горизонт не расшир€лс€. Ћермонтов осталс€ русским и слабым осколком Ѕайрона».

¬€земский ѕетр јндреевич

ѕ. ј. ¬€земский. јкварель ». ƒица. 1838.

ѕоэзи€ ¬. была чужда лермонт. лирике, во многом это объ€сн€етс€ тем, что «индивидуалистический, самоуглубл€ющийс€ человек не привлекал внимани€ ¬€земского... –омантический герой, тон исповеди, непосредственное изображение «внутреннего человека» - все это чуждо его поэзии» (√инзбург Ћ. я., ¬ступит. ст., в кн.: ¬€земский ѕ. ј., —тихотворени€, Ћ., 1958, с. 21).

ѕредположение о том, что ¬. - адресат эпиграммы Ћ. «¬ы не знавали кн€зь ѕетра?», не может считатьс€ убедительным (см. об этом в ст. Ўаликов ѕ. ».). ќтзвуки ст. ¬. «ќтрывок из письма к ј. ». √отовцевой» содержатс€ в стих. Ћ. «∆урналист, читатель и писатель», к-рое ¬. находил «прекрасным».

—оч.: ѕолн. собр. соч., т. 2, —ѕЅ, 1879, с. 358-59; ѕисьма к —. ѕ. Ўевыреву, «–ј», 1885, кн. 2, с. 307; «аписные книжки (1813-1848), ћ., 1963, с. 274; ¬оспоминани€ (2), с. 361-62.

Ћит.: Ўереметев —. ƒ.,  н€зь ѕетр јндреевич ¬€земский, —ѕЅ, 1891, с. 17; Ёйхенбаум (2), с. 86; јшукина ћ., Ўаликов или ¬€земский?, «Ћит. –осси€», 1964, є 42, с. 10; √ерштейн (8), с. 181-211; √иллельсон ћ. »., ѕ. ј. ¬€земский, Ћ., 1969, с. 285, 289, 311-16.

ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница
© 2000- NIV