Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДИТ"-"ДЯД")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДИТ"-"ДЯД")

"ДИТЯ В ЛЮЛЬКЕ"

«ДИТЯ В ЛЮЛЬКЕ», перевод (1829) филос. двустишия Ф. Шиллера «Das Kind in der Wiege» (1796) из цикла «Вотивные таблицы». Смысл подлинника передан верно, но у Л. отсутствует слово «unendlich» (бесконечный), дважды повторенное Шиллером и усиливающее противопоставление «люльки» и «мира». В 1829 в альм. «Венок граций» опубл. пер. этого дистиха, подписанный Г. С. Стих. позднее переводили М. Д. Деларю, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. Н. Струговщиков и др.

Автограф - ИРЛИ, тетр. III. Впервые - в изд. «Разные сочинения Шиллера в переводах рус. писателей», т. 8, СПБ, 1860, с. 321. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Эйхенбаум (5), с. 437; Ритман-Фетисов М. И., Рус. переводы Абая, в кн.: Казахстан, кн. 2, А.-А., 1946, с. 157-58; Федоров (2), с. 235.

"ДЛЯ ЧЕГО Я НЕ РОДИЛСЯ"

«ДЛЯ ЧЕГО Я НЕ РОДИЛСЯ», стих. раннего Л. (1832), в к-ром дана антитеза борьбы и покоя. Человек уподобляется волне, но одновременно он и отличен от нее. Сравнение душевной жизни человека с жизнью моря см. также в стих. «Волны и люди», в поэме «Моряк», отд. строфы к-рой включены в пятую ред. «Демона» (1833-34).

Автограф - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 17 (письмо к М. А. Лопухиной от 28 авг. 1832). Впервые (вместе с письмом к Лопухиной) - «РА», 1863, № 3, столб. 265-66. Датируется 27 авг. 1832, т. к. в письме Л. сообщает о написании этого стих. накануне, во время небольшого наводнения (поэт жил тогда на набережной Мойки, у Синего моста).

Лит.: Шан-Гирей, в кн.: Воспоминания; Яцевич А., Пушкинский Петербург, Л., 1935, с. 366-67; Пейсахович (1), с. 439; Назарова (3), с. 205-06; Найдич (8), с. 125-126.

ДМИТРЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДМИТРЕВСКИЙ Михаил Васильевич (даты жизни неизв.), знакомый Л.; тифлисский чиновник, в 1837-1841 - старший помощник секретаря гражд. канцелярии главноуправляющего по Грузии; поэт-дилетант (печатался в «Сыне отечества», 1842). Д. был близок кругу ссыльных декабристов: с А. А. Бестужевым его связывала давняя и тесная дружба; с Н. И. Лорером он состоял в переписке. В Тифлисе был принят в доме А. Г. Чавчавадзе, своего служебного начальника, члена совета Гл. управления Закавказским краем. Можно предположить, что именно у Чавчавадзе он в 1837 познакомился с Л. Они встретились в Пятигорске летом 1841, Д. вошел в ближайшее окружение поэта, читал ему свои стихи (Л. высоко их оценил). Д. сопровождал Л. в его поездке в Каррас накануне дуэли. У Д. хранилось бандо Екатерины Быховец, забрызганное кровью поэта. Имя Д. непременно упоминается в мемуарах современников - свидетелей и участников трагедии, разыгравшейся в июле 1841 (Н. И. Лорер, А. И. Арнольди, Э. А. Шан-Гирей, Е. Г. Быховец).

Лит. в кн.: Воспоминания (по указателю); Чистова, с. 199-207; Шадури (4).

ДМИТРИЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

ДМИТРИЕВ Иван Иванович (1760-1837), рус. поэт-сентименталист. Л. мог видеть его 6 апр. 1829 на торжеств. собрании в Пансионе, на к-ром Д. присутствовал как почетный гость. В 1828 стихи Д. у Л. видел А. П. Шан-Гирей; в это же время в «Черкесах» появляются реминисценции из стих. Д. «Причудница» (1794), «Освобождение Москвы» (1795) и «Ермак» (1794). В 1829 Л. использовал форму «Стансов» Д. («Я счастлив был во дни невинности беспечной») в своем «Романсе» («Невинный нежною душою»): четверостишия с повторяющейся последней строкой, композиц. противопоставление молодости - опытности; у Д. рефрен «Я счастлив был», у Л. - «Я был счастлив». В зрелом творчестве Л. воздействие Д. не ощущается. Однако в «Сашке», переосмысливая образы рус. доромантич. сатиры, Л. обращается к «Модной жене» (1791) Д.: в фигурах Ивана Ильича и Марьи Николаевны есть нек-рые черты типологич. близости к Пролазу и Премиле; сходны и детали домашнего быта (собачки, попугай); прямой реминисценцией, функционально переосмысленной Л., оказывается фраза попугая, встречающего гостей: «Кто пришел?... Дурак!» (IV, 62).

Лит.: Нейман (2), 1917, ч. 68, с. 71-75; Эйхенбаум (5), т. 3, с. 559; Федоров (2), с. 41.

ДНЕВНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-61), рус. критик и публицист, революционер-демократ. Познакомился со стихами Л. еще будучи семинаристом; тогда же прочел неопубл. поэму «Демон». Первая запись о чтении соч. Л. (изд. 1847) находится в его «Реестрах читанных книг» за 1852: «Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения... Грусть и презрение к жизни нередко были последствием чтения Лермонтова. А это много значит, когда поэт производит такое впечатление!» (VIII, 402-03). В той же записи говорится об увлечении характером Печорина и о способности критически отнестись к собств. увлечению. Преодоление «печоринства» - один из этапов на пути стремительного идейного формирования Д.

Дневники и статьи Д. насыщены цитатами из стихов Л. В 1857, читая Н. А. Татариновой курс рус. лит-ры, Д. дал общую характеристику Л., воспользовавшись статьями В. Г. Белинского, но особенно подчеркнув недовольство Л. «обществом, в котором он должен жить» (ЛН, т. 67, с. 255-56). Отд. работы о Л. критик не оставил. Наиболее важные мысли его высказаны в ст. «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858), где дана высокая оценка стих. «Родина»: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта» (II, 264). В ст. «Что такое обломовщина?» (1859), продолжая мысль Белинского об Онегине и Печорине как представителях «лишних людей» в рус. лит-ре, Д. полемически завершил эволюцию этого типа образом Обломова; интерпретация обществ. бездействия «лишнего человека» как «обломовщины», вызвавшая возражения критики (А. П. Милюков), свидетельствовала, в частности, об известной односторонности в восприятии Д. как конкретно-социального, так и филос. содержания образа Печорина и романа Л. в целом. Указывая, что Л. с его «громадным талантом» видел спасение от «ложного пути» только в народе, Д. в то же время считал, что поэту недоставало положительного «жизненного идеала».

Лит.: Гершензон, с. 598-99; Бурсов Б. И., Учение Добролюбова о реализме, «Уч. зап. ЛГУ. Серия филол. наук», 1952, № 158, в. 17, с. 144-46; Лаврецкий, с. 26-28; Сутягин И. Н., Добролюбов о народности лит-ры, Ростов н/Д, 1966, с. 104-15.

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако, конкретным содержанием. Единств. страничный рисунок «Проигрыш казначея» - кульминация сюжета - вынесен на фронтиспис (раскрашенный художником оттиск - в музее ИРЛИ); завязка поэмы - «Казначейша у окна» (вариант - графит; музей ИРЛИ) - играет роль заставки; развязка - «Улан уносит казначейшу» - роль концовки. Один из фрагментов сюжета отражен в виньетке на титуле - штаб-ротмистр выпускает из длинного чубука клубы дыма, в к-рых ему мерещится прекрасная казначейша. Поэма прочтена Д. как остросюжетная новелла.

В фонде художника (хранится в Респ. б-ке Литов. ССР) имеются многочисл. эскизы-варианты на ту же тему. Здесь же - черновые эскизы иллюстраций к лирич. стихам Л. «Сижу я в комнате старинной» (4 варианта), «Романс» («Стояла серая скала») и «Чума». Авт. датировка эскизов - 1914. Видимо, иллюстрации предназначались для 4-томного собр. соч. Л., к-рое готовило к юбилею 1914 изд-во «Грядущий день» (изд. не состоялось).

Лит.: Розенталь Л., Добужинский-иллюстратор, «Печать и революция», 1924, кн. 1, с. 90; его же, М. В. Добужинский, М. - Л., 1928, с. 45; Сидоров, с. 178-79; Чугунов Г. И., Книжная графика М. В. Добужинского (заруб. период, 1925-1957), в кн.: Книга. Исследования и материалы. Сб. 24, М., 1972, с. 62.

"ДОВОЛЬНО ТОЛСТ, ДОВОЛЬНО ТУЧЕН"

«ДОВОЛЬНО ТОЛСТ, ДОВОЛЬНО ТУЧЕН», см. "Портреты".

"ДОГОВОР"

«ДОГОВОР», стих. позднего Л. (1841?), переделанное из юношеского стих. «Прелестнице» (1832); принадлежит к лирич. произв. с намечающимися новеллистич. ситуациями и сюжетами («Отчего», «Ребенку» и др.). Заново написанные два последние четверостишия изменили психол. рисунок раннего стих. и придали его стилю подчеркнуто бесстрастную точность, близкую тону «Завещания» («Наедине с тобою, брат»). Если герою «Прелестницы» присущи беззаботно-дерзкое презрение «к людям» и демонстративный вызов условностям, то в «Договоре» утверждаются внутр. независимость и трагич. «безочарование» (знаменитая афористич. сентенция в финале, подчеркнутая изменением рифмовки: «Была без радостей любовь, / Разлука будет без печали»).

В лит-ре высказывались разные мнения относительно социального облика героини: «падшая» ли это женщина, стоящая вне об-ва (убедительно сближение с Тирзой из поэмы «Сашка»), или женщина светского круга, пренебрегшая моралью и «благопристойностью» (В. Г. Белинский в письме к В. П. Боткину контаминирует «Договор» со 2-й пол. стих. «Графине Ростопчиной»). Все же в стих. дана не социально объективированная драма отношений, а некая новая и психологически трезвая расстановка любовных «ролей»: вместо поисков идеальной женской души (см. "Оправдание") - сознательно («договор»!) и заведомо временный союз равных, взаимоузнавание и сближение людей одного душевного опыта, сохранивших в житейском «кружении» крупицу сердечности («людей привыкли мы ценить»). Зрелая поэзия Л. вообще отмечена появлением женского лица, дублирующего героя и его душевный мир.

Поэтич. речь стих. насыщена антитезами, но они оказываются средством не столько романтич. контрастности, сколько углубленного и жесткого анализа. Стих. вызвало восторженные отклики в переписке Белинского и Боткина; вероятно, впечатление от него наложилось на их общее увлечение сен-симонистской проповедью свободного чувства.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XV. Впервые - «ОЗ», 1842, т. 21, № 3, отд. 1, с. 1-2. Датируется предположительно 1841.

Лит.: Белинский, т. 12, с. 84-85; Гинцбург, с. 200-01; Дурылин (1), с. 40-43; Эйхенбаум (12), с. 115-16, 316; Иконников (2), с. 58-61; Пейсахович (1), с. 432.

ДОДД УИЛЬЯМ

ДОДД (Dodd) Уильям (1729-77), англ. проповедник и поэт. Приговоренный к повешению за подделку векселя, написал покаянную поэму «Мысли в тюрьме» («Thoughts in prison», 1777; рус. пер. П. И. Богдановича - «Размышления Додда и сетования его в темнице», 1784). Л. читал в 1830 3-е изд. рус. пер. Богдановича (1795) и подарил эту книгу с надписью «Любезному другу Андрею», видимо А.Д. Закревскому.

Лит.: Любович Н., Туркус Н., Рукой Л., «Юность», 1963, № 6, с. 100-01.

ДОЛГОРУКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ДОЛГОРУКИЙ Александр Николаевич (1819-42), князь, офицер л.-гв. Гусарского полка (с 1837), участник «Кружка шестнадцати». Рис. Д., изображающий Н. И. Бухарова верхом на коне, Л. снабдил подписью: «Рис. К[нязь] Долгорукий 2, 1838» (II, 337). Под рис. - стих. Л. «К портрету старого гусара»; подпись «Лермонтов» также сделана рукой поэта. В конце июня - нач. июля 1840 Л. встречался с Д. в воен. лагере под крепостью Грозной. Оба участвовали в экспедиции А.В. Галафеева в Малую Чечню (в т.ч. в сражении при р. Валерик 11 июля). Между 17 и 23 июля 1840 Д. П. Пален в палатке Л. В. Россильона нарисовал карандашом неск. портретов, в т.ч. Л. и Д. В альбоме П. А. Урусова (ГЛМ) находится рис. с подписью: «Ламберт, Долгорукий, Лермонтов, Урусов, Евреинов на привале в Темир-Хан-Шуре в 1840 году» (см. в кн.: Т. Иванова, Л. на Кавказе, М., 1968, с. 200). Осенью 1840 Л. и Д. встречались в Ставрополе в доме И. А. Вревского. Они дружески общались также летом 1841 в Пятигорске.

Портрет Д. (акв.) работы А. И. Клюндера хранится в Павловском дворце-музее.

Лит.: Манзей, с. 147; Висковатый П. А., М. Ю. Л. Вновь найденный и впервые изд. его портрет, «РС», 1884, кн. 1, с. 239; Висковатый, с. 345 (Д. ошибочно назван здесь Сергееем); Лебединец Г. С., М. Ю. Л. в битвах с черкесами в 1840 году, «РС», 1891, кн. 8, с. 363; Описание ИРЛИ, т. 2, с. 19, 55, 57; Попов А. (2), с. 139, 149, 218; Герштейн (8), с. 90, 93, 276, 293-94, 305, 331, 337, 369-70, 372, 379, 396; Мануйлов (10), с. 111-12, 134; Браницкий, в кн: Воспоминания; Васильчиков, там же; Окунев, с. 176.

ДОЛГОРУКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДОЛГОРУКИЙ Сергей Васильевич (1820-53), князь, знакомый Л. Осенью 1839 - зимой 1840 Л. и Д. встречались на собраниях «Кружка шестнадцати». В 1840 Д. был командирован на Кавказ, где состоял чиновником в комиссии сенатора П. В. Гана по введению новых адм. порядков; выехал из столицы почти одновременно с Л. Возможно, Л. и Д. встречались также в Пятигорске в авг. - сент. 1840.

Портрет Д. (акв.) работы Г. Г. Гагарина (1841-42) хранится в ГРМ (см. в изд.: Л. в портретах, с. 289).

Лит.: Описание ИРЛИ, с. 85; Герштейн (2), с. 82, 91, 101, 106, 109, 116, 123; Герштейн (8), с. 90, 94-95, 165, 171, 173, 274-76, 305-06, 379; Майский (3), с. 126; Браницкий, в кн.: Воспоминания.

ДОЛГОРУКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ДОЛГОРУКОВА Екатерина Алексеевна (1811-72), княгиня, дочь историка и археографа А. Ф. Малиновского, с 1833 - жена Р. А. Долгорукова, однополчанина Л. по л.-гв. Гусарскому полку. Подруга Н. Н. Гончаровой, Д. находилась около умирающего А. С. Пушкина и, возможно, была одним из лиц, рассказавших Л. о кончине поэта. По свидетельству П. И. Бартенева, Л. «раскрывал перед нею тайны души своей». Высоко ценившая его поэзию, Д. считала, что «художественный кругозор» Л. был «шире и выше пушкинского».

Лит.: Б<артенев> П., Еще о последних днях жизни и кончине Пушкина, «РА», 1908, кн. 3, № 10, с. 295; его же, На долгом веку моем встречался я..., там же, 1911, кн. 3, № 9, с. 159; его же, Примечания к письму княгини Е. А. Долгоруковой, там же, 1912, кн. 3, № 9, с. 86-87; Андроников (13), с. 16-17; Окунев, с. 174, 178, 180.

ДОМИК ЛЕРМОНТОВА

ДОМИК ЛЕРМОНТОВА (Гос. музей-заповедник М. Ю. Лермонтова), музей, открытый в Пятигорске в 1912 Кавк. горным об-вом в доме, где Л. жил с 20(?) мая по 15 июля 1841. Дом принадлежал В.И. Чилаеву (Чиляеву). В домовой книге за 1841 записано: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 рублей серебром». В доме четыре комнаты. Две занимал А. А. Столыпин (Монго), а две, окнами в сад, - Л. Иногда он работал на небольшой террасе, пристроенной со стороны сада. Здесь написаны его последние стихи. Подлинная обстановка, за исключением круглого преддиванного столика, не сохранилась и после открытия музея постепенно пополнялась вещами лермонт. времени. В кабинете-спальне Л. находится стол и кресло из его петерб. квартиры, переданные музею в 1912 Е. А. Шан-Гирей.

Научно-собират. деятельность музея развернулась с 30-х гг. Среди св. 7000 экспонатов - вещи, принадлежавшие Л., изобразит. и документ. материалы, отражающие быт народов Кавказа, обществ.-лит. жизнь лермонт. времени, портреты лиц из окружения поэта, иллюстрации, картины, рисунки работы Г. Г. Гагарина, В. Гау, М. А. Зичи, И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Савицкого, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева, Н. В. Кузьмина и др.

В 1946 музею был передан расположенный рядом б. дом Верзилиных, где 13 июля 1841 произошла ссора Л. с Н. С. Мартыновым. С 1948 здесь расположен лит. отдел. В 1964-67 проведены реставрационные работы, в результате к-рых домик, его планировка и внутр. убранство приобрели вид, соответствующий мемуарным и изобразит. источникам и описи вещей Л., составленной после его гибели. В 1967 на домике восстановлена камышовая кровля. В 1969-70 восстановлена гостиная верзилинского дома. Создана новая экспозиция лит. отдела, посв. теме «Л. на Кавказе». При музее имеется науч. б-ка, осн. фонд к-рой составляют издания произв. Л., книги из круга чтения поэта, лит-ра о нем.

Для улучшения содержания и охраны памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Л., Совет Министров РСФСР 7 июня 1973 принял постановление об образовании в г. Пятигорске Гос. музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на базе домика-музея и мемориальных памятников в г. Пятигорске, Кисловодске, Железноводске. Центром заповедника стал старейший гор. квартал, в к-ром находится домик. Началась реставрация переданных музею домов лермонт. квартала. В одном из них в 1979 открыта новая экспозиция «Л. в изобразительном искусстве». В музее систематически проводятся лермонт. конференции.

Домик Лермонтова

Домик М. Ю. Лермонтова. Акварель А. А. Бильдерлинга.

Лит.: Висковатый, с. 392-94; Мартьянов П. К., Новые сведения о М. Ю. Л., «ИВ», 1892, ноябрь, с. 427-55; Селегей П. Е., Гос. музей «Домик Лермонтова», Ставрополь, 1958; его же, Домик Л., Путеводитель, 2 изд., Ставрополь, 1978; Селегей (2), с. 44-50; Гребенкова А. И., Музей «Домик Лермонтова» в Пятигорске, в кн.: Сборник Ставроп., с. 185-99; ее же, Реставрация домика М. Ю. Л. в Пятигорске, в кн.: Труды науч.-иссл. ин-та культуры, т. 2, М., 1971, с. 8-32; Калинин А., Из блокнота воен. корреспондента, «Дон», 1965, № 5, с. 8-10; Яковкина (3); Обзор отчетов о деятельности краеведч. и лит. музеев за 1968 г., М., 1970, с. 87-88, 104-105, 114-15; Лотухина Н. А., Новое в экспозициях лит. музеев, в кн.: Историко-революц. и лит. мемориальные музеи, М., 1973, с. 98-100, 104-13.

"ДО РАССВЕТА ПОДНЯВШИСЬ, ПЕРО ОЧИНИЛ"

«ДО РАССВЕТА ПОДНЯВШИСЬ, ПЕРО ОЧИНИЛ», см. "Баллада".

ДОРОХОВ РУФИН ИВАНОВИЧ

ДОРОХОВ Руфин Иванович (1801-52), знакомый Л.; сын героя Отечеств. войны 1812 ген.-лейт. И. С. Дорохова. Воспитывался в Пажеском корпусе; служил в учебном карабинерном, Нижегородском драгун. и др. полках. За участие в дуэлях и буйное поведение Д. неоднократно разжаловали в солдаты. По определению А. В. Дружинина, он был «из породы удальцов», воспетых Денисом Давыдовым. Нек-рые черты Д. воспроизведены Л. Н. Толстым в образе Долохова в «Войне и мире». Д. писал стихи и пьесы, был знаком с А. С. Пушкиным. Знакомство Л. с Д. началось в 1840, когда они служили в отряде А.В. Галафеева, где Д. возглавлял «команду охотников». После ранения Д. передал эту команду под начало Л., о чем тот писал А. А. Лопухину (VI, 456-57). По окончании экспедиции в Малую Чечню Л. встречался с Д. в Ставрополе в доме И. А. Вревского. Последние их встречи - летом 1841 в Пятигорске (см. в ст. Дуэли).

О дружеском отношении Д. к поэту свидетельствует, его письмо к М. Ю. Юзефовичу от 18 нояб. 1840, в к-ром он писал о Л.: «Славный малый - честная, прямая душа - не сносить ему головы. Мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах. Какое-то черное предчувствие мне говорило, что он будет убит... Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр, не сносить ему головы» (С. К. Кравченко). Так же освещены их отношения в воспоминаниях Н. П. Раевского и в статье Дружинина о Л., осн. на устных рассказах Д. По словам Дружинина, у Д. была тетрадь с рис. Л. и стихи поэта. Возможно, они погибли вместе с Д., убитым в сражении с горцами в Гойтинском ущелье.

Лит.: [Раевский], № 8, с. 186; Гангеблов А. С., Воспоминания декабриста, М., 1888, с. 182-83; Висковатый, с. 418, 420, 421-22, 426; Герштейн (6), с. 615-44; Герштейн (8), с. 132-34, 142-60; Кравченко С. К., М. Ю. Л. у листах Р. Р€. Дорохова i Л. С. Пушкiна, «Радянське лiтературознавство», 1971, № 9, с. 82-87; Есаков, в кн.: Воспоминания; Дружинин, там же; Вацуро (4), с. 122-125; Недумов, с. 120, 121, 176-83, 241-42, 266; Григорьян (3), с. 150-58; см. также Лит. к ст. Лермонтовский отряд.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРАМАТУРГИЯ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДРОБИСЬ, ДРОБИСЬ, ВОЛНА НОЧНАЯ"

«ДРОБИСЬ, ДРОБИСЬ, ВОЛНА НОЧНАЯ», см. "Элегия".

ДРУЖИНИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ДРУЖИНИН Александр Васильевич (1824-64), рус. писатель, критик. Представитель «эстетич. критики», близкий к либеральному западничеству. В его цикле кавк. новелл («Mademoiselle Jannette», 1852; «Легенда о кислых водах», 1854; «Русский черкес», 1855) заметно прямое влияние Л. В 1857 в ст. о А. Полежаеве дал высокую оценку поэзии Л. Указывая на возмужание таланта поэта в последние годы жизни, Д. писал, что Л. шел от субъективного лиризма к более объективной поэзии, трактуя эту эволюцию в духе теории «искусства для искусства». Д. принадлежит также незаконч. статья о Л. - важный источник для биографии поэта. Основываясь на беседах с Р.И. Дороховым, Д. опровергает отрицат. суждения о личности Л., содержащиеся в нек-рых мемуарах.

Соч. Собр. соч., т. 7, СПБ, 1865, с. 431-35; Из ст. «Соч. Лермонтова», в кн.: Воспоминания.

Лит.: Семенов (5), с. 162-63; Герштейн (8), с. 129-146; см. также лит. к ст. «Современник», «Библиотека для чтения».

ДУБЕЛЬТ ЛЕОНТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДУБЕЛЬТ Леонтий Васильевич (1792-1862), ген.-майор, нач. штаба корпуса жандармов (с 1835); с 1839 одновременно управляющий III отделением собств. его имп. величества канцелярии. Один из злобных гонителей Л. Родственными связями с Д. (был женат на племяннице Н.С. Мордвинова) не раз пользовалась Е. А. Арсеньева, ходатайствуя перед Д. за внука. Сам Л. ни разу не обращался к нему за помощью. Отношение Л. к Д. выражено в нарисованном им профиле начальника жандармов на рукописи стих. «Смерть поэта» (против вычеркнутых строк с характеристикой Ж. Дантеса). Со слов дочери С. А. Раевского - Н. С. Романовской - известно, что в одном из несохранившихся писем Л. к ее отцу «поэт отчаянно разругал Дубельта» [Мануйлов (2), с. 44]. Д. упоминается также в двух письмах Л. к Раевскому, относящихся к 1837 (VI, 437).

Портрет Д. - в журн. «ЛК», 1940, № 2, с. 155.

Лит.: Лемке М., Николаевские жандармы и лит-ра 1826-1855 гг., СПБ, 1908, с. 120-26; Фейнберг И., Рисунок поэта, «ЛК», 1940, кн. 2, с. 151-56; его же, Читая тетради Пушкина, М., 1976, с. 247-50; Шан-Гирей, в кн.: Воспоминания.

ДУБЕНСКИЙ ДМИТРИЙ НИКИТИЧ

ДУБЕНСКИЙ Дмитрий Никитич (г. рожд. неизв. - 1863), магистр Моск. ун-та, преподаватель риторики, рус. и лат. языков в Пансионе в годы пребывания там Л.; образованный словесник, сотрудник журн. «Атеней», «энтузиаст народной поэзии» [Бродский (5)]. В 1828 вышла кн. Д. «Опыт о народном русском стихосложении», знакомство с к-рой могло способствовать пробуждению интереса Л. к фольклору, родному языку и принципам нар. стихосложения. По мнению Н. Бродского, «...подражания народным песням пансионского периода (1829-1830), в которых поэт применял различные ритмические формы, были практической разработкой рассуждений его учителя о складе народных песен». В письме к М. А. Шан-Гирей от 21 дек. 1828 Л. сообщает, что подает Д. свои соч. (VI, 404).

Лит.: Висковатый, с. 41; Бродский (5), с. 70-74, 97, 102, 114, 193; Майский (2), с. 206-11; Гроссман (4), с. 256, 265-67; Водовозов, с. 6.

ДУБОВСКОЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ

ДУБОВСКОЙ Николай Никанорович (1859-1918), рус. живописец. В 1890 для юбилейного изд. соч. Л. (Кушнерев, 1891) Д. выполнил тушью неск. илл.: к поэмам «Измаил-Бей», «Беглец» и «Мцыри», повести «Максим Максимыч» и двум стих. Во внешности героев подчеркнуты нац. черты; жесты и позы патетичны. Из рис. к «Беглецу» наиболее удалась сцена «Селим прогоняет Гаруна» и заставка к поэме (ГЛМ), в к-рой передан контраст между гармонией и покоем, царящими в природе, и смятением, охватившим человека. В сюите из шести илл. к поэме «Мцыри» (ГЛМ) образ героя не раскрыт во всей полноте; художник подчеркнул лишь созерцат. настроение героя, его стремление слиться с природой. Д. больше удалось изображение красоты и величия Кавказа (особенно в илл. «Мцыри, любующийся горами» и «Мцыри в цветущей долине»).

Илл. к стих. «Утес» (ГРМ) и «Казбек» («Спеша на север издалека...») - пейзажные зарисовки с натуры; филос. многозначность лирики Л. раскрыта здесь недостаточно. Это отмечала и критика. Из четырех илл. к «Максиму Максимычу» наиболее удачна последняя - «Максим Максимыч смотрит вслед уехавшему Печорину» (музей ИРЛИ). Лучшие рис. Д. постоянно включаются в издания Л.

Лит.: Васильев С., Наши иллюстраторы, «РО», 1892, т. 3, июнь, с. 634-36; Пахомов (2), с. 110-11.

ДУДУ-ЮРТ

ДУДУ-ЮРТ, см. Чечня.

ДУДЫШКИН СТЕПАН СЕМЕНОВИЧ

ДУДЫШКИН Степан Семенович (1820-66), рус. журналист, лит. критик умеренно либерального направления. В рецензиях на произв. Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева отметил влияние на них творчества Л. (сходство капитана Хлопова в «Набеге» Толстого с Максимом Максимычем; влияние лермонт. образа «лишнего человека» на героев Тургенева); указал на сюжетное сходство между «Бэлой» Л. и поэмой Е. А. Баратынского «Эда» (1826). В 1859 Д. опубл. работу «Ученические тетради Лермонтова» («ОЗ», № 7), где определил ранние стихи поэта как подражание зап. образцам. Следы прямого влияния Дж. Байрона Д. усмотрел в «Демоне» и «Герое нашего времени»; тип Печорина он отнес к наиболее слабым созданиям Л., порицая в нем оппозицию среде, неприятие современности, усвоение байронич. дендизма. Эта оценка была связана с общей позицией Д. в полемике о «лишних людях», в к-рой он противопоставлял им человека «дела», «труженика». Вместе с тем Д., вслед за В. Г. Белинским, отводил Л. одно из самых значит. мест в рус. лит-ре. В 1860 под ред. Д. вышло собр. соч. Л., послужившее основой последующих изданий. Во вступит. статье ко 2-му тому след. изд. под его ред. (1863) Д. подчеркнул обществ. звучание творчества Л., одновременно отметив, что его поэзия «получает уже общечеловеческое значение».

Соч. и изд.: Рассказы г. Л. Н. Т. из воен. быта..., «ОЗ», 1855, кн. 12, отд. 4, с. 74-76, 85-86; Повести и рассказы И. С. Тургенева, там же, 1857, кн. 1, отд. 2, с. 1-28; Соч. Л., приведенные в порядок и доп. С. С. Дудышкиным, т. 1-2, СПБ, 1860; то же, 2 изд., т. 1-2, СПБ, 1863; Кончина Л., в кн.: Покровский В., М. Ю. Л., М., 1908, с. 39-40.

Лит.: Лонгинов, с. 390-92; Старчевский А. В., Воспоминания старого литератора, «ИВ», 1886, т. 26, с. 71; Найдич (3), с. 182; Егоров Б. Ф., С. С. Дудышкин - критик, «Уч. зап. Тартус. гос. ун-та», 1962, в. 119, с. 94-116; Алдонина Н. Б., Неизв. рецензии С. С. Дудышкина в «ОЗ» 50-х гг., в кн.: Рус. журналистика в лит. процессе 2-й пол. XIX в., Пермь, 1977, с. 58-59.

"ДУМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДУРАК И СТАРАЯ КОКЕТКА - ВСЕ РАВНО"

«ДУРАК И СТАРАЯ КОКЕТКА - ВСЕ РАВНО», см. "Эпиграмма".

ДУРНОВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ДУРНОВ Дмитрий Дмитриевич (1813 - г. смерти неизв.), соученик Л. по Пансиону. В 1834-42 - переводчик в Моск. архиве. Д. посвящены стих.: «К. Д...ву» («Я пробегал страны России»), «Романс» («Невинный нежною душою»), «К Другу», «К Дурнову». К стих. «Русская мелодия» Л. сделал приписку: «Эту пьесу подавал за свою Раичу Дурнов - друг - которого поныне люблю и уважаю за его открытую и добрую душу - он мой первый и последний» (I, 388-89).

Лит.: Бродский (5), с. 119, 153, 284; Майский (1), с. 637, 639; Майский (2), с. 241; Иванова Т. (2), с. 41, 81-82; Эйхенбаум (12), с. 293.

"ДУША МОЯ ДОЛЖНА ПРОЖИТЬ В ЗЕМНОЙ НЕВОЛЕ"

«ДУША МОЯ ДОЛЖНА ПРОЖИТЬ В ЗЕМНОЙ НЕВОЛЕ», юношеское любовное стих. Л. (1830-31). В зачине возникает мотив филос. «платонизма» (см. "Ангел"), объясняющий примирительные, хотя и не без привкуса горечи, ноты в отношении поэта к возлюбленной, отдающей предпочтение «другим». К концу стих., однако, устанавливается обычный для стихов этого ряда обвинит. тон. Свобода и естественность поэтич. речи, сила в выражении любовного чувства (примечательны лирич. повторы - «нагнетания»: «твой взор, твой милый взор»; «но если... но если...») в сочетании со своеобразием психол. рисунка («Но если ты при мне смеялась надо мною, / Тогда как внутренно полна была тоскою») позволяют отнести стих. к числу интересных образцов ранней лирики Л. По предположению И. Андроникова, стих. обращено к Н. Ф. Ивановой.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ» 1889, № 1, отд. 1, с. 19. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Асмус (1), с. 108-09; Бродский (5), с. 186-187; Андроников (13), с. 140.

ДУЭЛИ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮКАНЖ ВИКТОР

ДЮКАНЖ (Ducange) Виктор (1783-1833), франц. драматург и романист. В эпоху Реставрации принадлежал к политич. оппозиции. Наибольшей известностью пользовалась его мелодрама «Тридцать лет, или жизнь игрока» («Trente ans ou la vie d\'un joueur», 1827; переработка комедии Ж. Ф. Реньяра «Игрок», 1696). В 1828 она была с успехом поставлена в Москве (пер. Ф. Ф. Кокошкина, муз. А. Н. Верстовского). Эту постановку Л. видел (письмо М. А. Шан-Гирей весной 1829; VI, 406). Исследователи (З. Ефимова, В. Комарович) отмечали сходство между «Маскарадом» Л. и «Жизнью игрока» (действие также начинается в игорном доме), сближали образы героев-искусителей (Казарин - Валер). Однако эти сходные моменты касаются лишь внешней стороны сюжета.

Лит.: Ефимова З. С., с. 42; Комарович, с. 665; Мануйлов (6), с. 32-37.

ДЮМА АЛЕКСАНДР

ДЮМА (Dumas) Александр (Дюма-отец) (1802-70), франц. писатель. В 30-е гг. на рус. сцене с успехом шли его романтич. драмы «Генрих III и его двор» (1829), «Антони» (1831), «Кин» (1836) и др. В драматургии Д. и Л. обнаруживают сходные черты, а слова Печорина в «Княжне Мери» («...разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...»; VI, 272), возможно, являются намеком на одну реплику из «Антони» (д. 1, сц. 2). В журнале Д. «Le Mousquetaire» (1855, № 23-49) печатался пер. «Героя нашего времени» Э. Шефтера (Scheffter).

В 1858 Д. путешествовал по России. В своих путевых очерках он писал об огромной популярности Л., «первого поэта России после Пушкина», о музыкальности его стихов, привел написанный Е. П. Ростопчиной краткий очерк жизни Л. и свои вольные стихотв. переводы стих. «Дары Терека», «Дума», «Спор», «Утес», «Тучи», «Из Гёте», «Благодарность», «Моя мольба» и неизв. в оригинале стих. «Раненый» - («Le blessé»), к-рое Д. нашел в чьем-то альбоме. По мнению Д., из франц. писателей к Л. ближе всех А. Мюссе.

Соч. Le Caucase, v. 1, P., 1859, p. 125-29; v. 4, p. 36-57; Impressions de voyage en Russie, v. 7, P., 1862, p. 116-21, 156-161; в рус. пер. - Кавказ. Путешествие А. Дюма, в. 1, Тифлис, 1861, с. 99-100, 452-62.

Лит.: Шульц, «РС», 1882, № 4, с. 238-40; № 5, с. 483-89; 1883, № 2, с. 466-67; № 8, с. 281-82; Ефимова З. С., с. 38-48; Эйхенбаум (5), т. 2, с. 273; Дурылин С., Александр Дюма-отец и Россия, ЛН, т. 31-32, с. 552, 562; Золотушкин А., Дюма о Л., «В мире книг», 1965, № 6, с. 46.

ДЮСИ ЖАН ФРАНСУА

ДЮСИ (Ducis) Жан Франсуа (1733-1816), франц. драматург. Автор классицистич. переделок трагедий У. Шекспира, с нач. 19 в. получивших распространение и в России; рус. драматург и переводчик С. И. Висковатов (1786-1831) в 1810 приспособил его «Гамлета» (1769) для рус. сцены. Л. резко отрицательно отозвался об этой «перековерканной» адаптации, созданной, «чтобы удовлетворить приторному вкусу французов... и глупым их правилам» - в письме к М. А. Шан-Гирей (VI, 407).

Лит.: Бардовский А., Рус. Гамлет. Царствование Александра I, в сб.: Рус. прошлое, сб. 5, П. - М., 1923, с. 112-20; Булгаков А. С., Раннее знакомство с Шекспиром в России, «Театр. наследие», 1934, сб. 1, с. 66-78; Мануйлов (6), с. 97-100; Шекспир и рус. культура, М. - Л., 1965, с. 88-96, 241.

ДЯДЬКОВСКИЙ ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович (1784-1841), проф. Моск. ун-та; врач, клиницист-теоретик, представитель естественнонауч. материализма. В 1836 его уволили из ун-та, обвинив в атеизме. Популярность Д. в Москве в 30-е гг. была велика; он был близок и к лит. кругам (Д. В. Веневитинов, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, А. В. Кольцов, М. А. Бакунин). Д. лечил Н. В. Гоголя, был близко знаком с П. С. Мочаловым и М. С. Щепкиным. Возможно, Л. знал Д. еще в годы пребывания в Моск. ун-те; вероятной представляется их встреча в Пятигорске в 1837. Летом 1841 Е. А. Арсеньева послала с Д., едущим в Пятигорск, «гостинец» внуку и письма; следовательно, она знала о их предстоящей встрече. Описание последних встреч Л. и Д. в Пятигорске, их бесед об Англии, Дж. Байроне, Ф. Бэконе содержит письмо Н. Молчанова к В. В. Пассеку от 27 июля 1841 (см. ЛН, т. 45-46, с. 715-18). Дважды Л. приходил звать Д. послушать свои стихи на вечере в доме Верзилиных, увез его туда, а поздно вечером привез обратно. Поэт произвел большое впечатление на Д., к-рый потом повторял знакомым: «Что за человек! Экой умница, а стихи его - музыка, но тоскующая». Гибель Л. потрясла Д. Через неск. дней после этого он умер, как полагают, приняв слишком большую дозу лекарства. Похоронен на пятигорском кладбище, неподалеку от места первонач. погребения Л.

Лит.: Микулинский С. Р., И. Е. Дядьковский (1784-1841), М., 1951, с. 84-86; Нейман Б., Последнее знакомство Л., «РЛ», 1964, № 3, с. 68-72; Нейман (10), с. 89-91; Иванова Т. (5), с. 112-13; Недумов, с. 204-05.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV