Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 3, "К"-"КОВ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "К"-"КОВ")

"К ДРУГУ" («ВЗЛЕЛЕЯННЫЙ НА ЛОНЕ ВДОХНОВЕНЬЯ»)

«К ДРУГУ» («Взлелеянный на лоне вдохновенья»), стих. раннего Л. (1829). Обращено к Д.Д. Дурнову: первонач. заглавие «Эпилог (к Д...ву)». Противопоставляя понятия «земного» и «небесного», «высокого» и «низкого», Л. склоняется здесь, вопреки традициям романтич. поэзии, к утверждению земного; ср. «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»), «Земля и небо». В нек-рых стихах, особенно там, где отчетливо звучит мотив осуждения окружающего мира, этот вопрос решен иначе («1831-го января», «Небо и звезды»). Возможно, стих. «К другу» явилось отзвуком разговоров друзей на филос. темы. Строки 7-8- реминисценция из стих. В. Астафьева «М. А. Д-ву» (см. альм. «Сев. лира», М., 1827, с. 284-85).

Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Копия - там же, тетр. XX. Впервые - Соч. под ред. Ефремова, т. 2, 1873, с. 26 (стихи 17-24); «РМ», 1881, № 12, с. 13-14 (полностью). Датируется по положению в тетр. II.

"К ДРУГУ" («ЗАБУДЬ ОПЯТЬ»)

«К ДРУГУ» («Забудь опять»), стих. Л. университетской поры (1831). Обращено, очевидно, к одному из друзей-студентов. Считая себя умудренным горьким опытом, молодой поэт советует ему «забыть надежды» и не вздыхать о той, к-рая оказалась неверна. Мотив женского непостоянства, непрочности чувства, нередкий у Л. («Все, что блестит, / Ее пленяет; / Все, что грустит, / Ее пугает»), подчеркнут «игривым» размером, (2-стоп. ямбом), а также метафорой, составляющей вторую половину стих. (сравнение с «облачком», к-рое «светло, легко» мчится по небу).

Стих. положили на музыку: В. С. Левитская, И. Г. Адмони. Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - «РМ», 1884, № 4, с. 59-60. Датируется 2-й пол. 1831 по положению в тетради.

"К ДРУГУ В. Ш."

«К ДРУГУ В. Ш.», раннее стих. Л. (1831), обращенное к В.А. Шеншину. Соединяет в себе черты дружеского послания и романтич. элегии; выражает характерные для лирики Л. нач. 30-х гг. настроения разочарования в жизни, мысль о несоответствии идеала и действительности. Особенность строфики стих. - чередование четверостиший с опоясывающей и перекрестной рифмовкой.

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - «ОЗ», 1859, № 11, отд. 1, с. 261. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Бродский (5), с. 284; ЛАБ, т. 6, с. 699.

"К ДРУЗЬЯМ"

«К ДРУЗЬЯМ», одна из первых (1829) попыток юного Л. выразить в лирич. стихах свой внутр. мир. Посв. темам дружбы, вина и любви, стих. носит следы анакреонтич. традиции, однако в конце возникает характерный лермонт. мотив: «Но нередко средь веселья / Дух мой страждет и грустит...». Последняя строка, возможно, заимствована из стих. Н. Ф. Павлова «К друзьям» (см. "Моск. вестник», 1828, ч. 10, с. 9).

Автографы - ИРЛИ, тетр. II; ГБЛ, тетр. А. С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова. Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 39, л. 6. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 25-26. Датируется по положению в тетр. II.

"К Д[УРНО]ВУ"

«К Д[УРНО]ВУ», раннее послание Л. (1829), обращенное к его товарищу по Пансиону Д.Д. Дурнову Стих. носит явные черты ученичества; они сказываются как в неустоявшейся поэтич. фразеологии (в 1-й строфе), так и в использовании традиц. метафор («странник меж людей», шипящие «змии коварства») и мотивов; нек-рые из них (разочарование в бескорыстной дружбе, женская измена и пр.) в новых модификациях варьируются Л. и в дальнейшем. Драматич. начало составляет, однако, лишь экспозицию стих.; вслед за ним идет апология дружбы, что и является осн. содержанием. Поэт отчетливо соприкасается здесь с лит. традицией - культ дружбы был характерен для декабристской поэзии, причем дружба иногда противопоставлялась любви как единственная и непреходящая жизненная ценность. Стих. имеет и прямой образец - посвящение К. Ф. Рылеева к поэме «Войнаровский» (1823-24), обращенное к А. А. Бестужеву.

Автограф - ГБЛ (тетр. А. С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова). Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 39. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 27. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Бродский (5), с. 119-120; Федоров (2), с. 61-62; Удодов (2), с. 290.

"К ДУРНОВУ"

«К ДУРНОВУ», одно из юношеских стихотв. посланий Л. (1829-30?), обращенных к пансионскому другу. По содержанию и настроению близко стих. «К другу» («Взлелеянный на лоне вдохновенья»), также адресованному Д.Д. Дурнову В стих. выражено обычное для юного Л. разочарование в любви, не принесшей счастья («Довольно любил я, чтоб вечно грустить, / Для счастья же мало любил»), и надежда на то, что верный друг без слов поймет его страдания.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 3, с. 84. Датируется предположительно, т. к. вписано после трех стих. 1829 и перед стихами 1830.

КИЗЛЯР

КИЗЛЯР, крепость и город на р. Старый Терек; ныне в Даг. АССР. Возник в нач. 18 в. Крупный военный, политич. и торговый центр. С нач. 19 в. К. населяли грузины, армяне, кумыки, ногайцы, черкесы, казан. татары, персы, русские. Интенсивную торговлю с К. вели чеченцы. В 30-40-е гг. 19 в. К. имел вид захолустной северокавк. станицы: саманные сакли, турлучные домики с плоскими камышовыми или земляными крышами. Л. побывал в К. в 1837. Есть предположение, что он встречался здесь с П. А. Катениным, возможно, приезжал сюда и в 1840.

Лит.: Гиреев (1), с. 152; Попов А. (2), с. 58-59; Мануйлов (11), 2 изд., с. 111; Гаджиев Б. И., с. 5-11.

КИКИН АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ

КИКИН Алексей Андреевич (1772 - г. смерти неизв.), моск. знакомый Е.А. Арсеньевой, светский недоброжелатель Л. В связи с переходом поэта на воен. службу К. безосновательно упрекал его в эгоизме по отношению к бабушке. Имя К. именно в этом контексте упомянуто в письме А. А. Лопухина к Л. от 7 янв. 1833 (VI, 466). 2 авг. 1841 К. писал о дуэли Л. с Н. С. Мартыновым своей дочери, М. А. Бабиной, выражая сочувствие Арсеньевой, но резко отзываясь о погибшем поэте. В 1837 в Кисловодске Л. написал акв. портрет К., к-рый хранится в ИРЛИ (см. ЛН, т. 45-46, с. 119).

Лит.: Дризен Н. В., Современник о М. Ю. Л., «РС», 1896, № 2, с. 316; Пахомов (3), с. 115-16, 220; Описание ИРЛИ, с. 125-26.

КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КИНЖАЛ"

«КИНЖАЛ», стих. Л. (1838). Первоначально было озаглавлено «Подарок», поскольку речь идет о подаренном поэту кинжале (среди вещей Л. сохранился кинжал, привезенный из первой ссылки). Высказывалось предположение, что кинжал мог быть подарен ему Н.А. Грибоедовой. Образная система и интонац. строй стих. построены на контрастном и вместе с тем поэтически органичном совмещении батально-героич. начала с проникновенным лиризмом («грозный бой» и «любовь», «месть» и «таинственная печаль», холодная «сталь» и теплая «слеза, жемчужина страданья»). Поэтич. конкретность, яркость худож. деталей сочетаются в описании кинжала с романтич. приподнятостью и символикой: память любви и битвы, булатный кинжал предстает в стих. как символ душевной стойкости и твердости. Центр. образ «Кинжала» сближает его с написанным в это же время стих. «Поэт».

«Кинжал» - одно из мн. произв. Л., выражающих его любовь к Кавказу, симпатию к его народам. Строка «На грозный бой точил черкес свободный» вызвала сомнения цензора А. В. Никитенко, но цензурный комитет нашел возможным напечатать стих. без купюр. Мотивы лермонт. стих. близки одноим. стих. А. Церетели (1903).

Стих. иллюстрировали: Л. О. Пастернак, А. В. Кокорин, В. Поляков, В. Ковалев. Положили на музыку: А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, Ц. А. Кюи, С. Н. Василенко и др. Автограф (черновой) - ГИМ, ф. 445, № 227 а (тетр. Чертковской б-ки). Копия - ИРЛИ, тетр. XV. Впервые - «ОЗ», 1841, № 6, отд. III, с. 234. Датируется нач. 1838, т. к. черновой автограф - на одном листе с посвящением к «Тамбовской казначейше». Эта датировка подтверждается и содержанием стихотворения.

Лит.: Здобнов, с. 260; Семенов (5), с. 170; Эйхенбаум (7), с. 37; Иконников (2), с. 42-44; Андроников (13), с. 377-79; Пейсахович (1), с. 436; Шадури В., Клятва Л., «Дружба народов», 1964, № 10, с. 178-81; Иванова Т., Л. на Кавказе, М., 1968, с. 110-13; Петер М., Стих. Л. «Кинжал» и его два венг. перевода, в кн.: «Annales Universitatis Scientiarum Budapestinensis de Rolando Eötvös nominatae, sectio philologica», 1968, t. 8, s. 51-65.

КИРЕЕВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ

КИРЕЕВ Александр Дмитриевич (1796-1857), управляющий петерб. театр. конторой (с 1832); двоюродный брат С.А. Раевского. В недошедшем до нас письме Раевский, поздравляя Л. с успехом «Маскарада», приглашал его к К., к-рый предполагал представить автора директору театров А. М. Гедеонову. Позднее К. был одним из издателей соч. Л.: «Стихотворений» (1840), двух изд. «Героя нашего времени» (1840, 1841). Сохранилась расписка Л. от 6 марта 1841, выданная им К. в получении 1500 руб. за 2-е изд. романа.

Лит.: Мануйлов (4), с. 371-72; Записи А. А. Краевского на корректуре ст. А. Н. Пыпина о Л., в сб.: М. Ю. Л. в воспоминаниях современников, Пенза, 1960, с. 185, 340; Григорович Д. В., Лит. воспоминания, [М.], 1961, с. 65; Андроников И., День Л., «ЛГ», 1964, 15 сент.

КИРЕЕВСКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808-56), рус. фольклорист, собиратель памятников нар. поэзии; славянофил. Брат И. В. Киреевского - рус. критика, философа-славянофила. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов (духовные стихи, историч. и лирич. песни, былины и др.). По свидетельству А.П. Елагиной, Л. в 1841 встречался с К.: «Жаль, что Лермонтову не пришлось ближе познакомиться с сыном моим Петром - у них некоторые взгляды были общие» (в записи П. Висковатого).

Лит.: Висковатый, с. 369; Азадовский (1), с. 244-45; Соймонов А. Д., П. В. Киреевский и его собрание нар. песен, Л., 1971, с. 272-73.

Киреевский Петр Васильевич

П. В. Киреевский. Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова. Карандаш. 1848

КИСЛОВОДСК

КИСЛОВОДСК (первонач. название поселения - Кислые Воды), город (с 1830) на Северном Кавказе; ныне в Ставроп. крае. Возник в нач. 19 в. возле известного с древних времен источника нарзана. Расположен в предгорьях Б. Кавказа, в котловине, прорезанной живописными долинами рек Ольховки и Березовки (басс. р. Подкумок); окружен горами. В 1820-25 представлял собою небольшую слободку, расположенную рядом с крепостью, построенной в 1803. В 1837-41 превратился в довольно благоустроенный поселок, что было связано с возраставшей известностью К. как бальнеологич. курорта.

Л. побывал в К. в 1825, 1837, 1840, 1841. По лечебным предписаниям тех лет он приезжал сюда после каждого посещения Пятигорска. Дом Е. А. Хастатовой (см. Хастатовы), в к-ром Л. останавливался в дет. годы, не сохранился. В 1837 поэт жил в доме Реброва, изображенном в «Герое нашего времени» как жилище княгини Лиговской и Веры (ныне ул. Коминтерна, д. 3).

В «Герое...» Л. описал природу К.: «...здесь все дышит уединением; здесь все таинственно - и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны...» (VI, 306-07).

В романе описаны и окрестности К.: скала, известная как место дуэли Печорина и Грушницкого (ныне Лермонтовская скала), водопад на р. Ольховке (ныне Лермонтовский), Кольцо-гора.

Кисловодск

Старая крепость. Фотография.

В городе сохранились дом Реброва и остатки кисловодской крепости. Лермонт. места К. вошли в состав Гос. музея-заповедника М. Ю. Л. в Пятигорске, образованного постановлением Совета Министров РСФСР от 7 июня 1973. См. Домик Лермонтова.

Лит.: Кавк. Мин. Воды (Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск), СПБ, 1904, с. 1-58, 241-90; Яковкина (1), c. 27-28, 31-32, 71-75; Кавк. Мин. Воды (Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки), Ставрополь, 1960, с. 297-302; Мануйлов (11), 2 изд., с. 226-28; Селегей (2, 2 изд.), с. 63-78; Польская Е., Розенфельд Б., Дорогие адреса, Ставрополь, 1974, с. 19-22; Махлевич Я. Л., Кисловодск, взгляд в 1837 год, «Неделя», 1977, № 47.

Кисловодск

Окрестности Кисловодска. Кольцо-гора. Гравюра на дереве Л. С. Хижинского. 1940.

"К КН. Л. Г-ОЙ"

«К КН. Л. Г-ОЙ», юношеское стих. Л. (1831). Существует предположение, что оно обращено к Елизавете Павловне Горчаковой, двоюродной сестре Н.Ф. Ивановой. В стих. получили отклик филос. размышления поэта о земных и идеальных устремлениях человека; контрастно сопоставлены два духовных мира: беззаботной молодой девушки (к-рая «холодно внимает» «рассказам горести чужой») - и поэта, измученного воспоминаниями, несущего на себе тяжесть высшего предназначения. Неоднократно повторяющееся единоначатие («Когда...») композиционно сближает данное стихотворение со стихотворением зрелых лет «Когда волнуется желтеющая нива» (1837).

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - «ОЗ», 1859, № 12, с. 383. Датируется 2-й пол. 1831 по положению в тетради.

Лит.: Эйхенбаум (5), т. 1, с. 484; Андроникашвили (1), с. 208; Бродский (5), с. 339; Удодов (2), с. 186-88.

"К Л." («У НОГ ДРУГИХ НЕ ЗАБЫВАЛ»)

«К Л.» («У ног других не забывал»), юношеское любовное стих. Л. (1831). Как указано в подзаголовке, подражание Байрону; восходит к его «Стансам К*****, написанным при отплытии из Англии» («Stanzas to***** on leaving England»). Однако вместо 11 шестистрочных в нем 4 восьмистрочных строфы и вместо 4-стопного ямба Л. пользуется 3-4-стопным. Стих. имеет у Л. автобиографич. основу, хотя вопрос об адресате спорен. Считалось, что это В.А.Лопухина (П. Висковатый, Ю. Оксман, В. Комарович). Полагали также, что это могла быть М.А.Лопухина, с оговоркой, что речь идет не о ней, а об отношениях Л. с Н. Ф. И., тогда еще не расшифрованной как Н.Ф.Иванова (Е. Аничков). Е.А. Сушкова называет адресатом стих. себя, что частично подтверждает изучение альбома А. М. Верещагиной (см. в ст. А. Глассе).

Разногласия, очевидно, вызваны тем, что стих. известно в разных редакциях, каждая из к-рых имела свое назначение и бытование. Первая из них - автограф, близкий к англ. источнику, - возможно, не имела определенного адресата («К Л.» в этом случае может расшифровываться как «К Любимой»). Вторая - автограф в альбоме Верещагиной с заглавием «К*...» и третья - текст, опубл. Сушковой, альбомные вариации первонач. текста. Поэтому из них устранены строки 9-16 с мотивом отплывающего корабля, не соответствующие стихам «на случай».

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Автограф в альбоме А. М. Верещагиной - в Б-ке Колумбийского ун-та, США; копия с него - ИРЛИ, оп. 2, № 40. Впервые - «ОЗ», 1859, № 11, отд. 1, с. 264-265; в др. редакции «РВ», 1857, кн. 2, с. 405. Датируется авг. - нач. сент. 1831 по положению в тетради. Указание Сушковой на 1830, по-видимому, ошибочно.

Лит.: Сушкова, с. 128; Соч. под ред. Висковатого, т. 6, с. 148; Аничков Е. В., Заметки no pkk. и творчеству Л., «Slavia», 1925-26, Praha, roč. 4, seš. 3, с. 560, 566; Эйхенбаум (5), т. 1, с. 478-79; Нольман, с. 475; Розанов И. (3), с. 166; Федоров (1), с. 150; Федоров (2), с. 249-50; Комарович, с. 644, 648; Глассе.

"КЛАДБИЩЕ"

«КЛАДБИЩЕ», юношеская элегия Л. (1830), одно из многих размышлений о жизни и смерти, занимавших поэта в то время; ср. «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы»), «Гроб Оссиана». Размышления эти, каков бы ни был их первонач. импульс, развивались под влиянием книжной традиции. Последнее особенно характерно для данного стихотворения. Хотя в его основе лежит реальный факт [ср. пометку Л. в автографе: «(На кладбище написано) 1830»], впечатления 15-летнего поэта реализованы в традиц. сентенциях и образах «кладбищенской» лирики, известной в России и по многочисл. переводам («Ночные думы» Э. Юнга, «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея), и по отечеств. образцам (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков). Этой традиции принадлежит сама элегич. ситуация, устойчивая эмблематика, вызывающая мысль о бренности всего живого, характерный вечерний пейзаж. Вместе с тем ритмико-интонац. система стих. - частые переносы, ритмич. перебои, создающие неровную интонацию, как бы воспроизводящую смятенность мыслей лирич. героя, в сочетании с несколько неожиданными образами («Краснеючи волнуется пырей / На солнце вечера...») и с более прозаизированной, чем у Жуковского, фразеологией придают элегии Л. индивидуальные черты, выводя ее за пределы подражат. поэзии.

Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, М., 1889, с. 107-08. Датируется на основании приписки Л. в автографе.

Лит.: Фризман (2), с. 121-22.

"КЛАРИСУ ЮНОША ЛЮБИЛ"

«КЛАРИСУ ЮНОША ЛЮБИЛ», см. "Гость".

КЛЕЙНМИХЕЛЬ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

КЛЕЙНМИХЕЛЬ Петр Андреевич (1793-1869), дежурный генерал Гл. штаба (с 1832), управляющий Деп. воен. поселений (с 1835); впоследствии граф. Один из активных врагов Л. По распоряжению К. 21 февр. 1837 был арестован служивший у него С.А. Раевский> - за распространение стих. Л. «Смерть поэта». К. - первый, к кому Л. должен был явиться в форме Нижегородского драгун. полка («...ибо он теперь и мой начальник», - писал поэт Раевскому в 1-й пол. марта того же года; VI, 438). По утверждению П. Висковатого, после этих слов в письме Л. содержалась резкая характеристика К., невозможная для печати (VI, 730). В февр. 1841, будучи в отпуску в Петербурге и находясь на положении «опального» за дуэль с Э. Барантом, Л. вызвал негодование К. своим появлением на балу у А. К. Воронцовой-Дашковой. Игнорируя хлопоты Е. А. Арсеньевой о прощении Л. и его выходе в отставку, К. ок. 11 апр. 1841 приказал поэту в 48 часов выехать из столицы в Тенгинский пех. полк; 30 июня 1841 он сообщил Е.А. Головину предписание Николая I не разрешать Л. отлучаться из полка (С. Андреев-Кривич). К. трижды упоминается в письмах Л. (VI, 437, 438, 462).

Портрет К. - в кн.: Столетие Воен. министерства... Царствование Николая I, СПБ, 1908, т. 2, кн. 3, с. 317.

Лит.: Висковатый, с. 247, 250, 374-77; Приложение IV, с. 13, 14; Щеголев, в. 1, с. 257-58, 269; в. 2, с. 125-26; Андреев-Кривич (4), с. 126-28; Андроников (13), с. 71-74; Мануйлов (10), с. 74-75, 79, 152; Краевский, в кн.: Воспоминания, с. 240.

КЛЕМЕНТЬЕВА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

КЛЕМЕНТЬЕВА Ксения Александровна (р. 1896), сов. художник-график. Для вышедшей в Детгизе кн. «Хаджи Абрек. Беглец» (М. - Л., 1941) ею выполнено 4 илл. к первой и 3 илл. ко второй поэме (местонахождение оригиналов неизв.). В 1941 К. участвовала в конкурсе, объявленном Гос. изд-вом худож. лит-ры, на иллюстрирование поэмы «Демон». Выполнила неск. страничных илл. и 5 заставок (оригиналы - собственность художницы). Серия страничных илл. была ею литографирована (2 листа - «Пляска Тамары» и «Тамара в келье» - музей ИРЛИ). В связи с начавшейся войной изд. не было осуществлено. Илл. К. вошли в фонд изданий рус. классики для детей.

КЛЕРОН ИВАН СТЕПАНОВИЧ

КЛЕРОН Иван Степанович (г. рожд. неизв. - 1852), эскадронный офицер (штаб-ротмистр) в Школе юнкеров (в 1833-34); впоследствии ген.-майор. Француз из Эльзаса; ученик Политехнич. школы в Париже, участвовал в 1825 в студенч. бунте против реакц. пр-ва Карла X, после чего эмигрировал из Франции. Был «очень любим и уважаем» своими воспитанниками (В. П. Бурнашев). К. упоминается под именем «француза» в экспромте «О, как мила твоя богиня», обращенном к И. Шаховскому и приписываемом Л.

Фотография с силуэта К. (1833-34?) работы неизв. художника - в музее ИРЛИ.

Лит.: Бурнашев В. П., Улан Клерон..., «Бирж. ведомости», 1872, 3 и 4 окт.; Потто (1), Приложения, с. 8; Висковатый, с. 187, 319; Описание ИРЛИ, с. 105; Меринский, в кн.: Воспоминания; Миклашевский, там же.

КЛИНГЕНБЕРГ ЭМИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

КЛИНГЕНБЕРГ Эмилия Александровна (в замужестве Шан-Гирей (1815-91), дочь М. И. Верзилиной, падчерица ген. П. С. Верзилина; с 1851 жена Акима Павловича Шан-Гирея. Л. познакомился с К. в Горячеводске (Пятигорск). По словам К. в передаче ее дочери Евг. А. Шан-Гирей, 10-летний Л. был в нее влюблен (ср.: «Записка 1830 года, 8 июля. Ночь»; VI, 385). Красивую и образованную К. прозвали «розой Кавказа». Впоследствии ее считали прототипом княжны Мери, но сама К. отвергала это предположение. Летом 1841 она благосклонно относилась и к поклонению Н. С. Мартынова, и к ухаживаниям Л. К ней, а также к А. П. и Н. П. Верзилиным относится приписываемый Л. экспромт «За девицей Emilie». Экспромт «Зачем о счастии мечтая», также приписываемый Л., посв. одной К. (II, 250, 251). Свидетельница ссоры Л. с Мартыновым 13 июля 1841, она не раз выступала в печати с воспоминаниями о поэте, но непосредств. участие в событиях, приведших к гибели Л., заставляет относиться к ее мемуарам с осторожностью. 16 авг. 1889 К. с дочерью присутствовала на открытии памятника Л. в Пятигорске.

Клингенберг Эмилия Александровна

Э. А. Клингенберг. Миниатюра работы Р. Белова. 1830-е гг.

Портрет К. (миниатюра) работы Р. Белова (1830-е гг.) хранится в музее ИРЛИ (см. в изд.: Л. в портретах, с. 301).

Соч. Воспоминания о Л., «ИВ», 1881, № 10, с. 448-50 (ср. в кн.: Воспоминания); Еще по поводу воспоминаний Раевского о Л., «Нива», 1885, № 27, с. 643-47; Еще о Л., «РА», 1887, № 11, с. 438; По поводу биографич. сведений о Л., там же, 1889, № 12, с. 573-74; Ответ г. Филиппову на статью... в журн. «Рус. мысль», дек. 1890 год, «РО», 1891, № 4, с. 707-12; [Письмо в редакцию], «Север», 1891, № 12, стлб. 745-48.

Лит.: Письма из провинции, Из Пятигорска, «День», 1891, 13 сент.; Мартьянов, т. 2, с. 33, 78-81; Осипов Е., Незабвенной памяти поэта-гения М. Ю. Л., «Кавк. курорты», 1912, № 7, 15 июля, с. 2-11; Яковкина Е. И., По лермонт. местам, Ворошиловск, 1938, с. 19; Мануйлов (1), с. 127; [Арнольди], с. 466, 474-76; Латышев, Мануйлов, с. 111-12; Чилаев и Раевский, в кн.: Воспоминания; Недумов (2), с. 132-37, 139, 165, 174, 177, 229, 262.

КЛОДТ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

КЛОДТ Михаил Петрович (1835-1914), рус. художник, с 1867 акад. живописи. В 1874 на сюжет поэмы Л. «Тамбовская казначейша» К. написал картину «Въезд улан (из «Казначейши» Лермонтова)» (масло; Пензен. картинная галерея им. К. Савицкого; см.: «Художник», 1978, № 11). Картина выставлялась в 1874 на 3-й Передвижной выставке в Москве и Петербурге. В том же году К. выполнил офорт по этой картине, значительно изменив композицию, для «Иллюстрированного каталога» этой выставки (музей ИРЛИ; см.: «Пчела», 1875, № 3). В картине умело изображен быт провинц. города 30-х гг. 19 в., подробно выписан интерьер, выразительны фигуры женщин, застигнутых врасплох неожиданной новостью. В 1876 К. создает к поэме «Боярин Орша» композицию из 13 сюжетов, расположенных на одном листе (см.: «Пчела», 1877, № 2; местонахождение оригинала неизв.). И здесь проявилась любовь художника к жанру. Но изображение боярского быта отодвинуло на второй план образы героев поэмы. В 1891 (в Избр. соч. Л. под ред. В. Острогорского, СПБ, 1891) К. опубл. илл. к произв. «Беглец», «Демон», «У врат обители святой», «Умирающий гладиатор», «Ашик Кериб», «Тамань» - по одной к каждому произв. (оригиналы не сохранились). В том же году для «Первого сб-ка Т-ва рус. художников-иллюстраторов» К. иллюстрирует «Казачью колыбельную песню»: заставка, концовка и страничная илл. - «Казачка у колыбели младенца» (местонахождение оригинала неизв.; незаконч. карандаш. набросок - ГРМ).

Лит.: Григорьева В. А., М. П. Клодт, в кн.: Рус. иск-во. Очерки, т. 1, М., 1962, с. 369.

КЛЮНДЕР АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

КЛЮНДЕР Александр Иванович (1802-75), рус. художник (по национальности эстонец). Автор неск. портретов Л. В 1838-40 создал серии портретов офицеров л.-гв. Гусарского полка, в т.ч. и портрет Л. Самый ранний портрет Л., несомненно натурный, подписан и датирован художником: «38/XI». Предназначался в числе других в подарок полковому командиру М. Г. Хомутову (в ИРЛИ - с 1951). Л. изображен по пояс, в повороте головы в три четверти влево, в черном расстегнутом офицерском сюртуке с красным воротником на голубой подкладке, в эполетах с одной звездочкой (корнет). Второй портрет Л. был выполнен в 1839. Он близок к портрету 1838 и является автоповторением (с 1917 - в ИРЛИ). С этого портрета в 1875 была выполнена цветная литография, напечатанная Лемерсье в Париже (приложена к XIV т. журн. «Рус. старина», кн. 9). Третий портрет Л. 1839-40 (нач. года) выполнен в повороте головы три четверти вправо и заметно разнится лицом от двух предыдущих; эполеты с тремя звездочками (поручик). Вероятно, Л. снова позировал художнику. Предполагается, что этот портрет, считавшийся утерянным (в ГЛМ с 1936), первонач. входил в коллекцию кн. Вл. Ал. Меншикова, т. к. к нему очень близка гравюра, выполненная на стали у Брокгауза в Лейпциге и заказанная именно с Меншиковского портрета (приложена: «Соч. Л., приведенные в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным», 2 изд., СПБ, 1863, т. II). Кроме того, имеется неоконч. портрет Л. на обороте портрета Н. Ф. Плаутина также работы К. (с 1939 - в ГЛМ). Мнения современников об этих портретах были весьма противоречивы.

Лит.: Лонгинов, с. 380-92; [От редакции], Портрет М. Ю. Л. 1839, «РС», 1873, № 11; Ефремов П. А., Портреты Л., там же, 1875, т. 14, № 9; Бильдерлинг А., Лермонт. музей в Петербурге в Николаев. кавалер. уч-ще, СПБ, 1883, с. VIII; Есаков А., М. Ю. Л., «РС», 1885, № 2; Пахомов (2), с. 10-47, 143, 145; Зильберштейн, с. 25-30; Описание ИРЛИ, с. 45-50, 94, 96, 101, 108.

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911), рус. историк. Посвятил ряд статей и этюдов рус. писателям и ученым 18-19 вв.: Н. И. Новикову, А. С. Пушкину, Ф. И. Буслаеву, Т. Н. Грановскому, С. М. Соловьеву, а также Л. - ст. «Грусть», написанную к 50-летию со дня смерти поэта («Рус. мысль», 1891, № 7). Воззрение К. на поэзию Л. родственно концепции почвенников (А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский). К. различал в творчестве Л. два периода - до и после 1835; 1-й - преим. подражательный в худож. отношении - отразил узкую сферу настроений и чувств, порожденных искусств. культурой дворянства: мотивы «ожесточенного разочарования», презрения к людям и жизни, «уныния», лишенные нравств. основы. Содержание 2-го периода К. видел в постепенном выявлении самобытности Л.-художника, в движении к народности, «почве», в кристаллизации миросозерцания, близкого к нар., нац.-религ. настроению - к истинно рус. «грусти», когда сердце, опечаленное несовершенством жизни и невозможностью личного счастья, торжествует над своей печалью, смиряясь перед волей провидения и находя отраду в идее долга и самоотречения.

Соч. Соч., т. 8, М., 1959.

Лит.: [Пыпин А. Н.], Лермонт. лит-ра в 1891 г., «ВЕ», 1891, кн. 9, с. 363-64; Иванов И., Лермонт. вопрос, «Рус. ведомости», 1891, 19 окт.; Гершензон, с. 606-07; Лаврецкий, с. 35-37; Нечкина М. В., В. О. Ключевский, М., 1974, с. 218.

"К М. И. ЦЕЙДЛЕРУ"

«<К М. И. ЦЕЙДЛЕРУ>», полушутливое стих. Л. (1838). 3 марта 1838 Л. участвовал в проводах Цейдлера на Кавказ на ст. Спасская Полисть, близ Новгорода. Строки «Но иной, не бранной сталью / Мысли юноши полны» заключали в себе намек на увлечение адресата женой командира дивизиона С. Н. Стааль фон Гольштейн.

Автограф неизв. Впервые - «Атеней», 1858, т. 6, № 48, с. 303. Позднее в «Библиогр. записках», 1859, т. 2, № 1, стлб. 23, под заглавием «М. И. Ц.». Датируется 3 марта 1838 по указанию Цейдлера (см. Воспоминания).

Лит.: Елец, с. 206; [Арнольди], с. 453, 459, 462-63, 464, 474; Перчаткин С., Рус. писатели в Новгородском крае, Новгород, 1957, № 5, с. 125-26; Штейнпресс Б., А. А. Алябьев в изгнании, М., 1959, с. 84-85; Пейсахович (1), с. 439.

"К Н. И...." («Я НЕ ДОСТОИН, МОЖЕТ БЫТЬ»)

«К Н. И....» («Я не достоин, может быть»), юношеское стих. Л. (1831), обращенное к Н.Ф. Ивановой. Страда ние от неразделенной, «обманутой» любви, горечь разрыва с возлюбленной переданы в этом стих. через наивно выраженное чувство обиды: «Но ты обманом наградила / Мои надежды и мечты, / И я всегда скажу, что ты / Несправедливо поступила». Стремление оправдать «душу» любимой женщины противоречиво сочетается здесь с упреками в охлаждении, в непостоянстве и «мгновенности» ее чувства.

Стихотворение включает характерный для лирики 1830-32 мотив позднего раскаянья, предрекаемого возлюбленной (см. "Когда к тебе молвы рассказ"). Сознанием исключительной силы любви и жаждой эмоц. «возмещения» отвергнутого чувства продиктован мотив «следа», к-рый оставит в ее памяти любовь героя: «Но...женщина забыть не может / Того, кто так любил, как я»; ср. в стих. «Романс» («Стояла серая скала»), посв. тому же адресату: «И не изгладишь ты никак из памяти своей / Не только чувств и слов моих - минуты прежних дней!» (см. об этом также - Время и вечность в ст. Мотивы). В отличие от мн. стих. ивановского цикла данное стих. не выходит за рамки любовной темы, кроме последних строк.

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 187-88. Датируется осенью 1831 по положению в тетради.

Лит.: Андроников (13), с. 120-21.

"К Н. И. БУХАРОВУ"

«<К Н. И. БУХАРОВУ>», стих. Л. «гусарского» цикла (1838?) (см. также "Расписку просишь ты, гусар"). Бухаров, «гусар прославленных потомок, / Пиров и битвы гражданин», близок к герою гусарских стихов Д. В. Давыдова. Стих. обнаруживает знакомство с «Моей родословной» (1830) А. С. Пушкина: Л. перефразирует в нем строки 13-16, сохраняя размер, рифмы, ритм. Строки 9-12 стих. Л. близки к строкам его же стих. «К портрету старого гусара».

Стих. положил на музыку Ю. В. Кочуров. Автограф - ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, № 5083; на обороте - рисунок пером, изображающий военного (видимо, Бухарова), курящего трубку с длинным чубуком. Впервые - сб. «Молодик на 1844» (СПБ, 1844, с. 9), с делением на строфы и с ошибкой в стихе 6. Датируется 1838 по связи со стих. «<К портрету старого гусара>». Э. Герштейн, однако, оспаривает эту датировку, полагая, что стих. написано в 1836, до смерти Пушкина.

Лит.: Лонгинов, с. 390; Мещерский А. В., Из моей старины. Воспоминания, «РА», 1900, № 12, с. 614; Герштейн (8), с. 288-90, 293, 485; Андроников (11), с. 13.

КНИЖНЫЕ ЗНАКИ (ЭКСЛИБРИСЫ) НА ЛЕРМОНТ. ТЕМЫ

КНИЖНЫЕ ЗНАКИ (экслибрисы) на лермонт. темы созданы гл. обр. в послевоен. время. В 1953 ереванский график Р. С. Бедросов нарезал на дереве К. з. для б-ки ленинградца Б. А. Вилинбахова, обладателя одного из крупнейших в СССР собраний К. з.: в композицию рисунка искусно включен фрагмент памятника Л. работы Б. М. Микешина. Несколько К. з. принадлежат укр. художнику К. С. Козловскому (Киев), опытному книжному графику, сделавшему для И. Л. Андроникова и П. Е. Корнилова по два варианта К. з.: во всех случаях изображение поэта отсутствует, лермонт. настроение создает образ врубелевского «Демона», трактованный в характерной манере черно-белой ксилографии. Козловскому принадлежит также серия гравюр «По лермонтовским местам». На К. з. для тамбовчанина В. А. Свирщевского художник изобразил г. Бештау, у подножия к-рой раскинулся Пятигорск; над горою парит орел.

К. з. для лермонтоведа Т. А. Ивановой (гравюра на дереве работы А. И. Калашникова, Москва) отличается лиризмом и виртуозной техникой. Выразителен образ поэта: Л. изображен на фоне суровых кавк. гор. В сюите лермонт. экслибрисов этот К. з., пожалуй, самый запоминающийся.

Наиболее популярен портретный экслибрис, к-рый в лучших своих образцах должен войти в состав лермонт. иконографии. При всей несхожести творч. почерка авторов и графич. техники эти К. з. объединяет психологически напряженный образ поэта. Выделяются мастерски выполненные работы В. Ю. Розенталя (Киев), Е. И. Кузнецовой (Пятигорск), Е. Н. Тихановича (Минск), К. Буша (Рига), Г. В. Кошелева (Курск) и др. На К. з. В. А. Марьина (Томск) для библиотекаря из Одессы Т. Г. Кузнецовой овальный портрет Л. вмонтирован в общую композицию с изображением дома в Тарханах и раскрытой книги.

На нек-рых экслибрисах воспроизведены лермонт. памятники. Так, на К. з. для тамбовской б-ки им. Л. местным художником А. Е. Саликовым запечатлен памятник Л. в Тамбове (скульптор М. Г. Манизер).

Особой разновидностью являются лермонт. К. з., созданные по мотивам произв. поэта. Для филолога из Макеевки Т. А. Раухвергер К. з. с Демоном исполнили Е. И. Кузнецова (Пятигорск) и А. С. Мистецкий (Киев). Художник В. С. Овчинников (Львов) создал яркую ксилографич. миниатюру на сюжет «Мцыри» с использованием лермонт. текста. Нек-рые К. з. представляют собой своеобразные иллюстрации к эпизодам из «Героя нашего времени».

Экслибрисная лермонтовиана насчитывает св. 70 работ. Ценную коллекцию К. з. на лермонт. тему собрал художник-любитель М. А. Паньков (Сочи), им же исполнено неск. К. з. В 1974 в Крымской обл. б-ке им. И. Франко (Симферополь) экспонировалась выставка «М. Ю. Л. в искусстве экслибриса». К. з. с лермонт. мотивами представляют собой своего рода малую графич. галерею. Они свидетельствуют о существовании интересных библиофильских собраний, посвященных Л.

Образцы К. з., связанных с лермонтовской тематикой, см. вклейку.

Лит.: Свирщевский В., М. Ю. Л. в экслибрисах, «Комсомольское знамя», [Тамбов], 1964, 4 ноября; Кедрин В., Образ поэта в экслибрисах, «Вечерний Ташкент», 1974, 15 окт.; Павлов М., М. Ю. Л. в искусстве экслибриса, «Крымский комсомолец», [Симферополь], 1974, 22 окт..; Бакуменко В., Памяти поэта, «Кавказская здравница», [Пятигорск], 1975, 13 авг.

"К НИНЕ"

«К НИНЕ», перевод Л. (1829) стих. Ф. Шиллера «К Эмме» («An Emma», 1796). Л. в известной степени сохраняет общий эмоц. строй подлинника, его стилистич. окраску, хотя допускает серьезные отступления от оригинала, иногда прямые ошибки. До Л. стих. Шиллера было переведено В. А. Жуковским («К Эмме», 1829). Известны более поздние переводы И. И. Козлова, Б. Кашаева, Н. Голованова.

Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Впервые - в изд. «Разные сочинения Шиллера в переводах русских писателей», т. 8, СПБ, 1860, с. 316-17. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Эйхенбаум (5), т. 1, с. 429; Федоров (1), с. 135-37; см. также: Федоров (2), с. 237; Пейсахович (1), с. 460.

КНОРРИНГ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

КНОРРИНГ Владимир Иванович (г. рожд. неизв. - ум. не ранее 1847), штаб-ротмистр, преподаватель кавалерийского устава в Школе юнкеров в бытность в ней Л., известный своим «романтическим характером» (Н. Н. Манвелов); впоследствии - полковник. В тетради рисунков Л. (1832-34), хранящейся в ИРЛИ, есть изображение К. (см. Соч., изд. Академич. б-ки, т. 5, с. 224-25).

Лит.: Потто (1), Приложения, Лит. А, 7; Анненков И. В., Неск. слов о старой школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, «Наша старина», 1917, в. 3, с. 50-51; Описание ИРЛИ, т. 2, с. 151; Мануйлов (10), с. 53; Манвелов, в кн.: Воспоминания.

"К НЭЕРЕ"

«К НЭЕРЕ», университетское стих. Л. (1831). В поэтич. традиции Нэера - юная, чаще всего вероломная возлюбленная, для к-рой единств. смысл жизни - любовные наслаждения. Образ и само имя Нэеры восходит к поэтике рим. любовной лирики (Тибулл, Гораций) и греч. этимологии («юная»). В зап.-европ. и рус. антологич. поэзии (А. Шенье, А. Ф. Мерзляков) традиционная поэтическая семантика образа Нэеры сохранилась. Л. воспользовался ею как основой для элегич. размышления о скоротечности любви и бренности красоты.

В лит-ре стих. рассматривается как редкий для Л. случай обращения к античности. Однако в отличие от стих. «Заблуждения Купидона», «Пан», «Пир», где Л. действительно следует антич. образцам, здесь использовано только имя Нэеры и сложившееся вокруг него ассоциативно-семантич. поле. По существу же элегич. размышлений стих. принадлежит не антологич., а романтич. традиции, что особенно обнаруживается в романтич. максимализме концовки: «О, лучше умри поскорее, / Чтоб юный красавец сказал: / «Кто был этой девы милее? / Кто раньше ее умирал?». С т.з. Л., недолговечность, кратковременность красоты обесценивает саму ее сущность, поэтому прекрасная женщина, жрица любви, не должна пережить свою красоту.

Автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - «Стихотворения М. Ю. Л., не вошедшие в последнее изд. его соч.», Берлин, 1862, с. 17. Датируется концом 1831 по положению в тетради.

Лит.: Краков, с. 10-11; Эйхенбаум (5), т. 1, с. 493; ЛАБ, т. 1, с. 428.

"КНЯГИНЯ ЛИГОВСКАЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КОВАРНОЙ ЖИЗНЬЮ НЕДОВОЛЬНЫЙ"

«КОВАРНОЙ ЖИЗНЬЮ НЕДОВОЛЬНЫЙ», см. "Романс".

КОВРИГИН ЕГОР ИЛЬИЧ

КОВРИГИН Егор Ильич (1819-53), рус. художник. Для альм. «Дамский альбом» (СПБ, 1844), куда вошли избранные страницы рус. поэзии, К. выполнил ряд литографий, в т.ч. портрет Л., в основу к-рого положено последнее прижизненное изображение поэта - акв. К.А. Горбунова (на фронтиспис), и 2 илл. к поэмам «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша». Автолитографии К., скромные по худож. достоинствам, тем не менее точно соответствовали лит. фрагментам, вошедшим в альбом, и были первыми книжными иллюстрациями к произв. Л.

Лит.: Стернин Г. Ю., Е. И. Ковригин, в кн.: Рус. иск-во. Очерки, М., 1958, с. 53, 57; Пахомов (2), с. 104, 220.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV