Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЛА"-"ГОР")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЛА"-"ГОР")

ГЛАЗУНОВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936), рус. композитор, дирижер. В 1913 написал музыку к драме Л. «Маскарад», поставленную Александринским театром в Петербурге (см. Театр и Лермонтов). Музыка к спектаклю, созданная в лучших классич. традициях, передает глубокий внутр. драматизм "Маскарада", воспроизводит романтич. атмосферу пьесы, мир переживаний и чувств ее героев. Для воссоздания духа времени композитор использовал романс "Венецианская ночь" и "Вальс-фантазию" М. И. Глинки. По настоянию режиссера спектакля В.Э. Мейерхольда Г. включил в свою музыку характеристику Неизвестного, выдержанную в мистическо-символич. духе, но сглаженную режиссером в позднейших постановках "Маскарада" (1933 и 1938). Наибольшей популярностью пользовался романс Нины ("Когда печаль слезой невольной") (отд. изд., Лейпциг, 1926). Отрывки из музыки к "Маскараду" неоднократно издавались ("Мазурка", "Andante", "Меланхолия" - см. Стемпневский С., Избр. отрывки из театр. музыки рус. композиторов. Переложение для фп., М., 1963).

В своих романсах Г. часто обращался к стихам и поэмам Л.: «Слышу ли голос твой» («Артист», 1891, № 16); «Нет, не тебя так пылко я люблю» (в его сб.: Избр. романсы, М. - Л., 1965); «Лишь только ночь своим покровом» (отрывок из поэмы «Демон», 1881, изд. 1954); «Черкесская песня» (из поэмы «Измаил-Бей», 1880, неизд.).

Лит.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 2, Л., 1960, с. 510-11, 513, 515-16; Ганина М., Музыка Глазунова к драме Л. «Маскарад», в сб.: Рус. музыка на рубеже XX в., М. - Л., 1966, с. 199-214; Гловацкий, с. 95-96.

ГЛАЗУНОВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ

ГЛАЗУНОВ Илья Иванович (1786-1849), рус. издатель, преемник И. П. Глазунова (1762-1831), одного из основателей крупнейшей в России изд.-книготорговой фирмы (в Москве, затем в Петербурге). Возглавлял фирму в 1831-49. В типографии Г. напечатаны единств. прижизненные издания соч. Л.: «Герой нашего времени» (ч.I-II, 1840, тираж 1000 экз.) и «Стихотворения» (1840, тираж 1000 экз.). В 1841 и 1843 Г. выпустил 2-е и 3-е изд. «Героя...», в 1842 - 2-е изд. «Стихотворений». Изд. отличались полиграфич. изяществом. В течение мн. лет фирма имела привилегию на издание соч. Л.

Лит.: Лисовский Н. М., Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуновых в связи с развитием их книгоиздательства. 1803-1903, СПБ, 1903, с. 60-61.

ГЛАЗУНОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р. 1930), сов. художник. Оформил изд. поэмы Л. «Мцыри» (1965). На суперобложке представлен «Вид из окна монастыря», на фронтисписе - портрет Л., в тексте - 7 илл. (все листы исполнены в технике соус). Фрагменты нац. арх. мотивов, фресковой живописи и груз. пейзажи помогают раскрытию осн. темы. Композиция илл. «Монастырь в горах» восходит к рис. Л. 1837 «Развалины на берегу Арагвы в Грузии».

Лит.: Языкова И. В., Илья Глазунов, 2 изд., М., 1973, с. 122-24.

ГЛЕБОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ

ГЛЕБОВ Михаил Павлович (1819-47), друг Л., секундант на последней дуэли. По окончании Школы юнкеров в 1838 был выпущен корнетом в л.-гв. Конный полк. Вместе с Л. участвовал в сражении при р. Валерик 11 июля 1840, отличился и был тяжело ранен. В апр. 1841 принимал в своем имении Мишково Л. и А. А. Столыпина (Монго), ехавших на Кавказ. В Мишкове и после смерти Г. хранился портрет Л. с надписью: «Другу Глебову Лермонтов. 1841 год. Мишково» и с полуистершимися стихами, а также кавказская шашка с буквой «Л.». Летом 1841 Г. жил в Пятигорске в одном доме с Н. С. Мартыновым, входил в кружок молодежи, группировавшейся около Л. Ему адресован приписываемый Л. экспромт «Милый Глебов» (II, 249). Во время последней дуэли Г., по-видимому, более других секундантов старался примирить противников. По сведениям П. К. Мартьянова, Л. излагал Г. по пути к месту дуэли план задуманной исторической трилогии, что вызывает сомнения исследователя (Э. Герштейн).

Глебов Михаил Павлович

М. П. Глебов. Акварель неизвестного художника.

Нек-рое время Г. оставался возле убитого Л., ожидая возвращения др. секундантов. Но затем, по словам Н. П. Раевского, ускакал в Пятигорск, доложил о случившемся В. И. Ильяшенкову, был посажен на гауптвахту. Вероятно, по сложившемуся обычаю защищать оставшихся в живых участников дуэли Г. вместе с А. И. Васильчиковым старался облегчить участь убийцы Л., что видно из переписки с Мартыновым. Приговор о лишении Г. «чинов и прав состояния» Николай I отменил «по уважению полученной им тяжелой раны». Г. рассказывал Ф. Боденштедту подробности ссоры Л. с Мартыновым и передал для перевода 17 стих. Л., к-рые затем были ему возвращены (впоследствии, очевидно, утрачены). В сент. 1843 Г. попал в плен к горцам, но через полтора месяца был выкраден благодаря обещанной за него награде. В 1847 убит при осаде аула Салты.

Портрет Г. (акв.) работы неизв. художника хранится в ИРЛИ (опубл. в кн.: Л. в портретах, с. 299).

Лит.: Потто (1), с. 73; Висковатый П. А., К материалам для биографии М. Ю. Л., «РС», 1879, № 10, с. 353; Б(артенев) П., К делу о смертном поединке Л. Письмо двух секундантов (Глебова и А. И. Васильчикова) к Н. С. Мартынову, «РА», 1885, № 3, с. 461-62; [Раевский], № 7, с. 168, 170; Коробьин Г., К биографии М. Ю. Л., «ИВ», 1890, № 3, с. 726-27; Оболенский Д., Бумаги о поединке Н. С. Мартынова с Л., «РА», 1893, № 8, с. 599-600; Зиссерман А., Еще о поединке Л., там же, 1893, № 9, с. 126; Мартьянов, т. 2, с. 59, 67, 84-90, 93-103; т. 3, с. 9-11; Смысловский В., Воспоминания о пребывании М. Ю. Л. в Орлов. губ., Орел, 1909; Нечаева, с. 18-24, 26-29, 31, 33-58, 60, 62-63; Попов А. (2), с. 179, 181, 183-84; Гладыш, Динесман, с. 53; Герштейн (8), с. 357, 426-27, 429-36; Воспоминания (см. указат. имен); Недумов, с. 124, 166, 168-71, 174-75, 230, 235, 238-39, 244-45, 265, 272; Катанов В., Друзья на всю жизнь. Заметки книголюба, Тула, 1975, с. 129-31; Чекалин С., «Милый Глебов», «Огонек», 1978, № 39, 23 сент.

ГЛИНКА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-57), рус. композитор. К лирике Л. обращался дважды. Композитор и Л. могли быть знакомы и лично, встречаясь в доме Мих. Ю. Виельгорского и у А. С. Стунеева.

Романс на стихи Л. «Слышу ли голос твой» Г. сочинил в Варшаве в июне 1848, по свидетельству П. П. Дубровского, после красочного нар. празднества в Белянах, свидетелем и участником к-рого был композитор. «Когда мы возвратились домой, то он сел за фортепьано, и романс «Слышу ли голос твой» был готов...», - сообщает Дубровский. Романс посв. Анне Андриановне Волховской, принимавшей участие в поездке в Беляны (СПБ, год изд. неизв.). Музыка романса отмечена ясной гармоничностью, светлым восприятием жизни.

История создания второго романса не совсем обычна. 28 сент. 1847, в тяжелую для Г. пору его пребывания в Смоленске (осенью и зимой 1847), композитор, по его признанию, «оставшись один в сумерки... почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал «Молитву» без слов для фортепьано...» (см. "Записки", 1953, с. 201). Позже, в кон. 1854 или в нач. 1855, к сочиненной ранее музыке Г. добавил стихи Л.: «В минуту жизни трудную». Характер развития мелодии, использованные Г. приемы ее гармонич. сопровождения выразительно раскрывают психол. содержание стих. Л. «Молитву» для контральто соло, хора и оркестра Г. готовил к концерту певицы Д. М. Леоновой; она была исполнена впервые в Петерб. театральном уч-ще в начале апр. 1855. «...Молитва же, петая г-жей Леоновой с оркестром и хором, произвела на слушателей сильное и глубокое впечатление и отлично прошла с первого раза...», - сообщал автор Н. В. Кукольнику. Партитура «Молитвы», написанная неизв. рукой, с датой: «20 января 1855 года» хранится в архиве Г. (ГПБ, ф. 190, № 8, изд. 1855).

Соч. Записки. Под ред. В. Богданова-Березовского, Л., 1953, с. 201, 205; Лит. произведения и переписка, М., 1973 (по указат. произв. и имен).

Лит.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952, с. 130-131; М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества. Сост. А. Орлова, М., 1952, с. 341, 349; М. И. Глинка в воспоминаниях современников. Сост. А. Орлова, М., 1955, с. 196, 261, 278; Памяти Глинки. 1857-1957. Исследования и материалы, М., 1958 (по указат. имен); Муз. наследство, т. 3, М., 1970, с. 62-64, 193.

"ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ"

«ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ», раннее стих. Л. эпиграмматич. характера (1830). По своей теме и стилистике включается в традицию «легкой поэзии», к-рой Л. отдал нек-рую дань в ранних опытах. Глупая красавица, вероятнее всего, не конкретный, а типич. адресат, весьма характерный для этой поэтич. традиции (ср. стих. Л. на ту же тему: «К глупой красавице»); к ней же восходят и условно-античная символика стих. с характерными перифрастич. метафорами («чаша любви», «вино Амура»), и несколько искусственное двухчастное построение по принципу парадокса-антитезы (не испытывая жажды, лирич. герой пьет «вино Амура», а в момент жажды не может его получить). Заключит. строчка с неожиданным и грубоватым «объяснением» комически контрастирует с изысканно-прециозной манерой предшеств. строк («Затем что чаша влаги страстной, / Как голова твоя - пуста»).

Автограф - ИРЛИ, тетр. VIII. Под текстом позже приписана дата: «1830 года - 4 октября». Заглавие в скобках. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 130. Датируется на основе пометы в автографе.

Лит.: Пейсахович (1), с. 431-32.

"ГЛЯДИСЯ ЧАЩЕ В ЗЕРКАЛА"

«ГЛЯДИСЯ ЧАЩЕ В ЗЕРКАЛА», см. «К***».

"ГЛЯЖУ НА БУДУЩНОСТЬ С БОЯЗНЬЮ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОГЕНЛОЭ-ЛАНГЕНБУРГ-КИРХБЕРГ КРИСТИАН ЛЮДВИГ ФРИДРИХ ГЕНРИХ

ГОГЕНЛОЭ-ЛАНГЕНБУРГ-КИРХБЕРГ (Hohenlohe-Langenburg-Kirchberg) Кристиан Людвиг Фридрих Генрих (1788-1859), князь, вюртембергский посланник в Петербурге (1825-48). Был женат на Е. И. Голубцовой (1802-40), двоюродной сестре Н. П. Огарева. Г.-Л.-К. хорошо знал Россию, понимал значение деятельности А. С. Пушкина. Л. заинтересовал его как автор стих. «Смерть поэта». 16 нояб. 1839 Л. был на балу у вюртемберг. посланника; утром в день бала Л. и Г.-Л.-К. встретились у А.И. Тургенева. В дек. 1839 у Г.-Л.-К. состоялась беседа о Л. между А. И. Тургеневым и первым секретарем франц. посольства бароном Андре, к-рый имел поручение выяснить содержание стих. «Смерть поэта», якобы задевавшего престиж Франции. В депеше Г.-Л.-К. его королю от 22 марта 1840 содержалось сообщение о дуэли Л. с Э. Барантом. «Предполагают, - добавлял Г.-Л.-К., - что г-н Лермонтов, который возбуждает некоторый интерес достаточно замечательным поэтическим талантом, будет отправлен на Кавказ, где он в скором времени найдет возможность отличиться и заслужить опять эполеты, которые он может потерять вследствие суда, который его ожидает» (Stuttgart, Ministerium der Aussvärtiger Angelegenheiten E. 71, Carton VIII, Verzeichniss 30, St. Petersburg Relationen).

Лит.: Герштейн (3), с. 399-400, 408-09; Герштейн (8), с. 29-30; Мануйлов (10), с. 109, 113, 123; Эйдельман Н. Я., Секретное донесение Геверса о Пушкине, в кн.: Временник пушкинской комиссии. 1971, Л., 1973, с. 9, 17-19, 26.

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОДЕИН ПЕТР ПАВЛОВИЧ

ГОДЕИН Петр Павлович (1814-50), знакомый и однополчанин Л. по л.-гв. Гусарскому полку; с 1837 - полковой адъютант. Принадлежал к тем друзьям Л., к-рые, по словам современников, «чтили в нем поэта и гордились им» (А. В. Васильев).

Портреты Г. (акв.) работы А. И. Клюндера (1839) хранятся в Эрмитаже, в музее ИРЛИ и Павловском дворце-музее.

Лит.: Манзей, ч. 3, с. 192; Дергачев И., В лейб-гвардии гусарском..., «Урал», 1964, № 10; Столыпин Д. А. и Васильев А. В., в кн.: Воспоминания; Окунев, с. 178, 181, 183.

ГОЙТИНСКИЙ ЛЕС

ГОЙТИНСКИЙ ЛЕС, см. Чечня.

ГОЛИЦЫН ВАЛЕРИАН МИХАЙЛОВИЧ

ГОЛИЦЫН Валериан Михайлович (1803-59), князь, знакомый Л. Член Сев. об-ва декабристов, участник восстания 14 дек. 1825. После сиб. ссылки был в 1829 переведен рядовым на Кавказ; с 1834 - в Кабард. егерском полку, стоявшем под Ставрополем. В мае 1837 получил первый офицерский чин. Л. познакомился с Г. летом

1837 в Пятигорске, где тот проводил отпуск; в октябре поэт встречал его в Ставрополе. По мнению Д. Д. Оболенского, знавшего Г. только в поздние годы, эпизод в романе «Герой нашего времени», когда Грушницкий после солдатских погон надевает офицерские эполеты, взят из жизни Г.

Лит.: Филипсон Г. И., Воспоминания, М., 1885, с. 108, 178; Оболенский Д. Д., Наброски из прошлого, «ИВ», 1893, № 11, с. 369; Морозова, с. 627, 628, 630; Попов А. В. (2), с. 105; Гиреев и Недумов, с. 513-14; Сатин Н. М., в кн.: Воспоминания; Недумов, с. 93, 113-15; Назарова (2).

ГОЛИЦЫН ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ГОЛИЦЫН Владимир Сергеевич (1794-1861), князь. участник Отечеств. войны 1812, соратник А.П. Ермолова, полковник. В 1839-42 командовал кавалерией на левом фланге Кавк. линии в отряде П.Х. Граббе. Имея в виду участие Л. в осенней экспедиции 1840 в Малую Чечню, Г. в рапорте начальству указывал, что поэт действовал «всюду с отличною храбростью и знанием дела», проявив 30 окт. во втором сражении при р. Валерик «опыт хладнокровного мужества». В заключение Г. представлял Л. к награждению золотой саблей с надписью «За храбрость» (Д. В. Ракович). Летом 1841 Л. встречался с Г. в Пятигорске. Мемуаристы рассказывают о размолвке между ними по поводу организации бала 8 июля, за неделю до дуэли. Письмо Г. к жене - первый достоверный источник сведений о дуэли Л. с Н. С. Мартыновым. Не чуждый худож. интересов (печатался в альманахах 30-х гг., рисовал, играл и пел), Г. ценил талант Л. В письме к А. И. Тургеневу А. Я. Булгаков передал его слова: «Россия лишилась прекрасного поэта и лучшего офицера. Весь Пятигорск был в сокрушении, да и вся армия жалеет об нем» (Э. Герштейн).

Портрет Г. (литография) работы Т. Райта хранится в ГРМ.

Лит.: [Раевский], № 7, с. 167-68; Шан-Гирей Э. А., Ответ г. Филиппову на статью, помещенную в журн. «Рус. мысль», «РО», 1891, № 4, с. 710; Ракович, с. 249-50; Дроздов И. И., Записки кавказца, «РА», 1896, № 10, с. 214-15; Щеголев, в. 2, с. 124; Герштейн (8), с. 350-51, 389-91, 396, 437; Арнольди, в кн.: Воспоминания; Чилаев и Раевский, там же; Булгаков, там же; Недумов, с. 61-63, 236-37, 256; Корнилова.

ГОЛИЦЫН ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ

ГОЛИЦЫН Леонид Михайлович (1806-60), князь, однополчанин Л. Брат В.М. Голицына. Ротмистр л.-гв. Гусарского полка; в янв. 1835 вышел в отставку в чине полковника. Л. упоминает о нем в автобиографич. заметке «Ахвердов(а) - на Кирочной» (VI, 388).

Лит.: Манзей, с. 115; Андроников (2).

ГОЛЛАНД КОНСТАНТИН

ГОЛЛАНД Константин (1804-68), оперный певец (тенор), артист нем. оперной труппы в Петербурге. По словам Г. Берлиоза, «даровитый актер, с редким мастерством фразирующий». В опере Ф. Обера «Фенелла», упоминаемой в «Княгине Лиговской», исполнял роль рыбака Фиорелло. О популярности Г. как исполнителя этой роли свидетельствует литография с рис. Ив. П. Брюлло, изображающая финальную сцену оперы, шедшей на сцене Александринского театра 14 янв. 1834.

Лит.: «Сев. пчела», 1834, 12 февр., с. 133-34; ЛН, т. 58, с. 277, 278; Вольф А., Хроника Петерб. театров, СПБ, 1877, ч. 1, с. 43; «РС», 1890, т. 66, с. 19; 1892, т. 75, с. 463, 465.

ГОЛОВАЧЁВ ГРИГОРИЙ ФИЛИППОВИЧ

ГОЛОВАЧЁВ Григорий Филиппович (1818-80), соученик Л. по Моск. ун-ту, историк. Утверждал, что знал поэта еще в Пансионе, хотя в др. источниках среди воспитанников пансиона тех лет его фамилия не упоминается (Ф. Майский, Т. Левит). В воспоминаниях Г. содержатся нек-рые сведения о Л.-студенте и приведено ходившее в ун-те как лермонтовское стих. «Хвала тебе, приют лентяев» (II, 247).

Соч. Университет. воспоминания, «День», 1863, 19 окт.; Отрывки из воспоминаний, «РВ», 1880, № 10.

Лит.: Бродский (5), с. 242, 251-52; Майский (2), с. 238; Левит, с. 232-33.

ГОЛОВИН ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГОЛОВИН Евгений Александрович (1782-1858), командир Отдельного Кавк. корпуса и управляющий гражд. администрацией на Кавказе во время службы там Л. (1840-41), генерал от инфантерии. Когда в марте 1841 за участие в экспедиции против горцев 1840 Л. был представлен к награждению орденом Владимира 4-й степени, золотой сабле и обратному переводу в гвардию, Г. снизил награду до ордена Станислава 3-й степени. Однако П. А. Клейнмихель в предписании от 30 июня 1841 указал Г. на то, что Николай I вообще вычеркнул Л. из списка награжденных. С 19 авг. 1841 по 6 февр. 1842 Г. участвовал в офиц. переписке по поводу дела об убийстве Л. на дуэли, согласившись (с незначит. уточнениями) с ранее высказанным мнением П.Х. Граббе, предусматривавшим более серьезное наказание для участников дуэли, чем то, к-рое было предписано Николаем I.

Портрет Г. (масло) работы Дж. Доу хранится в Эрмитаже (см. в изд.: Глинка В. М., Поморнацкий А. В., Военная галерея Зимнего дворца, Л., 1974, с. 168).

Лит.: Лебединец Г. С., М. Ю. Л. в битвах с черкесами в 1840 г., «РС», 1891, № 8, с. 355-68; Щеголев, в. 2, с. 125-126; Нечаева, с. 29, 31, 34, 36, 39, 41, 47, 48; Семенов (5), с. 208; Андреев-Кривич (3), с. 411, 413; Мануйлов (10), с. 148, 163.

ГОЛОВИН ИВАН ГАВРИЛОВИЧ

ГОЛОВИН Иван Гаврилович (1816-90), мемуарист. По окончании Дерптского ун-та служил в Мин-ве иностр. дел, в 1841 эмигрировал и занялся публицистикой. А. И. Герцен отрицательно охарактеризовал Г. («Былое и думы»). Л. встречался с Г. у А. А. Краевского и др. общих знакомых. Г. невысоко ценил творчество Л. Свидетельствуя, что современники называли Л. «русским Гёте», он иронизировал: «Отчего не Платеном?». В связи с положит. отзывом о нем в «СП» Г. поддержал версию о том, что Е.А. Арсеньева послала Ф.В. Булгарину 500 рублей, желая обеспечить его благожелат. отношение к «Герою нашего времени».

Соч. Записки, Лейпциг, 1859, с. 66-67.

ГОЛУБКИНА АННА СЕМЕНОВНА

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна (1864-1927), сов. скульптор. В 1900 выполнила бюст Л. по заказу В. П. Фирсановой, владелицы подмоск. усадьбы Середниково. В память о посещениях Л. этой усадьбы в сквере перед домом был установлен бронзовый бюст поэта, отлитый в Париже в одном экземпляре. Впоследствии были еще выполнены отливы в гипсе и бронзе: авт. гипсовая модель - в ГРМ; бронза - в ГТГ; гипсовые экземпляры - в Пятигорске и Тарханах. После Окт. революции долгое время местонахождение памятника не было известно. В 1937 он был опознан другом скульптора - А. А. Хотяинцевой в том же имении (ныне санаторий «Мцыри», ст. Фирсановка Окт. ж. д.). Портретное сходство в скульптуре выражено слабо; видимо, Г. не ставила перед собой такой задачи, она стремилась создать глубокий и одухотворенный образ поэта.

Лит.: Выставка лермонт. фондов моск. музеев, М., 1940, с. 11; Пахомов (2), с. 94, 209; Лукьянов С., Жизнь А. С. Голубкиной, М., 1965, с. 48.

ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91), рус. писатель. Одновременно с Л. (с 1831) был студентом Моск. ун-та, где встречал поэта, но не был с ним знаком. В своих «Воспоминаниях» (1887) оставил описание внешнего облика Л.-студента (VII, 202). В 1859, будучи цензором СПБ цензурного комитета, Г. содействовал печатанию текстов Л. (в Собр. соч. Л. под ред. С. С. Дудышкина) в возможно более полном виде: в марте 1859 предлагал восстановить ранее исключенные места в поэмах «Боярин Орша» и «Демон», а также впервые разрешить к печати поэму «Ангел смерти»; в ноябре 1859 добился «дозволенья» печатать «Смерть поэта» с последними 16 строками (кроме стиха «Вы, жадною толпой стоящие у трона»). В ст. «Мильон терзаний» (1872) Г. характеризовал Онегина и Печорина - в отличие от деятельного Чацкого - как «паразитов, изумительно начертанных великими талантами», «болезненные порождения отжившего века» (VIII, 13-14); недовольство Печорина средой, презрение к «пустоте жизни» не мешало ему «блестеть интересной скукой».

Высокая оценка поэзии Л. дана Г. в критич. заметках «Лучше поздно, чем никогда» (1879), а также в письме к В. В. Стасову от 27 окт. 1888. Считая Л., наряду с Н. В. Гоголем, прямым наследником А. С. Пушкина, Г. вместе с тем отмечал, что «...Лермонтов ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли, нового движения европейской и русской жизни и опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета» (VIII, 77).

В созданном Г. типе Обломова Н. А. Добролюбов видел историч. завершение типа «лишнего человека», ведущего свою родословную от Онегина и Печорина («Что такое обломовщина?», 1859).

Соч. Собр. соч., т. 7, М., 1954, с. 202; т. 8, М., 1955, с. 13-14, 76-77, 334.

Лит.: Добролюбов, т. 4; Здобнов, с. 268-69; Цейтлин А. Г., И. А. Гончаров, М., 1950, с. 390; Бейсов П., Гончаров и родной край, [Ульяновск], 1951, с. 60, 68-69; Алексеев А. Д., Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова, М. - Л., 1960 (по указат.); Попов А. В., И. А. Гончаров и М. Ю. Л., в кн.: Материалы юбилейной Гончаровской конференции, Ульяновск, 1963, с. 239-45; Глухов В. И., Традиции Л. в романе Гончарова «Обыкновенная история», в кн.: Сб. Ереван, 1974.

ГОНЧАРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

ГОНЧАРОВ Иван Николаевич (1810-81), поручик л.-гв. Гусарского полка (1831-40), «весьма блистательный офицер» (А. Н. Муравьев). Г., шурин А. С. Пушкина, был, видимо, одним из источников осведомленности Л. о преддуэльной истории и о самом поединке поэта с Ж. Дантесом. С др. стороны, Пушкин, к-рый, если верить А.В. Васильеву, знал о Л., мог познакомиться с его стихами благодаря Г. Был принят Г. и у Карамзиных, где часто бывал Л.

Портреты Г. (акв.) работы А. И. Клюндера (1839) хранятся в Воронеж. обл. музее изобразит. иск-в (см. в кн.: Записки воронежских краеведов, Воронеж, 1979, с. 58) и в ВМП. Портрет Г. (акв.) работы неизв. художника (40-е гг.) хранится в ВМП (см.: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. 2, 1974).

Лит.: Манзей, с. 130; Муравьев А. Н., Мои воспоминания, «РО», 1896, № 2, с. 513; Щеголев П. Е., Дуэль и смерть Пушкина, 3 изд., М. - Л., 1928, с. 76-78; Зильберштейн, с. 26; Майский (3), с. 128; Столыпин Д. А. и Васильев А. В., в кн.: Воспоминания; Окунев, с. 173, 174, 178, 179.

ГОРАЦИЙ

ГОРАЦИЙ (полное имя - Квинт Гораций Флакк, Quintus Horatius Flaccus) (65-8 до н. э.), рим. поэт. Л. читал Г. в оригинале: он входил в учебные программы. В юношеской поэме Л. «Джюлио» строфы 212-220, поставленные в кавычки как цитата из «римского поэта-мудреца» (III, 73), представляют собой вольное переложение из Г. (кн. II, ода 16, строфы 3 и 6). Сходный образ Страха, Опасности и Заботы, к-рые следуют за человеком, сядет ли он на корабль или на коня, содержится у Г. в кн. III, оде I, строфе 10. Примечательно, что Г. для юного Л. - «поэт-мудрец». Считалось, что имя Нэеры («К Нэере») Л. заимствовал у Г. («Ad Neaeram», epod. 16), однако вероятнее, что он нашел его у А. Шенье.

Лит.: Краков, с. 10-12.

ГОРБУНОВ КИРИЛЛ АНТОНОВИЧ

ГОРБУНОВ Кирилл Антонович (1822-93), рус. художник. Бывший крепостной, получил в 1841 вольную и поступил в АХ (1842-46). Ученик К. П. Брюллова; с 1851 акад. живописи. В последний приезд Л. в Петербург (февр. 1841) Г. по просьбе А. А. Краевского написал акв. портрет Л. в сюртуке Тенгинского пех. полка, в к-ром он тогда служил (музей ИРЛИ). Это последнее прижизненное изображение поэта поражает одухотворенностью образа. А. З. Зиновьев и Краевский, близко знавшие Л., находили в портрете большое сходство с оригиналом. В 1842 литография портрета рассылалась подписчикам как приложение к XX т. «ОЗ». Св. 20 лет он был единств. изображением поэта, известным широкой публике.

Второй портрет Л., на к-ром поэт изображен в красном ментике л.-гв. Гусарского полка (холст, масло; музей ИРЛИ), Г. создал в 1883 по заказу офицеров этого полка для Лермонт. музея. Работая над живописным полотном, Г. пользовался первым акв. портретом как этюдом, выполненным с живой натуры. Написанный с большим мастерством, этот портрет наиболее значителен в посмертной иконографии Л.

Лит.: Пахомов (2), с. 48-51; Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн.: Рус. иск-во. Очерки, М., 1958, с. 115, 127-28; Зильберштейн, с. 35-38; Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45-46, с. 776-81; Описание ИРЛИ, т. 2, с. 57-65.

ГОРИН-ГОРЯИНОВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ

ГОРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. - Горяинов) Борис Анатольевич (1883-1944), рус. сов. актер. С 1911 - в Александринском театре (ныне Ленингр. академич. театр драмы им. А. С. Пушкина). В 1915 в спектакле «Два брата» (см. Мейерхольд В. Э.) исполнил роль князя Лиговского, увидев в этом образе пустую и будничную фигуру, противостоящую романтически-бурным характерам др. персонажей. Наивная преданность и безропотная покорность молодой жене неожиданно сменялись к концу спектакля необузданной злобой властелина. Для воплощения ничтожества князя Г.-Г. прибегал к приемам внешнего комизма, к нарочитой утрировке и трюкам. В «Маскараде» (Александринский театр, 1917) Г.-Г. нарисовал созвучную трактовке Мейерхольда таинственную фигуру остроумного, респектабельного Казарина, тонкими чертами оттенив его внутр. аморальность.

Соч. Рождение роли, «Иск-во и жизнь», 1939, № 3, с. 26-28.

Лит.: Плещеев А., Спектакль Лит. фонда, «Новое время», 1915, 14 янв.; Ю. С., Лермонт. спектакль Лит. фонда, «Аполлон», 1915, № 2, с. 67.

"ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ"

«ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ», см. "Из Гёте".

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРЯЧЕВОДСК

ГОРЯЧЕВОДСК, см. Пятигорск.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV