Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЗ"-"К")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЗ"-"К")

КАЗАХ-КИЧУ

КАЗАХ-КИЧУ, см. Чечня.

"КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ"

«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ», стих. Л. (1838). Существует неск. преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия - написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка; по мнению И. Андроникова, в станице Старомышастовской на Кубани, где Л. подарил «на зубок» младенцу серебряную наполеоновскую монету. Предположение, что «Колыбельная» написана при известии о рождении сына у А. М. Верещагиной (П. Висковатый), не подтверждается фактами. Гипотеза о написании стих. после сражения при Валерике (1840) опровергнута Л. Семеновым и материалами архива Верещагиных, где имеется список 1838.

«Колыбельная» принадлежит к той части лучших произв. Л., где поэт предстает перед читателем не в обычном для него одиноком, горьком и протестующем противостоянии окружающему миру, а «любить готовый, с душой, открытой для добра» (ср. обе поздних «Молитвы», «Ребенка милого рожденье» и др.). Как в «Дарах Терека», а позже в «Родине», предметом любовного внимания и поэтизации здесь становится нар. жизнь - в образе ребенка, будущего воина-казака, и, еще больше, его матери-казачки. В стих. сказалось близкое знание Л. воен. быта казаков и казачьего фольклора. И все же главное - не в социально-этнографич., а в общечеловечески-нравств. аспекте темы. «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери,... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте», - писал В. Г. Белинский. И добавлял: «...Как же он так глубоко мог проникнуть в тайны женского и материнского чувства?» (IV, 535-36). Действительно, стих. является высоким образцом поэтич. перевоплощения: поэт так вживается в мир чувств биографически удаленного от него лирич. персонажа, что говорит от его имени с непосредственностью прямого лирич. самовыражения, - одно из свидетельств гуманизма лермонт. поэзии. Ясность и легкость слога, простота и прозрачность поэтич. синтаксиса, такие черты нар. песенности, как постоянные эпитеты и инверсия («месяц ясный», «седельце боевое» и др.), обилие внутр. созвучий (в частности, благодаря «короткому», 4-3-стопному хореич. стиху и повторяющемуся в каждой строфе певучему рефрену) создают вместе цельную поэтич. систему, как нельзя лучше отвечающую эмоционально-образному содержанию песни.

Есть сведения, что Л. сам сочинил музыку на слова «Колыбельной», когда гостил у своего товарища А. Л. Потапова в имении Семидубровном Воронежской губ. (П. Висковатый). «Колыбельная» вошла в школьные хрестоматии, гимназич. пособия и нотные сб-ки (уже в 19 в. изд. более 90 раз), что способствовало устойчивости ее текста и напева в нар. памяти (записывается до наст. времени на всей территории страны, текст обычно сокращен). Образы и стих песни неоднократно использовались в позднейших переделках и сатирич. «перепевах» (Н. П. Огарев, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин, А. А. Сурков и др.).

Стих. иллюстрировали: А. Ф. Билль, М. А. Зичи, М. П. Клодт, А. Н. Комаров, В. М. Конашевич, А. П. Могилевский, А. Нечаев, И. Панов, А. С. Пруцкий, М. С. Родионов, К. А. Савицкий, В. А. Табурин, К. А. Трутовский, А. Г. Якимченко. Положили на музыку: А. Е. Варламов, И. И. Геништа, П. Виардо-Гарсиа, Э. Ф. Направник, А. Т. Гречанинов, В. И. Ребиков, Н. Я. Мясковский, Ю. С. Бирюков, А. Б. Гольденвейзер и др.

Автограф неизв. Список стих. - в письме Е. А. Арсеньевой к А. М. Верещагиной по случаю рождения (23 нояб. 1838) ее дочери Елизаветы (ЛБ, ф. 456, архив Верещагиной). Датируется на основании письма. Впервые - «ОЗ», 1840, № 2, отд. III, с. 245-246.

Лит.: Ткачев Г. А., Станица Червленная, Владикавказ, 1912, с. 211-12; Дюшен (2), с. 25, 117; Семенов (2), с. 118-39, 421-26; Якубович, с. 265-67; Эйхенбаум (6), с. 329; Виноградов Г., с. 353-58; Попов А. (2), с. 54-56; Кандалин Н. И., Раннее творчество А. Суркова, «Уч. зап. Кустанайского пед. ин-та», 1958, т. 2, с. 25-26; Максимов (1), с. 143-44; Гладыш, Динесман, с. 61-62; Кнорринг Н., О мелодии «Колыбельной» М. Ю. Л., «Простор», 1964, № 11, с. 91; Пейсахович (1), с. 469; Андроников И., Монета, «ЛГ», 1966, 26 июля; Андроников (13), с. 391-95.

КАЗБЕК

КАЗБЕК (Казбеги) (груз. Мкинвари, Мкинвацвери - ледяная гора), одна из высочайших вершин в центр. части Кавказа, в Боковом хребте. Поднимается над долиной р. Терек и Военно-Грузинской дорогой. К. имеет две вершины (главная - восточная, выс. 5033 м), с к-рых спускаются долинные ледники. Свое название получил в нач. 19 в. от имени знатного местного жителя Габриела Казбека (Казбеги). Тогда же переименовано в К. и с. Степан-Цминда (Святой Степан), расположенное у подножия К. В 30-е гг. 19 в. это было небольшое село (60-70 домов) на Военно-Грузинской дороге, ныне - центр Казбегского р-на Груз. ССР.

Л. побывал у подножия К. во время первой ссылки (1837). В «Демоне» он так описывает красоту К.: «...И между них, прорезав тучи, / Стоял, всех выше головой, / Казбек, Кавказа царь могучий, / В чалме и ризе парчевой» (IV, 198). К. в поэзии Л. часто выступает как собират. образ всего Кавказа. В стих. «Спеша на север из далека» поэт обращается к нему с молитвой и исповедью. В стих. «Спор» К. воплощает свободолюбивые черты Кавказа. По-видимому, Л. были известны кавк. народные предания, связанные с К.; их отголоски есть в поэме «Демон».

Лит.: Семенов (6), с. 25, 69; Андроников (8), с. 17-34; Андроников (13), с. 258-67.

КАЗОТ ЖАК

КАЗОТ (Cazotte) Жак, франц. писатель-монархист (1719-92), погибший на гильотине; см. о нем в ст. "На буйном пиршестве задумчив он сидел".

"КАК ВАС ЗОВУТ? УЖЕЛЬ ПОЭТОМ?"

«КАК ВАС ЗОВУТ? УЖЕЛЬ ПОЭТОМ?» (Г-ну Павлову), см. Новогодние мадригалы и эпиграммы.

"КАК В НОЧЬ ЗВЕЗДЫ ПАДУЧЕЙ ПЛАМЕНЬ"

«КАК В НОЧЬ ЗВЕЗДЫ ПАДУЧЕЙ ПЛАМЕНЬ», стих. Л. (1832). Проникнуто пессимизмом, чувством одиночества, хотя и лишенным той глубины, к-рая свойственна поздней лирике Л. (ср. «И скучно и грустно» и др.).

Автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. I, с. 59. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Эйхенбаум (12), с. 336; Пейсахович (1), с. 437; Удодов (2), с. 441.

"КАК? ВЫ ПОЭТА ОГОРЧИЛИ"

«КАК? ВЫ ПОЭТА ОГОРЧИЛИ» (Сабуровой), см. Новогодние мадригалы и эпиграммы.

"КАК ДУХ ОТЧАЯНЬЯ И ЗЛА"

«КАК ДУХ ОТЧАЯНЬЯ И ЗЛА», восьмистишие Л. мадригального типа (конец 1831). В это время Л. написал свыше десяти такого рода восьмистиший, б. ч. к-рых имела шутливый оттенок и предназначалась для декламации на маскараде (см. Новогодние мадригалы и эпиграммы). Три восьмистишия - «Как дух отчаянья и зла», «Силуэт» и «Я не люблю тебя; страстей...» - носят более серьезный характер; их тема - разрыв с любимой, память о к-рой будет вечно жить в душе поэта. Между тремя стих. существует не только тематич., но и генетич. связь: их черновые автографы - в одной тетради, на смежных листах; их композиц., строфич. и ритмико-интонац. структуры близки между собой. Стих. построено на метафоризации осн. тематич. мотива: душа поэта - храм, в к-ром хранится образ божества - любимой женщины. Эта же метафора использована в стих. «Я не люблю тебя; страстей...», где для нее было найдено еще более отточенное словесное выражение с эпиграмматич. концовкой («Так храм оставленный - все храм, / Кумир поверженный - все бог!»). Дальнейшее развитие эти мотивы нашли в восьмистишии «Расстались мы, но твой портрет». Вопрос об адресате неясен.

Стих. положили на музыку: Ю. С. Бирюков, К. Ю. Давыдов, В. Махотин и др. Автограф - ИРЛИ, тетр. IV; впервые - «ОЗ», 1859, т. 125, № 7, отд. I, с. 53. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Удодов (2), С. 136-39.

"КАК ЛУЧ ЗАРИ, КАК РОЗЫ ЛЕЛЯ"

«КАК ЛУЧ ЗАРИ, КАК РОЗЫ ЛЕЛЯ», стих. Л. (1832), в к-ром дан психологич. портрет Н.Ф. Ивановой, намечена характерная для Л. тема «уничтожающего» воздействия светского общества, его «нарядной маски» на человеческую душу. Первые 4 стиха близки к стихам 1-4 строфы V стих. «Девятый час; уж тёмно; близ заставы».

Автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. I, с. 60. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Андроников (13), с. 140; Пейсахович (1), с. 432.

"КАК НЕБЕСА ТВОЙ ВЗОР БЛИСТАЕТ"

«КАК НЕБЕСА ТВОЙ ВЗОР БЛИСТАЕТ», стих. Л. (1838?). Вместе со стих. «Слышу ли голос твой» и «Она поет - и звуки тают», близкими по теме и словесно-образной ткани, образует цикл, по-видимому, обращенный к одной женщине. В лит-ре назывались имена П.А. Бартеневой (Э. Найдич), Е.А. Чавчавадзе (В. Шадури), С. М. Виельгорской, впоследствии жены В. А. Соллогуба (Э. Герштейн). Слова «твой голос нежный», как и рифма «мятежной - нежный», - реминисценция из стих. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье»).

Стих. положили на музыку: А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, К. Ю. Давыдов, И. А. Сац, Г. В. Свиридов и др. Автограф - ГИМ, ф. 445, № 227 а (тетр. Чертковской б-ки). Впервые - «Библиогр. записки», 1859, т. 2, № 1, стлб. 22-23. Датируется предположительно по положению автографа на одном листе с черновыми набросками последних строф «Тамбовской казначейши».

Лит.: Гинцбург, с. 157-58; Бем, с. 287; Шадури (1); Герштейн (8), с. 223-37; Найдич Э., Московский соловей, «Огонек», 1964, № 35, с. 17.

"КАК ОДИНОКАЯ ГРОБНИЦА"

«КАК ОДИНОКАЯ ГРОБНИЦА», см. "В альбом".

"КАК ПРОШЛЕЦ ИНОПЛЕМЕННЫЙ"

«КАК ПРОШЛЕЦ ИНОПЛЕМЕННЫЙ», см. "Гость".

"КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КАЛЛИОПА"

«КАЛЛИОПА», лит. ежегодник воспитанников Пансиона, выходивший в 1815-17, 1820. Л. сообщил в письме к М. А. Шан-Гирей ок. 21 дек. 1828 о возобновлении «Каллиопы», куда он «подал» свое соч. «Геркулес и Прометей». Изд. не состоялось, произв. Л. утрачено.

"КАЛЛЫ"

«КАЛЛЫ», одна из ранних кавк. романтич. поэм Л. (1830-31), примыкающая по содержанию к «Аулу Бастунджи» и «Хаджи Абреку». Основана преим. на лит. источниках, а также рассказах о быте и нравах кавк. горцев, известных Л. от его знакомых и родственников - Шан-Гиреев, Хастатовых и, возможно, студентов-кавказцев. В «Каллы» (от тюрк. канлы - кровавый) Л. впервые развил мотив кровной мести, позднее повторенный в «Хаджи Абреке». Н. Семенов указывает: «Между убийцею и родственниками убитого с момента убийства до момента примирения за кровь устанавливаются особые отношения, называемые кровными. Сам убийца весь этот промежуток времени носит название канлы, что значит «кровник»» («Туземцы северо-восточного Кавказа», СПБ, 1895, с. 280).

В основу сюжета поэмы Л. положил черкес. предание, известное также в позднейшей обработке Х. Г. (Хан-Гирея) («РВ», 1841, кн. 4, с. 3-78, и кн. 5, с. 292-377). В «Каллы» выражен протест против жестоких обычаев старины. Бунт романтич. героя в защиту личной свободы, разума, молодости и красоты против деспотизма, фанатизма близок самому Л.; вместе с тем Аджи-убийца осужден автором - обречен на мучительное одиночество. В образе Аджи находили нек-рое сходство с монахом из «Гяура» (1813) Дж. Байрона, однако характер Аджи сложнее. Знание Л. обычаев горцев сказалось и в описании места погребения муллы («Какой-то столбик округленный! / Чалмы подобие на нем»); такие памятники ставились над могилами убитых, к-рые не были отомщены. Чалма обозначала, что погребенный - хаджи, мусульманин, совершивший паломничество в Мекку. Л., вероятно, знал и о существовании аула Канлы в окрестностях Минеральных Вод.

Поэма отличается стремительностью развития действия, драматизмом. Недосказанность конца «Каллы» обычна для романтич. поэмы: Аджи совершает убийство подстрекателя-муллы по мотивам, для читателя не совсем ясным. В варианте предания, изложенном Хан-Гиреем, герой убеждается, что подстрекатель - клеветник. В мрачной по общему тону поэме Л. есть и жизнеутверждающий мотив: жена муллы после его гибели «другого любит без боязни».

Иллюстрировал «Каллы» М. Е. Малышев. Автограф поэмы неизв. Авторизов. копия, в к-рой рукой Л. написаны подзаголовок («черкасская повесть»), примечание к названию и эпиграф из поэмы Байрона «Абидосская невеста» (1813) - ИРЛИ, оп. 1, № 23, лл. 1-3 об. Последний лист отсутствует; текст обрывается на стихе «И женщин он ласкать не мог!». Заключит. строки содержатся в копии со списка В. Х. Хохрякова - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 64, лл. 15 об. - 20. Из этого плохо сохранившегося списка выпали десять строк между стихами: «И женщин он ласкать не мог!» и «Хранил он вечное молчанье» (в ЛАБ и в ЛАМ это место отмечено строкой точек). Имеется еще одна копия с надписью: «От Хохрякова» - ИРЛИ, оп. 2, № 45. Это ранняя ред. поэмы с исправлениями рукой П. А. Висковатого. В ней есть стихи заключит. части (VI раздел), отсутствующие в окончат. тексте (см.: ЛАМ, т. 2, с. 665). Начало «Каллы» (стихи 1-37) впервые опубл. в Соч. под ред. С. С. Дудышкина, т. 2, СПБ, 1860, с. 292-93; полностью - «РМ», 1882, кн. 11, с. 3-8; в исправленной ред. - «РС», 1882, № 12, с. 697-700. Датируется предположит. 1830-31.

Лит.: Семенов (5), с. 29-30; Семенов (6), с. 26-28; с. 69-71; Андреев-Кривич (4), с. 62-63; Попов А. (2), с. 17-18; Виноградов Б. С., Кавказ в рус. лит-ре 30-х годов XIX в., Грозный, 1966, с. 113-16; Вырыпаев (2), с. 191, 194-96, 200-01.

КАМЕННЫЙ БРОД

КАМЕННЫЙ БРОД, укрепление на р. Аксае (по-кумыкски Таш-Кичу), на месте к-рого ныне расположен аул Аксай Даг. АССР. Укрепление построено в 1825 рус. солдатами по приказу А.П. Ермолова и служило связующим пунктом между крепостью Внезапной и Амир Аджи-Юртской переправой. Вблизи укрепления находились чечен. аулы, но земли принадлежали аксайским кумыкским князьям. Л., видимо, побывал в К. Б. в 1837; он называет его местом службы Максима Максимыча (повесть «Бэла»).

Лит.: Дурылин (3), с. 49-50; Андроников (8), с. 170; Виноградов Б. С. (2), с. 54-57; Гаджиев Б. И., с. 37-55; Мануйлов (11), 2 изд., с. 83.

КАПЕ ЖАН (ИВАН)

КАПЕ (Capet) Жан (Иван) (г. рожд. неизв. - ум. 1827), гувернер-учитель Л., б. наполеоновский гвардеец. В 1825 вместе с Л. ездил в Горячеводск. Вероятно, именно он пробудил в Л. интерес к судьбе Наполеона.

Лит.: «ОЗ», 1825, № 64, авг., с. 260; Висковатый, с. 28-29, 34; Бродский (5), с. 22; Мануйлов (1), с. 120; Мануйлов (5), с. 43-44; Воспоминания (по указат.); Лонгинов; Вырыпаев (2), с. 144.

КАПЛУН АДРИАН ВЛАДИМИРОВИЧ

КАПЛУН Адриан Владимирович (1887-1974), сов. художник. Путевые наброски и рис., сделанные на Кавказе и в Крыму, изд. в виде альбомов автолитографий. Использовал свои натурные зарисовки в работе над альбомом «Кавказ времен Лермонтова» - к 100-летию со дня смерти поэта; литографированный автором в мастерской АХ в 1941, перед Великой Отечеств. войной, альбом не был тиражирован (отд. экземпляры - музей ИРЛИ, ГПБ, в Музее Л. в Пятигорске). Тогда же К. готовил 2-й вариант альбома в большом формате, дополненный новыми сюжетами (сохранились отд. листы - музей ИРЛИ). В 50-х гг. К. побывал в Пятигорске и выполнил серию акварелей: «Эолова арфа», «Грот Дианы», «Галерея б. Елизаветинского источника», «Грот Лермонтова», «Домик Лермонтова» (все - музей ИРЛИ; не воспроизв.).

КАРААГАЧ

КАРААГАЧ, селение в Кахетии, где находилась штаб-квартира Нижегородского драгун. полка. В 1837, когда здесь был Л., К. представлял собой довольно большое и благоустроенное селение. В традиции полка во время стоянок в К. были поездки к груз. князьям, а также празднества, домашние спектакли, танцы, пикники, охота с борзыми и ястребами, на к-рые съезжалась тифлисская знать. По свидетельству Важа Пшавелы, в К. был памятник Л.

Лит.: Потто (2), с. 50-52, 70; Попов А. В. (2), с. 75-76; Андроников (8), с. 72-73; Андроников (13), с. 301-02.

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), рус. писатель, критик, историк. В раннем творчестве Л. заметно нек-рое влияние сентименталистов, в т.ч. и К. Наиболее интересный материал для сопоставления с произв. Л. содержат «светские» повести К. («Юлия», «Чувствительный и холодный», «Моя исповедь», «Рыцарь нашего времени», подсказавший, возможно, название для романа Л.). Анализ психологии героев, создание определ. типов персонажей - «чувствительного» и его антипода, - этот опыт К. был воспринят и полемически переосмыслен Л. в «Двух братьях» и «Герое нашего времени». В наброске о Мстиславе, в поэмах «Последний сын вольности» и «Песня про... купца Калашникова» Л. использовал отд. факты и эпизоды из «Истории государства Российского» К.: сообщение о Вадиме Храбром, восставшем против Рюрика, имя Ингелот, рассказ о похищении купеч. жен опричниками и др. Источником сведений о жизни К. для Л. был салон Е. А. и С.Н. Карамзиных.

Лит.: Владимиров, с. 214; Нейман (3), с. 39-57; Штокмар, с. 272-74.

КАРАМЗИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРАТЫГИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

КАРАТЫГИН Василий Андреевич (1802-53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в одном преобладали техника и сознат. выбор эффектов, в другом - импульсивный пафос и романтич. интуиция. 15-летний Л. горячо вступил в спор, разделявший театралов Петербурга и Москвы на два лагеря: сторонников К. и сторонников Мочалова. В письме к М. А. Шан-Гирей (1829) он сравнивает игру двух актеров, отдавая предпочтение Мочалову (VI, 406). Высказывалось мнение, что неприятие актерской манеры К. выразилось в стих. 1839 «Не верь себе», где Л. соотносит образы истинного поэта и «трагич. актера», представителя ложного иск-ва. К. был первым исполнителем роли Арбенина в сценах из «Маскарада», поставленных в бенефис М.И. Валберховой.

Лит.: Белинский В. Г., т. 1, с. 179-88; Каратыгин П. А., Записки, т. 1, Л., 1929, с. 130; Нейман Б. В., Л. и театр, «Октябрь», 1938, № 12, с. 229-39; Ломунов К., Сценич. история драматургии Л., «Театр», 1939, № 10, с. 35-36.

КАРДОВСКИЙ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1866-1943), сов. художник. В 1914 для предполагавшегося собр. соч. Л. под ред. П. Щеголева в изд-ве «Грядущий день» К. выполнил 5 илл. к «Княгине Лиговской», отличающихся реалистичностью, свободой композиции, разнообразием исполнит. техники (оригиналы - в Музее Л. в Пятигорске и ГРМ). Существует также илл. К. к стих. «Сон» (черная акв.; собственность дочери художника; не воспроизводилась).

Лит.: Пахомов (2), с. 116, 304, 305; Подобедова О. И., Д. Н. Кардовский, М., 1957, с. 57-59, 173; Д. Н. Кардовский об иск-ве. Воспоминания, статьи, письма, М., 1960, с. 320.

КАРПОВ КИРИЛЛ ИОНОВИЧ

КАРПОВ Кирилл Ионович (г. рожд. неизв. - 1894), писарь при Пятигорском комендантском управлении. По его утверждению, неоднократно встречался с Л. Составлял опись имущества поэта после его гибели. В 1881 участвовал в комиссии, определявшей место дуэли. Воспоминания К. (в переложении С. Филиппова) малозначительны и недостоверны, т. к. мн. эпизоды рассказаны им с чужих слов. Э. А. Шан-Гирей решительно оспаривала мн. сведения, сообщенные К.; П. Мартьянов и П. Висковатый отмечали несоответствие его воспоминаний с др. источниками.

Лит.: Филиппов С., Л. на Кавк. водах. (Рассказ современника), «РМ», 1890, № 12, с. 68-86; его же, Еще о Л. (Неожиданные дополнения), «Рус. ведомости», 1891, № 5, 6 янв.; Шан-Гирей Э. А., Ответ г. Филиппову..., «РО», 1891, № 4, с. 707-12; Захарьин И., Нечто о Л., «Новое время», 1891, 6 нояб.; Висковатый, с. 388-89, 432-34; Мартьянов, т. 2, с. 38.

КАРР АЛЬФОНС ЖАН

КАРР (Karr) Альфонс Жан (1808-90), франц. писатель и журналист. В 1830-50-е гг. был популярен в России, где также пользовался известностью его сатирич. журн. «Осы» («Les Guêpes», 1839-49). Пушкин сочувственно отозвался о романе К. «Под липами» («Sous les tilleuls», 1832). Весной 1840 Л. просил С. А. Соболевского прислать ему этот роман (VI, 452). С. Штейн высказал предположение, что стих. Л. «Любовь мертвеца» написано по мотивам стих. К. «Влюбленный мертвец» («Le mort amoureux», опубл. в «Осах», май 1841). В найденном впоследствии альбоме М. А. Бартеневой рядом находятся список стих. К. с датой 14 сент. 1839 и автограф стих. «Любовь мертвеца» с датой 1841.

Лит.: Штейн С., «Любовь мертвеца» у Л. и Альфонса Kappa, «Изв. ОРЯС АН», 1916, т. 21, кн. 1, с. 38-47; Андроников (13), с. 469-72.

КАРРАС

КАРРАС, см. Шотландка.

КАТАЕВ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ

КАТАЕВ Валентин Петрович (р. 1897), рус. сов. писатель. В 1936 написал повесть для юношества «Белеет парус одинокий». Центр. образ-символ «паруса» несет у К., как и у Л., утверждение идеала жизненной активности, поэзию «бури», противопоставленной покою. В новой историч. обстановке образ становится символом революц. действия, слияния мечты с действительностью. Стих. Л. неоднократно цитируется в повести; строками «...А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» произв. заканчивается.

Работая над романом «За власть Советов!», писатель заново оценил «...определенность, ясность интонаций, прозрачность, внутреннюю музыку фразы...» лермонт. прозы, к-рая для него сохраняла значение непревзойденного образца (Собр. соч., т. 8, М., 1971, с. 417-18).

Лит.: Флит А., Парус и парус, «Лит. современник», 1938, № 5; Андроников И., Слово Катаева, в кн.: Катаев В., Трава забвения, М., 1967.

КАХЕТИЯ

КАХЕТИЯ, см. Грузия.

КАЦАУРОВ (КОЦАУРОВ) НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КАЦАУРОВ (Коцауров) Николай Васильевич (1798 - г. смерти неизв.), магистр физико-математич. наук, адъюнкт математики Моск. ун-та; один из экзаменаторов Л. при поступлении в ун-т. 1 сент. 1830 К. в числе др. экзаменаторов подписал донесение в правление ун-та о том, что Л. выдержал испытания и способен «...к слушанию профессорских лекций».

Лит.: Висковатый, Приложение 1, с. 3; Щеголев, в. 1, с. 73; Бродский (5), с. 236; ЛН, т. 45-46, с. 249 (фотовоспроизведение донесения).

"К ГЕНИЮ"

«К ГЕНИЮ», пансионское стих. Л. (1829). В нем заметно влияние антологич. традиции («тирс... с лирой золотой», «звук... задумчивой цевницы»). Обычные элегич. мотивы сочетаются с реальным биографич. содержанием. Выражение «где вы, души моей царицы» восходит к А. С. Пушкину: «Для вас, души моей царицы» (IV, 9). В стих. отразилось увлечение поэта С. И. Сабуровой.

Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Там же позднейшая приписка Л.: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году - где я во второй раз полюбил 12 лет и поныне люблю» («ефремовская деревня» - вероятно, Кропотово в Ефремовском у. Тульской губ., принадлежавшее отцу поэта). Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 15-16. Датируется по нахождению в тетради.

Лит.: Розанов И. (3), с. 34; Андроников (13), с. 210-11; Вацуро (1), с. 49; Пейсахович (1), с. 422-23.

"К ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ"

«К ГЛУПОЙ КРАСАВИЦЕ», юношеское стих. Л. (1830) с внешними признаками послания (адресат вынесен в заглавие, прямое обращение в первой строке). По внутр. смыслу стих. представляет, однако, весьма своеобразный жанровый сплав: первое восьмистишие - эпиграмма, в центре к-рой юмористич. образ внешне привлекательной, но внутренне пустой женщины; лирич. герой предпочитает «пленяться» ею «издали». Мотив этот, по свидетельству поэта, подсказан ему реальной ситуацией (в автографе рядом с заглавием позднейшая приписка Л.: «Меня спрашивали, зачем я не говорю с одной девушкой, а только смотрю...»).

Второе восьмистишие - элегич. медитация; ее содержание поставлено в ассоциативную связь с эпиграмматич. мотивом 1-й строфы: смерть, привлекательность к-рой не раз воспевалась романтиками, тоже «красна издалека». Лирич. герой и в этом случае предпочел бы ограничить знакомство (со смертью) «созерцанием»: «Но сам привлечь ее вниманье / Ни за полмира не хочу». Ироническое по существу осмысление романтич. мотивов (резиньяция, смерть) предшествовало широкому развитию сходных мотивов у самого Л.

Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 95. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 449, 475.

"К ГРУЗИНОВУ"

«К ГРУЗИНОВУ», раннее стих. Л. (1829), эпиграмматич. послание, в к-ром поэт иронизирует над графоманскими наклонностями И. Р. Грузинова, своего товарища по Пансиону. Стих. построено по канонам «легкой поэзии» с семантич. каламбуром («музы - женщины»), на к-ром основана 2-я строфа, заключающаяся иронич. концовкой. 1-я строфа содержит реминисценцию из послания Н. М. Языкова «В альбом А. Н. Очкину», опубл. в «Невском альманахе на 1828 г.» («Муз неверных обожатель, / Им я жертвовал собой»); концовка, возможно, восходит к стих. П. А. Вяземского «К друзьям» (1814 или 1815).

Автографы - ИРЛИ, тетр. II; ГБЛ (тетр. А. С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова). Копия с автографа ГБЛ - ИРЛИ, оп. 2, № 39. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 19. Написано не позднее 6 апр. 1829, когда Грузинов перестал посещать Пансион.

Лит.: Тынянов Ю., Лит. источник «Смерти поэта», «ВЛ», 1964, № 10, с. 105.

"К Д."

«К Д.» («Будь со мною, как прежде бывала»), юношеское любовное послание Л. (1831). Адресат не установлен. «К Д.» расшифровывается нек-рыми исследователями как «К Другу» (ср. «Стансы. К Д***»). По предположению И. Андроникова, стих. адресовано Д.Ф.Ивановой. Поэтич. мотив всевластия слова получил развитие в зрелых стихах Л. («Есть речи - значенье»,

«Молитва», 1839). Мелодич. анапест стих. дважды нарушен - выпадением слога в первых стопах 8-го и 14-го стихов.

Стих. положили на музыку: Ц. А. Кюи, Н. А. Полещанов, С. С. Григорьев, И. П. Ильин, В. М. Иванов-Корсунский и др. Автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 49-50. Датируется концом 1831 по положению в тетради.

Лит.: Комарович, с. 642-44; Андроников (13), С. 141.

"К ДЕВЕ НЕБЕСНОЙ"

«К ДЕВЕ НЕБЕСНОЙ», юношеский мадригал Л. (1831). Поэт размышляет о бессмертии души, о счастье «земном» и «небесном», отдавая предпочтение земле (ср. стих. «Небо и звезды», «Звуки и взор», «К другу», «Земля и небо»). Кому посв. мадригал, неизвестно. В поэтике стих. исследователи отмечают те «тройственные созвучия», о к-рых поэт говорит в начале «Сказки для детей» (рифмовка ababab), а также «влажные рифмы» на «ю».

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI; копия там же, тетр. XX. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 179. Датируется по положению в тетр. XI.

Лит.: Розанов И. (3), с. 55; Максимов (2), с. 40.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV