Ћермонтовска€ энциклопеди€
—татьи на букву "«"

¬ начало словар€

ѕо первой букве
0-9 A-Z ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ ÷ Ў ў Ё ё я
ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

—татьи на букву "«"

«јЅ≈ЋЋј

«јЅ≈ЋЋј: ¬арвара ‘едоровна (урожд. –акович), петерб. при€тельница ≈. ј. јрсеньевой, знакома€ Ћ.; »ван ѕетрович (1828 - г. смерти неизв.), сын ¬арвары ‘едоровны, ученик нем. ѕетропавловского училища, впоследствии статский советник; его воспоминани€ о встречах с Ћ. в ѕетербурге в 1841, в к-рых подчеркнуты патриотизм поэта и его любовь к русскому €зыку, свидетельствуют о несомненной попул€рности Ћ. среди молодежи (см. "»з моих воспоминаний", в кн.: ¬оспоминани€).

"«јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»≈  ”ѕ»ƒќЌј"

««јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»≈  ”ѕ»ƒќЌј», стих. раннего Ћ. (1828). “ак же, как «÷евница», «ѕир», «ѕан», ориентировано на антич. образцы, известные Ћ. по их преломлению в рус. и франц. антологич. поэзии; стих. сохранило в своей структуре элементы жанрово-стилевой системы классицизма 18 в.

««аблуждение  упидона», в частности, единственный в поэзии Ћ. образец антологической басни-аллегории, написанной в уже устаревшей в 20-е гг. манере «легкой поэзии». ќбычно подражательный характер поэтических опытов Ћ. «в древнем роде» объ€сн€етс€ ученичеством, а несвойственна€ более поздней лирике Ћ. жанрово-стилева€ специфика - воздействием архаич. лит. среды ѕансиона и ун-та - гл. обр. уроками ј.‘. ћерзл€кова и участием Ћ. в лит. кружке —.≈. –аича. ћежду тем в обращении Ћ. к классич. антич. формам правильнее видеть органически необходимый этап становлени€ собственной лермонт. поэтики, св€занный с преодолением традиций классицизма. —ущественно, что антич. мотивы у Ћ. ближе к ј. —. ѕушкину и  . Ќ. Ѕатюшкову, нежели к ћерзл€кову и –аичу.

јвтограф - »–Ћ», тетр. II. ¬первые - —оч. под ред. ¬исковатого, т. 1, с. 1. ¬ автографе рукой Ћ. позднее приписана дата: «(1828)».

Ћит.: Ѕродский (5), с. 80-81; ¬ацуро (1), с. 46-47.

«јЅќЋќ“— »… («јЅќЋќ÷ »…) ѕ≈“– ≈‘»ћќ¬»„

«јЅќЋќ“— »… («аболоцкий) ѕетр ≈фимович (1803-66), рус. художник; с 1857 - акад. живописи. ѕо своим худож. интересам принадлежал к кругу ј. √. ¬енецианова. Ћ. познакомилс€ с «. в ѕетербурге у своих родственников ‘илософовых и, став офицером, начал брать у него уроки живописи. «. - автор двух портретов Ћ., отличающихс€ реалистичностью исполнени€ и вполне достоверных (оба подписаны и датированы художником). ѕервый - в ментике л.-гв. √усарского полка, написан в нач. 1837, до ссылки поэта на  авказ (картон, масло, √“√); второй - в штатской одежде - в 1840 (картон, масло; музей »–Ћ»). ¬ысказывалось мнение (Ќ. ѕахомов), что портрет 1840 написан не с натуры, а скопирован с другого, исполненного в 1830-32 неизв. художником [картон, масло; музей »–Ћ»; см. ѕахомов (2), с. 139], изобразившим Ћ. в студенч. пору. ќднако эта атрибуци€ отвергаетс€ большинством исследователей.

Ћит.: ѕахомов (2), с. 30-34; «ильберштейн, с. 31-34, 45; ¬ейс ј. ё. и  овалевска€ ≈. ј., ѕортрет ћ. ё. Ћ. работы ѕ. ≈. «аболотского, 1840, ќписание »–Ћ», с. 315-16; јндроников (6), с. 297; —авинов ј. Ќ., ѕ. ≈. «аболотский, в кн.: –ус. иск-во. ќчерки, ћ., 1954, с. 680.

"«јЅ”ƒ№ ќѕя“№"

««јЅ”ƒ№ ќѕя“№», см. "  другу".

"«јЅџ¬Ў» ¬ќЋЌ≈Ќ»я ∆»«Ќ» ћя“≈∆Ќќ…"

««јЅџ¬Ў» ¬ќЋЌ≈Ќ»я ∆»«Ќ» ћя“≈∆Ќќ…», стихотв. набросок Ћ. (1829), зачеркнутый им; попытка вольного перевода баллады ». ¬. √Єте «–ыбак» («Der Fischer», 1779). ћетрич. форма стих. отличаетс€ от подлинника: возможно, Ћ. стремилс€ построить необычную дл€ рус. поэзии строфу из амфибрахиев и €мбич. стихов разной длины, тогда как в оригинале почти равномерный €мб.

јвтограф - »–Ћ», тетр. –Ж–Ж–Ж. ¬первые - —оч. под ред. ¬исковатого, т. 1, с. 9. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: ѕейсахович (1), с. 469; ‘едоров (2), с. 243-244.

«ј¬јƒќ¬— јя ≈Ћ≈Ќј ћ»’ј…Ћќ¬Ќј

«ј¬јƒќ¬— јя ≈лена ћихайловна (урожд. ¬лодек; 1807-74), графин€, знакома€ Ћ.; жена обер-прокурора —ената ¬. ѕ. «авадовского; одна из самых блистательных петерб. красавиц; ей посв€щали стихи ј. —. ѕушкин, ». ».  озлов, ѕ. ј. ¬€земский. —овременники говор€т об ее уме, образованности и лит. интересах. Ћ. часто бывал в ее доме, это видно из его автобиографич. заметки 1840 (VI, 388, 682), а также из письма ≈. ј. ¬ерещагиной от 11 (23) €нв. 1840 к ј. ћ. ¬ерещагиной.

ѕортрет «. (литографи€) ¬. ». √ау - в изд.: ”тренн€€ зар€, альм. на 1842 г., изд. ¬. ¬ладиславлевым, —ѕЅ, 1842.

Ћит.: јндроников (8), с. 66; √ладыш, ƒинесман, с. 51.

«ј¬јƒ— »… ё–»… јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

«ј¬јƒ— »… ёрий јлександрович (1894-1977), сов. режиссер, актер и педагог.  ак гл. режиссер театра им. ћоссовета «. дважды (1952 и 1964) ставил «ћаскарад». «а 2-ю постановку удостоен Ћенинской пр. (1965).

¬ спектакле «. и худ. Ѕ. ». ¬олков стремились воссоздать на сцене психол. атмосферу драмы. “очна€ и выразит. обстановка, строго отобранные детали, выбор колористич. тонов (черный бархат или м€гка€ гамма цветов), медлит. ритм спектакл€ - все должно было служить выражению душевного мира героев. «. равно внимателен ко всем действ. лицам, на сцене оживали меткие характеристики, к-рые јрбенин (Ќ.ƒ. ћордвинов) и  азарин дают окружающим. ¬ постановке 1964 значит. усилен романтич. колорит и гражданств. смысл спектакл€. ќсн. монологи јрбенин произносит на авансцене, пр€мо обраща€сь в зал, т.е. к люд€м другой эпохи. «. ввел в спектакль фигуру ƒирижера, к-рый становилс€ как бы символом рока, т.е. брал на себ€ функции, к-рые обычно принадлежат Ќеизвестному. «. интересовал не только конфликт јрбенина с об-вом, но и трагеди€ человека, стремившегос€ быть добрым и отброшенного ко злу.

—оч.: ќб искусстве театра, ћ., 1965, с. 22.

Ћит.: ќбразцова ј., “еатр им. ћоссовета, ћ., 1959, с. 203-07; ¬ишневска€ »., —о сброшенной маской!, «“еатр», 1964, є 5; ћарь€н ћ., ¬озрожденный «ћаскарад», в кн.: Ћауреаты Ћенинской премии 1965 г., ћ., 1965; Ћюбомудров ћ., «авадский, в кн.: ѕортреты режиссеров, в. 2, ћ., 1977.

"«ј¬≈ўјЌ»≈" («≈—“№ ћ≈—“ќ: ЅЋ»« “–ќѕџ √Ћ”’ќ…»)

««ј¬≈ўјЌ»≈» («≈сть место: близ тропы глухой»), стих. раннего Ћ. (1831). «аглавие его (в копии) сопровождаетс€ указанием: «(»з √Єте)»; однако нем. подлинник стих. не существует. ѕредполагают, что ««авещание» представл€ет собой вольное стихотв. переложение предсмертного письма геро€ романа √Єте «—традани€ молодого ¬ертера» (1774), к-рым Ћ. интересовалс€ как раз в это врем€ (см. VI, 388); возможно, интерес к роману св€зан с душевной драмой самого поэта, вызванной его безответным чувством к Ќ.‘. »вановой. ќднако сходство стих. Ћ. с письмом ¬ертера самое общее - тема предчувстви€ близкой смерти, просьба похоронить в пустынном месте, надежда на то, что могила привлечет внимание путников.

—тих. положили на музыку: ћ. ». Ѕернар, Ѕ. ¬. јсафьев. јвтограф - »–Ћ», тетр. ’. ¬ автографе - приписка: «(—ередниково; ночью; у окна)».  опи€ - »–Ћ», тетр. ’’. ¬первые - «—арат. листок», 1876, є 43, 26 февр. ƒатируетс€ летом 1831 по приписке и по положению в тетради.

Ћит.: Ёйгес »., ѕеревод ћ. ё. Ћ. из «¬ертера» √ете, в кн.: «вень€, т. 2, ћ. - Ћ., 1933, с. 72-74; Ёйхенбаум (5), с. 472-73; ∆ирмунский ¬., √ете в рус. лит-ре, Ћ., 1937, с. 60, 438-39; ‘едоров (2), с. 244-46.

"«ј¬≈ўјЌ»≈" («Ќј≈ƒ»Ќ≈ — “ќЅќё, Ѕ–ј“»)

««ј¬≈ўјЌ»≈» («Ќаедине с тобою, брат»), стих. позднего Ћ. (1840), один из наиболее совершенных образцов его лирики. ѕостроено как предсмертный монолог геро€, обращенный, по-видимому, к его боевому товарищу. ”мирающий армейский офицер (не солдат, как иногда считают в лит-ре о Ћ.) - «простой человек» в социально-бытовом и психол. смысле слова, с типичной военной биографией; в его личности отчетливо различимы признаки нар. характера. √ерой ««авещани€» верен своему патриотич. долгу; его любовь к родине сказываетс€ и в приверженности к родному краю, к-рому раненый посылает свой предсмертный привет. ќднако основной тон стихотворени€ составл€ют скепсис, горечь, неудовлетворенность. Ёта горька€ нота звучит в стихотворении с нарастающей силой; возникающий в конце образ женщины с «пустым сердцем» как бы концентрирует в себе все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий армеец.

—южетно построенное как слово, произносимое от лица геро€ со всеми реали€ми конкретной судьбы «р€дового человека», воен. быта, стих. вместе с тем включает определ€ющие свойства худож. сознани€ позднего Ћ., его лирическое «я» - в этом отличит. особенность ««авещани€». «Ћермонтовский комплекс» незримо присутствует, организует изнутри речь геро€, как бы проникает в его душу, создава€ то впечатление, о к-ром говорит ¬. √. Ѕелинский: «...последние стихи этой пьесы насквозь проникнуты лед€н€щим душу неверием в жизнь и во всевозможные отношени€, св€зи и чувства человеческие» (XII, 19). √ерой ««авещани€» так же, как герой стихотворени€ «¬алерик», «√л€жу на будущность с бо€знью», «—он» и др., думает о своей отверженности, трагическом одиночестве, роковом неустройстве своей, а может быть, и общей жизни, приближа€сь к той опасной границе, за к-рой все «все равно».

¬ €зыке стих. эмоционально-оценочное и вместе с тем ассоциативное начало имеет решающее значение. –итмико-интонац. и стилистич. строй произв. отвечает ситуации, характеру и чувствам геро€, вбира€ в себ€ всю его внутр. стойкость и мужество. ѕростотой и обыденностью своих слов, за к-рыми стоит привычный уклад жизни и к-рые контрастируют с традиционно возвышенной темой смерти, умирающий как бы подавл€ет свои страдани€, заклинает свою боль. ¬месте с тем трагическое волнение, глубока€ печаль, затаившиес€ в речи геро€, в его негромком и будто бы спокойном голосе, прорываютс€ на поверхность в перебо€х речи, многочисленных паузах в середине и в конце стиха: «ѕоедешь скоро ты домой: / —мотри ж... ƒа что? ћоей судьбой / —казать по правде, очень / Ќикто не озабочен».

ќбразуетс€ своего рода двухголоса€ структура, в к-рой борютс€ две стихии: лирика скорби и мужеств. сдержанность.

Ѕелинский писал о ««авещании»: «...это похоронна€ песнь жизни и всем ее обольщени€м, тем более ужасна€, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично... ћысль этой пьесы: и худое и хорошее - все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет...» (IV, 533). ¬ысоко оценивал ««авещание» и я. ѕ. ѕолонский: «ƒл€ мен€ нет выше тех стихов Ћермонтова, которые всем одинаково пон€тны - и старикам, и дет€м, и ученым, и люд€м безграмотным, как, например, его стихи: «Ќаедине с тобою, брат, хотел бы € побыть...». —тих, по простоте похожий на прозу, и в то же врем€ густой и прозрачный как поэзи€, - дл€ мен€ есть признак силы, - и € силу эту находил в самых простых стихах ѕушкина» (ѕисьмо к ј. ј. ‘ету от 31 авг. 1889, см. в кн.: –ус. писатели о лит-ре, т. 1, 1939, с. 463). »нтересен отзыв о ««авещании» англ. литератора ћ. Ѕеринга: «—лова этого стихотворени€ те самые, которые употребл€ютс€ в обыкновенном разговоре, они именно те, которые сказал бы солдат в подобном случае. Ќе употреблено ни одно поэтическое или литературное выражение. ј тем не менее стихотворение дает нам впечатление поэтич. чуть€ и высокого поэтич. искусства. я не знаю ни одного другого €зыка, на котором это было бы возможно» («¬ехи рус. лит-ры», ћ., 1913, с. 26).

—тих. положили на музыку: ‘. ‘. Ћангер, ћ. ». Ѕернард, ¬. ¬. ѕасхалов, —. ¬. јксюк. јвтограф неизв. ¬первые - «ќ«», 1841, т. 14, є 2, отд. III, с. 157. ƒатируетс€ кон. 1840; в это врем€ Ћ. участвовал в походе в Ѕольшую и ћалую „ечню.

Ћит.: —еменов (2), с. 135-39; √инзбург (1), с. 189, 192-94, 210; —игал, с. 331; Ёйхенбаум (12), с. 348; ћаксимов (2), с. 158-68; ѕейсахович (1), с. 474-75; ”сок (2), с. 234;  оровин (4), с. 76-82; ”додов (2), с. 169, 588.

«ј√ќ— »Ќ ћ»’ј»Ћ Ќ» ќЋј≈¬»„

«ј√ќ— »Ќ ћихаил Ќиколаевич (1789-1852), рус. писатель. ¬ лит.-обществ. борьбе занимал консервативные позиции. ¬оздействие его историч. романа «ёрий ћилославский», возможно, сказалось в «¬адиме» Ћ. (в характере изображени€ кресть€н, в пейзажных описани€х). ѕо свидетельству —. “. јксакова, Ћ. и «. были гост€ми на именинном обеде Ќ. ¬. √огол€ 9 ма€ 1840. ¬ том же году «. солидаризировалс€ в печати с отрицат. мнением —. ј. Ѕурачка о «√ерое...» (ѕисьмо к издателю, «ћа€к», 1840, [2], ч. 7, гл. IV, с. 101-02).

Ћит.: јксаков —. “., »стори€ моего знакомства с √оголем, ћ., 1960, с. 38; –одзевич (2), с. 21, 23-24; Ёйхенбаум (2), с. 109.

«ј»ћ—“¬ќ¬јЌ»я

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

«ј…÷≈¬ Ѕќ–»—  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„

«ј…÷≈¬ Ѕорис  онстантинович (1881-1972), рус. писатель. — 1922 в эмиграции.   125-летию со дн€ рождени€ Ћ. (1939) написал статью о его творчсстве. јнализиру€ поэмы «ƒемон» и «ћцыри», «. писал, что обе эти поэмы «при €вной романтической юности замыслов их остаютс€ на огромной высоте, в своем роде, единственными в поэзии нашей. ѕо силе вдохновени€ и звучани€ - просто перлы.  авказ же дал приподн€тому героизму их живую одежду». √овор€ о «√ерое...», «. отметил, что Ћ. «училс€, конечно, у ѕушкина, но не только научилс€, а и дальше двинул этот род литературы». —опоставл€€ описание ¬оенно-√рузинской дороги из «ѕутешестви€ в јрзрум» с ее изображением в «Ѕэле», «. отдавал предпочтение Ћ.: здесь «начало спокойной реки (русского романа), с описани€ми, красками, - тем, без чего роман обойтись не может». ¬ысокую оценку получил «√ерой...» и в письме «. к исследователю лермонт. творчества ¬. ј. ћануйлову от 23 июн€ 1962: «Ёто корень русской прозы - она более русска€, чем быстролетна€ с французским (чуть-чуть) оттенком, у ѕушкина. ∆аль, что байронизм влез все-таки в «√еро€....» и оставл€ет этого ѕечорина холодным, а «ћаксим ћаксимыч», «“амань» - прелесть». ѕо мнению «., в Ћ. «есть особа€ таинственность, зерно глубины необычной».

—оч. ќ Ћермонтове, газ. «¬озрождение», ѕариж, 1939, 24 но€бр€, є 4211.

«ј…÷≈¬ ¬ј–‘ќЋќћ≈… јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

«ј…÷≈¬ ¬арфоломей јлександрович (1842-82), рус. публицист, критик, в 1863-65 сотрудник «–ус. слова», революционер. ¬ыступа€ противником эстетич. критики, «. в своих оценках исходил из принципов утилитаризма и упрощенно понимаемой классовости. ѕолемизиру€ с —.—. ƒудышкиным, отметившим в творчестве Ћ. мотивы обществ. протеста, «. в ст. «—очинени€ Ћермонтова...» (1863) писал о нем как о представителе т.з. «большинства», поклоннике «физической силы» (т.е. силы гос-ва), лучшие произв. к-рого созданы под вли€нием плохо пон€того ƒж. Ѕайрона, а лирич. поэзи€ свидетельствует о «рабском подражании ѕушкину». —редствами иронии разруша€ целостность худож. системы Ћ., «. объ€вил его поэтом «возведенных им в перл создани€ юнкеров и золотушных помещичьих дочек», изобразителем «черкесских, лезгинских и кабардинских страстей». ¬ыступление это вызвало полемику. ¬ ст. «–еалисты» (1864) ƒ.». ѕисарев вынужден был см€гчить крайности «. –езко возражали «. антагонисты «–ус. слова», особенно јп. √ригорьев.

—оч. »збр. соч., т. 1, ћ., 1934, с. 35-36, 51-63, 465-67 и по указателю.

Ћит.: √ершензон, с. 603;  узнецов ‘., ѕублицисты 1860-х годов.  руг «–усского слова», ћ., 1969, с. 142-242.

"«ј ј“ √ќ–»“ ќ√Ќ»—“ќ… ѕќЋќ—ќё"

««ј ј“ √ќ–»“ ќ√Ќ»—“ќ… ѕќЋќ—ќё», см. "—мерть".

«ј –≈¬— »… јЌƒ–≈… ƒћ»“–»≈¬»„

«ј –≈¬— »… јндрей ƒмитриевич (1813 - г. смерти неизв.), соученик Ћ. по ћоск. ун-ту; литератор. јвтор анонимной сатирич. брошюры «ќ царе √орохе...» (1834, памфлет на преподавателей ун-та), неопубл. романа «»деалист». ѕо утверждению я. ».  остенецкого, в ун-те «. был близок к ј. ». √ерцену и Ќ. ѕ. ќгареву; вместе с ними принимал участие в «маловской истории» (см. ћалов ћ. я.). ѕо всей веро€тности, именно ему Ћ. подарил кн. «–азмышлени€ ƒодда и сетовани€ его в темнице» (1795) с дарств. надписью на титульном листе: «Ћюбезному другу јндрею, ћ. Ћермонтов. 1830 года». «. был одним из немногих студентов, к-рым поэт читал свои стихи; уже тогда «. восхищалс€ ими, способствовал их распространению в лит. кругах. Ѕудучи в  остроме 15 авг. 1831, «. вписал нач. поэмы «ƒемон», поэму «јзраил» и стих. «1831-го €нвар€» в альбом ё. Ќ. Ѕартенева, в к-ром за год до этого ј. —. ѕушкин оставил автограф стих. «—онет» («ћадонна»).

Ћ. посв€тил «. шутливое стих. «ј. ƒ. «...». ¬еро€тно, «. послужил прототипом «аруцкого в драме «—транный человек»; он несомненно делилс€ с поэтом своими размышлени€ми (монолог «аруцкого в IV сцене созвучен статье «. «¬згл€д на русскую историю», опубл. под инициалами ј. «. в «“елескопе», 1833, ч. 17, є 17).

Ћит.:  остенецкий я. »., ¬оспоминани€ из моей студенч. жизни, «–ј», 1887, є 1, с. 111 (ср. в кн.: ¬оспоминани€); Ѕродский (3); Ѕродский (5), с. 250, 278-83, 286-87, 290, 292, 294; Ѕродский (8), с. 22-23; Ѕродский Ќ. Ћ., Ћ.-студент и его товарищи, в кн.: —б. √ослита, с. 40-64, 74-75; јндроников (3), с. 38-41; »ванова “. (1), с. 165-66; »ванова “. (2), с. 148; Ћюбович Ќ. и “уркус Ќ., –укой Ћ., «ёность», 1963, є 6; »ванов (2), с. 62-63.

«јћ»–ј…Ћќ ¬» “ќ– ƒћ»“–»≈¬»„

«јћ»–ј…Ћќ ¬иктор ƒмитриевич (1868-1939), рус. сов. художник. ¬ творчестве Ћ. его особенно привлекали романтич. темы. ƒл€ издани€ —оч. Ћ. 1914-16 (изд-во «ѕечатник») «. выполнил р€д илл. ѕоэма « орсар» (т. 1) отражена в двух илл.: « орсары на корабле» (тушь, кисть, белила; музей »–Ћ») и «—пасенна€ гречанка в трюме корабл€» (сепи€; местонахождение оригинала неизв.). –абота€ над поэмой «ћцыри» (т. 3), «. выбрал наиболее драматич. моменты сюжета: «ѕобег ћцыри из монастыр€» (местонахождение оригинала неизв.) и «Ѕой с барсом» (черна€ акв.; √“√; см. —идоров, с. 211). ќбе илл. отличаютс€ стремит. ритмом, внутр. взволнованностью.   поэме "Ѕеглец" «. выполнил заставку (тушь, перо; частное собр.; в издание не вошла; см. ЋЌ, т. 43-44, с. 457, с неправильной аннотацией как илл. к «ћцыри»).

ƒл€ того же изд. было выполнено пером, тушью неск. заставок (все - музей »–Ћ») к стих. «Ѕаллада» («Ќад морем красавица-дева сидит»), «√ость», «”тес» и «“учи» (две первые в изд. не вошли) и 3 рис. к сказке «јшик- ериб» (один - музей »–Ћ», местонахождение остальных неизв.). »звестны 2 станковых произв. «., воплощающих образ ƒемона (черна€ акв., »–Ћ»; тушь, кисть, √–ћ), и 2 илл.: «Ќе плачь, дит€» (акв., близка€ ћ. ј. ¬рубелю) и «Ѕудь к земному без участь€» (черна€ акв., обе - ƒомик Ћ.). ¬ 1919 «. исполнил 18 эскизов декораций к опере ј. √. –убинштейна «ƒемон» дл€ пост. Ќар. дома в ѕетербурге (эскизы - √“√, √÷“ћ им. ј. Ѕахрушина, ƒомик Ћ. и частные собр.; пост. не была осуществлена).

Ћит.: Ёрнст —., ¬. «амирайло, ѕ., 1921, с. 16, 19, 27, 28, 42, 43; “еатрально-декорационное иск-во в ———–. ¬ыставка в залах јкадемии художеств.  аталог, Ћ., 1927; —идоров, с. 210.

«ј–яЌ ќ —≈–√≈…  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„

«ј–яЌ ќ —ергей  онстантинович (1818-70), рус. художник. ”ченик ј. √. ¬енецианова. јвтор малоизвестного живописного портрета Ћ. (холст, масло; музей »–Ћ»; см. ЋЌ, т. 45-46, с. 35). —оздавалс€ он не с натуры и по своему иконографич. типу несомненно восходит к последнему прижизн. изображению поэта - акв.  .ј. √орбунова (1841). ќднако самой акварели художник не видел, т. к. при безусловном сходстве композиции и деталей в этих двух портретах есть и различие - произвольное изменение цвета воен. формы на портрете «. Ёто исключает предположение, что портрет «. мог быть написан с натуры (ѕ.  орнилов) или непосредственно с акв. √орбунова (». «ильберштейн). ¬идимо, оригиналом дл€ художника послужила одна из литографий с акв. √орбунова (начина€ с 1842 они имели широкое хождение). —ледовательно, 1842 - дата, ранее к-рой «. не мог написать портрет. ¬ музей »–Ћ» он поступил лишь в 1939 от семьи издател€ и литератора ќ.  . Ќотовича.

Ћит.: [¬ступ. ст.], в кн.: ћ. ё. Ћ.  аталог выставки..., ћ. - Ћ., 1941, с. 9; «ильберштейн, с. 36; ќписание »–Ћ», с. 59, 66.

«ј’ј–∆≈¬— »… √–»√ќ–»… јЌƒ–≈≈¬»„

«ј’ј–∆≈¬— »… √ригорий јндреевич (1792-1845), петерб. комендант, ген.-майор. — разрешени€ «. 17 марта 1840 Ћ. был переведен из ордонанс-гауза, где он находилс€ под арестом за дуэль с Ё. Ѕарантом, на јрсенальную гауптвахту. ќднако, когда Ћ., беспоко€сь о заболевшей в св€зи с его арестом бабушке, просил у «. разрешени€ навестить ее, то получил отказ. «. ссылалс€ при этом на запрещение вел. кн. ћихаила ѕавловича (VI, 452, 748).

Ћит.: ўеголев, в. 2, с. 49-50; Ўан-√ирей, в кн.: ¬оспоминани€; √армашева “. ¬., ƒокументы о ћ. ё. Ћ., в кн.: Ѕюллетени –укописного отдела ѕушкинского дома, в. 5, ћ.-Ћ., 1955, с. 99-101.

"«ј„≈ћ я Ќ≈ ѕ“»÷ј, Ќ≈ ¬ќ–ќЌ —“≈ѕЌќ…"

««ј„≈ћ я Ќ≈ ѕ“»÷ј, Ќ≈ ¬ќ–ќЌ —“≈ѕЌќ…», см. "∆елание".

"«¬≈«ƒј" («¬¬≈–’” ќƒЌј»)

««¬≈«ƒј» («¬верху одна»), стих. раннего Ћ. (1830 или 1831). ѕо-видимому, наиболее поздн€€ из трех вариаций на тему «далекой звезды»; ср. ««везда» («—ветись, светись, далека€ звезда») и «≈врейска€ мелоди€» («я видал иногда, как ночна€ звезда»), в черновом варианте тоже озаглавл. ««везда». ѕоздней вариацией стих. можно считать потому, что именно его Ћ. включил в задуманную в 1832 книгу избр. стихов (все отобранные дл€ этого произв. переписаны в особую XX тетрадь); оно должно было открывать том. «десь сохранены центр. образ (холодный луч далекой звезды) и доминирующий мотив двух других стих. (столь же далек и холоден взор женщины, к-рую любит или любил лирич. герой), но данное стих. приближено к жанрово-стилевой манере романса: пейзажно-медитативный элемент, к-рым определ€лась худож. система двух предшеств. вариаций, ослаблен; на первый план выдвинуты любовные изли€ни€ лирич. геро€. Ќа смену мелодии, с ее задумчивой напевностью и щедростью внутр. созвучий, пришел динамич. ритм (2-стопный €мб с исключительно муж. рифмами). ќтмеч. изменени€ согласуютс€ со свидетельством ≈. ј. —ушковой о том, что стих. имеет автобиографич. основу. —ообща€, что ««везда» посв€щена ей и получена от ј. ћ. ¬ерещагиной, она добавл€ет: «я тогда имела привычку все смотреть вверх, и Ћермонтов сме€лс€ надо мной и часто повтор€л, что стоит быть у моих ног, чтоб никогда не быть мной замечену» (—ушкова, с. 135).

јвтограф - в альбоме ј. ћ. ¬ерещагиной (—Ўј, б-ка  олумбийского ун-та).  опии: »–Ћ», тетр. XX, »–Ћ», оп. 2, є 40. ¬первые - «Ѕд„», 1844, т. 64, є 6, отд. 1, с. 130. ƒатируетс€ по положению в тетради.

"«¬≈«ƒј" («—¬≈“»—№, —¬≈“»—№, ƒјЋ≈ јя «¬≈«ƒј»)

««¬≈«ƒј» («—ветись, светись, далека€ звезда»), раннее стих. Ћ. (1830); перва€ из вариаций на тему «далекой звезды». —р. «≈врейска€ мелоди€» («я видал иногда, как ночна€ звезда») и ««везда» («¬верху одна / √орит звезда»). —тих. написано в жанрово-стилевой манере ранней медитативно-пейзажной лирики Ћ. (ср. «√роза»). ÷ентр. образ далекой «ночной звезды» и вызванные им поэтич. ассоциации - мотив призрачности былой любви - перекликаютс€ со стих. ƒж. Ѕайрона «—олнце тех, кто не спит» («Sun of the sleepless», 1815) из цикла «≈врейские мелодии». ќднако Ћ. в данном случае не переводит и даже не подражает Ѕайрону, а создает на его тему своеобразную и самосто€т. вариацию. ¬ стих. Ћ. возникает, в частности, отсутствующий у Ѕайрона мотив «слабой» надежды и радости: «“вой слабый луч, сража€сь с темнотой, / Ќесет мечты душе моей больной».

јвтограф - »–Ћ», тетр. VI. ¬первые - —оч. под ред. ¬исковатого, т. 1, с. 91. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: ѕейсахович (1), с. 423.

"«¬” »"

««¬” »», раннее стих. Ћ. (1830-31), отмеченное характерным дл€ него стремлением передать в слове муз. впечатлени€, власть музыки (ср. «—лышу ли голос твой», «ќна поет - и звуки тают» и др.). Ќаве€но игрой известного в 30-х гг. гитариста ћ. “. ¬ысотского (ок. 1791-1837), при€тел€ студенч. молодежи, к-рого Ћ. знал лично. ¬. ј. –усанов, знаток истории гитары в –оссии, пишет: «¬ысотский поражал слушателей не одной необыкновенной техникой своей игры - он поражал их своим вдохновением, богатством своей музыкальной фантазии. ќн как бы сливалс€ с гитарою; она была живою выразительницею его душевного настроени€, его мыслей». “рудно определить, что именно слышал Ћ. в исполнении ¬ысотского, чей репертуар был очень разнообразен - от музыки ». —. Ѕаха до русских и цыганских нар. песен. —тих. Ћ. интересно и как свидетельство глубины переживани€ поэтом музыки, и тем, что в нем своеобразно преломл€ютс€ нек-рые типично лермонт. мотивы: музыка оживл€ет дл€ него «пустыню» жизни, воскрешает любовь и веру в добро («» оп€ть € в мысл€х полагаюсь / Ќа слова людей»). ћелодич. строй стих. определ€етс€ чередованием 5-стопного (в нечетных строках) и 3-стопного хоре€, единоначати€ми, обилием аллитераций на «л».

—тих. положили на музыку: ј. ‘. √едике, √. ћ. –имский- орсаков. јвтограф неизв. Ќекто √оликов сообщил –усанову, что автограф Ћ. с посв€щением ¬ысотскому и датой «1830» был утер€н еще при жизни гитариста.  опи€ - »–Ћ», тетр. ’’. ¬первые - «—арат. листок», 1875, є 256. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: –усанов ¬., √итара и гитаристы... ћ. “. ¬ысотский, ћ., 1899, с. 17-19;  анн ≈., ««вуки», «—мена», 1945, є 5, с. 12; Ёйгес (2), с. 516; ћануйлов ¬. ј., ќдин из воспетых Ћ., «Ћенингр. альманах», 1954, кн. 9, с. 322-24 (там же портрет ¬ысотского); ѕейсахович (1), с. 439; ћуз. энциклопеди€, т. 1, ћ., 1973, с. 850.

"«¬” » » ¬«ќ–"

««¬” » » ¬«ќ–», юношеское стих. Ћ. (1830-31). ƒл€ образного стро€ и филос. устремленности стих. характерно противопоставление «мгновени€» пролетевшим дн€м, насто€щего - вечности. Ёмоц. напр€женность создаетс€ сосредоточением на одном важном моменте духовной жизни, способном вместить в себ€ все «существованье» лирич. геро€ (ср. стих. «ѕрости! мы не встретимс€ боле», 1832). “от же мотив - в «ƒемоне» («» вечность дам тебе за миг»). ¬ атмосфере высшей одухотворенности особую силу и выразительность приобретают таинств. разговор взгл€дов, мир богатых оттенками звуков; эти опорные образы вынесены в заглавие стих.

—тих. положили на музыку ¬. ¬. ¬олошинов, ј. Ќ. ƒроздов, ¬. ћ. »ванов- орсунский и др. јвтограф неизв.  опи€ - »–Ћ», тетр. ’’. ¬первые - «—¬», 1889, є 1, отд. 1, с. 20. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: —акулин, с. 21-32;  оровин (4), с. 18; ”додов (2), с. 390.

«≈Ћ№ћ»÷ јЌ“ќЌ  ј–Ћќ¬»„

«≈Ћ№ћ»÷ јнтон  арлович (г. рожд. неизв. - умер не ранее 1849), участник ќтечеств. войны 1812, в 30-е гг. адъютант командующего  авк. линией ген. √. ј. ≈мануел€ (Ёмануэл€). «аслуженный офицер, «. пользовалс€ всеобщим уважением. Ћетом 1841 жил с семьей в ѕ€тигорске, во флигеле дома ¬ерзилиных.   этому времени относитс€ близкое знакомство Ћ. с «. 13 июл€ «. с дочерьми и поэт были на вечере у ¬ерзилиных. ќн сообщил ¬ерзилиным о гибели Ћ., он же сделал «первые распор€жени€ после безвременной смерти» поэта (ј. ». ћаркевич).

Ћит.: —писок генералам, штаб и обер-офицерам всей –оссийской армии, —ѕЅ, 1831, с. 736; »з моей старины. ¬оспоминани€ кн€з€ ј. ¬. ћещерского, «–ј», 1900, є 9, с. 82; ћаркевич ј., «аметки и биографии ћ. ё. Ћ., «–ј», 1900, є 12, с. 622-23; [–аевский], с. 187; —еменов (5), с. 128; „ил€ев и –аевский, в кн.: ¬оспоминани€; Ўан-√ирей Ё. ј., там же.

"«≈ћЋя » Ќ≈Ѕќ"

««≈ћЋя » Ќ≈Ѕќ», юношеское стих. Ћ. (1830-31), вобравшее в себ€ мн. мотивы рус. и европ. романтич. филос. поэзии нач. 30-х гг. ¬ основе стих., написанного в форме лирич. монолога, лежит одна из центр. в лермонт. поэзии антитеза земли и неба (см. «емл€ и небо в ст. ћотивы). —реди др. стих. Ћ., св€занных с платонич. представлением о запредельном, «небесном» происхождении души человеческой («Ќебо и звезды», «јнгел» и др.), ««емл€ и небо» выдел€етс€ €вным предпочтением земных интересов «небесному счастью». ѕри этом идеальное превосходство вечных «небесных» ценностей поэт не оспаривает, но преимущество «кратких» и «неверных» земных радостей видит в их определенности и устойчивости: «„то во власти у нас, то при€тнее нам». (—р. полемич. высказывание о необходимости «ощутимого счасть€» в письме к ћ. ј. Ћопухиной от 4 авг. 1833 - счасть€, «которое нос€т в кармане как табакерку»; VI, с. 714.)

ѕсихол. и филос. проблематика стих. (размышлени€ о месте человека во вселенной, о загадке жизни и смерти) идейно питала поэму «ƒемон», начина€ с первых ее редакций. »сследователи указывают на характерную мелодику стиха, его напевный стиль, построенный на вариации анакруз, в то врем€ еще редком €влении в рус. поэзии (Ѕ. Ёйхенбаум).

јвтограф неизв.  опи€ - »–Ћ», тетр. ’’. ¬первые - «—¬», 1889, є 3, отд. 1, с. 92. ƒатируетс€ по положению в тетради.

Ћит.: —акулин; јсмус (1), с. 114-15; –озанов ». (2), с. 448; Ѕродский (5), с. 187; ‘охт ”. –., Ћирика ћ. ё. Ћ., «”ч. зап. ћоск. обл. пед. ин-та им. Ќ.  .  рупской», 1958, т. 66, в. 4, с. 21; ћаксимов (2), с. 40; Ёйхенбаум Ѕ., ќ поэзии, Ћ., 1969, с. 441;  оровин (4), с. 15-21; ”додов (2), с. 302.

«»Ќќ¬№≈¬ јЋ≈ —≈… «»Ќќ¬№≈¬»„

«»Ќќ¬№≈¬ јлексей «иновьевич (1801-84), педагог, первый лит. наставник Ћ. ¬ 20-е гг. надзиратель и преподаватель рус. и лат. €зыков в ѕансионе. — осени 1827 домашний учитель Ћ.; подготовил его (привлека€ и др. преподавателей) к поступлению в 4-й класс ѕансиона, затем (сент. 1828 - апр. 1830) руководил его учением. «ѕо прекрасному обычаю пансиона, - писал ƒ. ƒ. языков, - каждый воспитанник отдавалс€ под заботливый присмотр одного из наставников, считалс€ его «клиентом»; будущий поэт... сделалс€ «клиентом» «иновьева и оставалс€ под его надзором во все пребывание в пансионе...». „еловек прогрес. убеждений, проповедовавший свободу личности, «. повли€л на формирование нравств. и эстетич. взгл€дов Ћ., его интересов в области истории и лит-ры. Ћ. отдавал на суд «. свои первые поэтич. опыты. Ќа пол€х автографа поэмы «„еркесы» против 6-й строфы ≈. ј. јрсеньева сделала пометку: ««иновьев нашел, что эти стихи хороши». ѕредполагают, что надпись «Contre la morale» («ѕротив морали») на пол€х автографа поэмы «ƒва брата» сделана рукой «.

«. оставил достоверные воспоминани€ о Ћ. ѕолемизиру€ в них с др. мемуаристами, он писал, в частности, о неправомерности попыток приписывать Ћ. чрезмерное честолюбие; в наружности поэта, по утверждению автора, «не было ничего карикатурного», «...и ничего в нем не было неуклюжего: это был коренастый юноша, обещавший сильного и крепкого мужа в зрелых летах» (см. в кн.: ¬оспоминани€).

Ћит.: языков ƒ. ƒ., ”читель Ћ. - ј. «. «иновьев, «»¬», 1884, кн. 6, с. 607; ¬исковатый, с. 37, 39, 40; Ѕродский (5), с. 48-54, 102-04; ћануйлов ¬. ј., Ќовые воспоминани€ о Ћ., «Ћит. архив», 1938, т. 1, с. 426-31; ћайский (2), с. 186-87, 206; √россман (4), с. 262-65; »ванова “. (1), с. 166-69; »ванов ј. Ќ., ”читель Ћермонтова ј. «. «иновьев и его пед. де€тельность в ярославле, ярославль, 1966, с. 59-72; ∆ижина (4); —андомирска€, с. 125.

«»Ќќ¬№≈¬ ¬ј—»Ћ»… ¬ј—»Ћ№≈¬»„

«»Ќќ¬№≈¬ ¬асилий ¬асильевич (1814-88), поручик  авалергардского полка, впоследствии ген.-адъютант. ќдновременно с Ћ. училс€ в Ўколе юнкеров. 14 марта 1840 «. был назначен в комиссию воен. суда при  авалергардском полку, учрежденную дл€ суда над Ћ. за дуэль с Ё. Ѕарантом [см. ћануйлов (10), с. 118].

Ћит.: ѕотто (1), ѕриложени€, с. 64; [ѕанчулидзев], т. 4, с. 106-07; ѕахомов (3), с. 155; ћанвелов, в кн.: ¬оспоминани€.

«»„» ћ»’ј»Ћ (ћ»’ј…) јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

«Ћј“ќ¬–ј“— »… Ќ» ќЋј… Ќ» ќЋј≈¬»„

«Ћј“ќ¬–ј“— »… Ќиколай Ќиколаевич (1845-1911), рус. писатель. ¬ 1890-1900-е гг. трактовал творчество Ћ. с народнич. позиций, особенно выразившихс€ в ст. «Ћермонтов (15 июл€ 1891)» («—отрудник», 1891, є 8). —огласно «., Ћ. выдел€лс€ из числа др. писателей особым «предчувствием социальных задач века». ¬ образах «ѕесни про... купца  алашникова», в ћаксиме ћаксимыче, в геро€х «Ѕородина» «. видел истинно нар. и нац. типы. Ќо дл€ создани€ великих эпич. произв. Ћ., по мысли «., должен был «уйти из условий жизни общества в широкую сферу непосредственной народной жизни». ¬ своих «¬оспоминани€х» (ћ., 1956, с. 150, 293, 352, 388, 403) «. приводил аналогичные суждени€ ј. ». Ћевитова, сожалевшего об отходе Ћ. от «бедноты» в область психол. анализа «чувств кн€жны ћери». ѕреемниками Ћ. в прозе «. считал ћ. ≈. —алтыкова-ўедрина, ‘. ћ. ƒостоевского и особенно Ћ. Ќ. “олстого, в поэзии - лишь Ќ. ј. Ќекрасова, и то отчасти. «. положительно оценил очерк ј. Ќ. ѕыпина «Ћермонтов и  ольцов» (1896) и противопоставил традиции «Ћермонтова,  ольцова, Ќекрасова, Ўевченко» декадент. литературе конца 19 в.

—оч. Ћит. очерки, «ќдесские новости», 1896, 10 февр. и 5 окт.

Ћит.: Ўпаковска€ ≈. ј., ѕроблема народности в эстетике Ќ. Ќ. «латовратского, в кн.: ѕроблемы типологии реализма, —вердловск, 1976, с. 72-73.

«ћј… …ќ¬јЌ

«ћј… [«ма—Ш; наст. фам. - …ованович (–Иовановиħ)] …ован (1833-1904), серб. поэт. ѕереводил из рус. и европ. поэзии. ≈го вольный пер. на сербскохорв. €з. поэмы «ƒемон» (журн. «—рпске летопис», 1862, є 106; отд. изд. 1863) вызвал мн. откликов в печати и стал значит. €влением серб. поэзии. ¬ творчестве «. встречаютс€ лермонт. мотивы (сб. «”в€дшие розы» - «–Вулиħи увеоци», 1882), своеобразно им трактованные.

Ћит.: —ибинович ћ., »з истории поэтич. перевода в ёгославии, в кн.: ћастерство перевода, 1976, сб. 11, ћ., 1977; ƒучиħ I., «¬ластелин ќрша», —п—Шевод ћ. –Йермонтова, ««ора», 1898, є 7-8, с. 284-85; “арановски  . “., «ма—Ш као преводилац руских песника, «Ћетопис матице српске», 1933, к—Ъ. 338, с. 163; —ибиновиħ ћ., –Йермонтова у српско—Ш к—Ъижевности, Ѕеоград, 1971, с. 41-75, 152-57.

«ћ≈»Ќјя √ќ–ј

«ћ≈»Ќјя √ќ–ј, гора на —ев.  авказе, в группе  авказских ћинеральных ¬од, вблизи ∆елезной горы. ¬ысота 977 м. ¬о времена Ћ. была частично покрыта лесом. «. г. упоминаетс€ в поэме «»змаил-Ѕей».

"«ќ¬» Ќјƒ≈∆ƒ” - —Ќќ¬»ƒ≈Ќ№≈ћ"

««ќ¬» Ќјƒ≈∆ƒ” - —Ќќ¬»ƒ≈Ќ№≈ћ», стих. Ћ. (1831), редкое по силе выраженного в нем чувства. ¬ чуть шутливых интонаци€х этого лирич. заклинани€ звучит, однако, мотив неизменной, искренней любви. „ерновой набросок текста (тетр. II, л. 30) свидетельствует, что первоначально стих. посв€щалось женщине, к-ра€ сама любила поэта: («твоей любви нельз€ не верить», в стих. - «такой любви нельз€ не верить»). ¬озможно, поэтому 2-€ строфа стих. (с изменени€ми) вошла в посв€щение к –Ж–Ж–Ж редакции «ƒемона» (1831), адресованное ¬.ј. Ћопухиной («ѕрими мой дар, мо€ мадонна!»). Ќо в черновом наброске любовна€ ситуаци€ затемнена: исключительность чувства отнесена к герою, а «неспособность лицемерить» - с нек-рым нарушением логики - к героине. “екст этот вырабатывалс€ во втором черновом наброске (тетр. II, л. 21), а затем был вписан в альбом ј. ћ. ¬ерещагиной. ѕо свидетельству ≈. ј. —ушковой, стих. обращено к ней (см. —ушковский цикл). ¬ итоговой ред. логическое нарушение устранено («— тобою грех мне лицемерить / “ы слишком ангел дл€ того»). ѕерва€ строфа представл€ет собой переложение стихотв. обращени€ √амлета к ќфелии из трагедии ”. Ўекспира «√амлет» (в пер. ћ. ѕ. ¬ронченко, 1828).

—тих. положили на музыку: ѕ. ј. «авадовский, ћ. Ќ.  олачевский, ¬. √. ¬рангель.

јвтографы: черновой ред. - »–Ћ», ’–Ж, л. 21 (на л. 30 зачеркнутый набросок); из альбома ј. ћ. ¬ерещагиной - —Ўј, Ќью-…орк, Ѕ-ка  олумбийского ун-та (копи€ - »–Ћ», оп. 2, є 40, л. 7). ¬первые - «Ѕд„», 1844, є 6, отд. 1, с. 129. ¬ ««аписках» —ушковой сообщаетс€, что стих. вручено ей осенью 1830 вместе со стих. «¬есна». ”казанна€ ею дата неточна - стих. написано осенью 1831, о чем свидетельствует положение текста в ’–Ж тетради.

Ћит.: —ушкова, с. 92; »ванова “. (1), с. 33, 115, 120; ѕейсахович (1), с. 432; Ёйхенбаум Ѕ. ћ.,   истории «√амлета» в –оссии, в кн.: Ўекспировский сборник, 1967, ћ., 1968, с. 70; ”додов (2), с. 311-14; √олованова (4).

«ќЋќ“Ќ»÷ »… ѕ≈“– ƒћ»“–»≈¬»„

«ќЋќ“Ќ»÷ »… ѕетр ƒмитриевич (1812-72), знакомый Ћ.; поручик л.-гв.  ирасирского полка. Ћ. познакомилс€ и встречалс€ с ним в салоне  арамзиных с сент. 1838.

Ћит.: ћайский (3), с. 128, 130-32, 135, 164; ѕушкин в письмах  арамзиных 1836-1837 гг., ћ. - Ћ., 1960, с. 347-48; —амарин ё. ‘., в кн.: ¬оспоминани€; ѕисьма —. Ќ.  арамзиной к ≈. Ќ. ћещерской о Ћ., в кн.: —б. Ћенинград.

«ќ“ќ¬ ¬Ћјƒ»ћ»– –ј‘ј»Ћќ¬»„

«ќ“ќ¬ ¬ладимир –афаилович (1821-96), рус. литератор, один из первых биографов Ћ. ”чилс€ в лицее и впоследствии вспоминал о том, как в 1836 «...в царско-сельский лицейский сад приходил в рекреационные часы к воспитанникам старших курсов некрасивый, небольшого роста гусар», который «расспрашивал о ѕушкине и его лицейской жизни, садилс€ на место, любимое поэтом и где была воздвигнута небольша€ колонна с надписью «Genio loci...» («√ению этих мест...»)». ќт этого времени у «. сохранилс€ список «ƒемона» (с рукописи ћ. Ќ. Ћонгинова), использованный в изд. соч. Ћ. под ред. —. —. ƒудышкина (—ѕЅ, 1863) и ». ћ. Ѕолдакова (ћ., 1891). «ѕам€ти ѕушкина, ћарлинского и Ћермонтова» «. посв. свою первую поэму «ѕоследний хеак» (1842; о судьбе одного из адыг. племен), в к-рой рецензент ќ. —енковский нашел сходство с «’аджи јбреком» Ћ. Ќа выход издани€ ƒудышкина «. откликнулс€ серией попул€рных иллюстриров. статей о творчестве Ћ. («« н€жна ћери» Ћермонтова»; ««ƒемон». ѕоэма Ћермонтова»; «Ћермонтов в его народных произведени€х» и др., всего 12 статей, в кн.: «—еверное си€ние, рус. худож. альбом, изд. ¬. √ецкелем», т. II, —ѕЅ, 1863; т. –Ж–Ж–Ж, 1864).

—оч. ћ. ё. Ћ., в кн.: –ус. энциклопедич. словарь, изд. ». Ќ. Ѕерезиным, т. 1, —ѕЅ, 1874, отд. 3; ¬. Ќ. —торожев. –одоначальник рус. ветви Ћ. [–ец.], «»¬», 1894, т. 58, є 12.

Ћит.: —околов ј. Ќ., Ћ. и судьбы рус. поэмы, «¬естник ћ√”. ‘илологи€, журналистика», 1964, є 4, с. 4.

«ќ“ќ¬ «ј’ј–  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„

«ќ“ќ¬ «ахар  онстантинович (1817?-86), однополчанин Ћ. по л.-гв. √усарскому полку (в 1838 окончил Ўколу юнкеров, в 1841 - поручик). ¬ нач. 1841 поэт получил через «. послание в стихах ћ. ѕ. –озенгейма; в передаче «. известен и ответ Ћ.: «ѕередай от мен€ юноше спасибо, поклон и совет, пусть читает чаще мое «Ќе верь себе»...».

Ћит.: ѕотто (1), ѕриложени€, с. 75; [Ѕиографич. очерк], в кн.: –озенгейм ћ. ѕ., —тихотворени€, т. 1, —ѕЅ, 1889, с. ’’–Ж; –ус. провинц. некрополь, т. 1, ћ., 1914, с. 322; ћануйлов (2), с. 48.

«”Ѕќ¬ј ≈ ј“≈–»Ќј јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬Ќј

«”Ѕќ¬ј ≈катерина јлександровна (урожденна€ ќболенска€) (1811-43), графин€, знакома€ Ћ., сво€ченица ј.ј. Ћопухина, жена ¬. Ќ. «убова (двоюродный брат ƒ. √. –озена, при€тел€ Ћ.). ѕоэт встречалс€ с ней в ћоскве в 1840; упом€нута в его письме к Ћопухину от 17 июн€ 1840 (VI, 454-55).

Ћит.: √ерштейн (3), с. 420; јшукина ћ., —ерьезные недостатки академич. изд. Ћ. [–ец.], «¬Ћ», 1957, є 8, с. 230; ћануйлов (10), с. 130, 131; —амарин ё. ‘., в кн.: ¬оспоминани€.

ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница
© 2000- NIV