Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 5, "К"-"КЮХ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "К"-"КЮХ")

"К ПОРТРЕТУ"

«К ПОРТРЕТУ», стих. Л. (1840), принадлежащее к жанру портретной лирики. Л. разрабатывал его и в юности, и в зрелые годы; ср.: «Она не гордой красотою», «М. А. Щербатовой». Стих. обращено к гр. А.К.Воронцовой-Дашковой, портрет к-рой был литографирован А. Греведоном в 1840. Средством создания образа героини служит ряд сравнений, рисующих изящество ее внешнего облика, беззаботность и непостоянство характера. Этой же цели подчинен и музыкально-ритмич. строй стихов. При всей индивидуальности созданного образа, Л. типизировал его, подчеркнув свойства, отличающие женщину определенного круга. Первоначальное заглавие стих. («Портрет. Светская женщина») и правка в черновом автографе характеризуют его работу в этом направлении. Н. Котляревский оценил стих. как «уникум словесной портретной живописи». Подробнее остановился на нем С. Иконников, проанализировавший работу Л. над типизацией образа.

Стих. иллюстрировал В. Лопялло. На музыку положили: Г. И. Кузьминский, Н. Я. Мясковский, В. В. Грудин, А. Л. Битов и др.

Автографы: беловой - ЦГАЛИ, ф. 276, оп. 1, № 40, черновой - ЦГАЛИ, ф. 427, оп. 1, № 986 (тетр. С. А. Рачинского) под заглавием «Портрет. Светская женщина». В беловом автографе ЦГАЛИ две пометы: «Писано собственною рукою Лермонтова. Князь В. Одоевский» и «Это портрет графини Воронцовой-Дашковой. Князь Вяземский». Впервые - «ОЗ», 1840, № 12, отд. III, с. 290. Датируется по времени публикации.

Лит.: Бобров Е. А., Два поэта о светской женщине, в его кн.: Из истории рус. лит-ры XVIII и XIX столетий, СПБ, 1910, с. 73-80; М. И. Глинка. Сб. материалов и статей, М. - Л., 1950, с. 29; Иконников (2), с. 19-21.

"К ПОРТРЕТУ СТАРОГО ГУСАРА"

«<К ПОРТРЕТУ СТАРОГО ГУСАРА>», четверостишие Л. (1838), одно из стих. его «гусарского» цикла (см. также ст. «К Н. И. Бухарову»). Обращено к Н.И.Бухарову.

Стих. положил на музыку С. Н. Василенко. Автограф неизв. Авториз. копия - ИРЛИ, оп. 1, № 44 (отд. лист) - находится под рис. А.Н.Долгорукого, изображающим Бухарова в шаржированном виде, верхом на коне. Впервые - «ОЗ», 1843, № 11, отд. 1, с. 193 (с подзаголовком «Н. И. Б-ву»). Датируется на основании пометы под текстом «(Рис. к<нязь> Долгорукий 2, 1838)», сделанной, как и подпись «Лермонтов», рукой поэта. Э. Герштейн относит стих. к 1836, считая, что помета указывает лишь дату создания рисунка.

Лит.: Мещерский А. В., Из моей старины. Воспоминания, «РА», 1900, № 12, с. 614; Герштейн (8), с. 293, 485.

"К ПРИЯТЕЛЮ"

«К ПРИЯТЕЛЮ», юношеское стих. Л. (1830-31), романтич. дружеское послание, выдержанное в философско-элегич. тональности. Адресат неизв. Возможно, это лишь форма лирич. самовыражения, обращение к себе. Осн. мотив стих. - изменчивость «сердца», неглубокий и преходящий характер человеческих чувств - звучит без обычной у Л. трагич. окраски, выступая скорее как условие философич. примирения с жизнью.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «БдЧ», 1845, № 1, с. 7-8. Датируется по положению в тетради.

КРАЕВСКИЙ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КРАЕВСКИЙ Андрей Александрович (1810-89), издатель, журналист. Изд. «Отечественных записок», ред. «Лит. приб. к «РИ»» (1837-39) и «Лит. газеты» (1840, 1844 и 1847). Взаимоотношения К. с Л. - значит. историко-лит. факт, к-рый, однако, в 60-е гг. интерпретировался нек-рыми современниками (И. И. Панаев и др.) односторонне, в уничижительном для К. смысле, как проявление его меркантильности. Знакомство К. с Л. произошло во 2-й пол. 1836 при посредничестве С.А. Раевского. К. уже имел авторитет в петерб. лит. мире как сотрудник «Энциклопедического лексикона» А. А. Плюшара, технич. помощник А. С. Пушкина по изданию «Совр.»; знакомство с ним сближало Л. с писателями пушкинского круга. Так, именно через К. стих. Л. «Смерть поэта» сразу стало известно В. А. Жуковскому, П. А. Вяземскому, В. Ф. Одоевскому. Принимая участие после смерти Пушкина в редактировании «Совр.», К. содействовал публикации здесь стих. «Бородино», рукопись к-рого Л. оставил ему при отъезде на Кавказ. Умелым цензурным хлопотам К. находившийся в ссылке Л. был обязан в 1838 публикацией «Песни про... купца Калашникова». Из ссылки Л. присылал К. новые стихи, рисунки, картины и поддерживал с ним переписку (до нас дошла лишь одна записка Л. от 13-14 апр. 1841; VI, 458). В 1838 при участии К. в «Совр.» опубл. «Тамбовская казначейша».

Краевский Андрей Александрович

А. А. Краевский. Портрет работы К. Турчанинова. Масло. 1845

Когда в 1839 К. возглавил «ОЗ», Л.-поэт занял в них ведущее положение. Благодаря незаурядным деловым качествам и обширным связям К. не раз преодолевал цензурные препятствия при публ. его произв. («Фаталист», «Маскарад» и др.). Именно в «ОЗ» творчество Л. еще при его жизни получило высокую оценку в статьях В. Г. Белинского. К. содействовал и личному сближению Л. с Белинским. До конца жизни поэт поддерживал дружеские и деловые отношения с К. В последний приезд Л. в Петербург К. заказал К. А. Горбунову его портрет. К. сыграл большую роль в посмертной публикации оставшихся в рукописи произв. Л. («Демон», «Маскарад», «Сказка для детей», «Парус», «На светские цепи», «Договор», «М. П. Соломирской», «Сон», «Тамара», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Листок» и др.), в популяризации его творчества, в сохранении рукописного наследия. Ценные сведения о Л. сообщил К. его первым биографам - А. Н. Пыпину и П. А. Висковатому.

Лит.: Здобнов, с. 259-69; Панаев И. И., Лит. воспоминания, М., 1950, с. 132-38; Орлов В. Н., Пути и судьбы, [Л.], 1971, с. 449-504; Мануйлов (4); Кулешов (по указат.).

КРАСНОКУТСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КРАСНОКУТСКИЙ Николай Александрович (1819-1891), с 1836 корнет л.-гв. Гродненского гусар. полка, сослуживец Л.; позднее ген.-майор. Владел мн. языками, занимался живописью и музыкой. Прибыв в полк, Л. поселился в Селищенских казармах на одной квартире с К. и, по преданию, исписал все стены своей комнаты стихами. С подстрочного перевода, сделанного К., Л. написал вольный пер. сонета А. Мицкевича «Вид гор из степей Козлова».

Портрет К. (фото, не ранее 1856) см. в изд.: Елец, между с. 256 и 257.

Лит.: Елец, с. 206, 255, 274; [Арнольди], с. 453, 458-59, 473.

КРАСОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

КРАСОВ Василий Иванович (1810-54), рус. поэт. В 1830-34 учился в Моск. ун-те на одном курсе с Л., В. Г. Белинским, был другом Н. В. Станкевича и входил в его кружок. К кон. 1831 или нач. 1832 относится первая (неудачная) попытка К. познакомиться с Л. (Висковатый, с. 114). Возможно, что несколько позднее знакомство состоялось (К. вспоминал, что он «короткое время» был товарищем Л. по ун-ту). Ок. 22 апр. 1841 они встретились в Москве, в зале Благородного собрания, о чем в июле того же года К. писал в письме А. А. Краевскому (см. Воспоминания). В 1839-43 К. - активный участник «ОЗ», где его стихи появляются вместе со стихами Л. В нач. 40-х гг. Белинский рассматривал творчество К. в одном ряду с Л. и Кольцовым; эта ассоциация была в полемич. целях подхвачена противниками «ОЗ» (С. П. Шевырев); позже она отразилась в оценке Н. Г. Чернышевским стихов К. («едва ли не лучший из наших второстепенных поэтов в эпоху деятельности Кольцова и Лермонтова»). В 1843 Белинский несколько меняет свое отношение к К. и в письме В. П. Боткину от 6 февр. 1843 противопоставляет ему Л.

Осн. жанры К. - элегия и романс, проникнутые духом самоанализа; в них явно ощущаются мотивы «Думы» и др. рефлективных стихов Л. («Свой век я грустно доживаю», 1843; «Как до времени, прежде старости», 40-е гг.). Обращается он и к стилизации нар. песни, и к религиозно-филос. темам. По-видимому, полемич. ответом на «Молитву» К. (1839) было стих. Л. «Благодарность» (1840). Сам К. восторженно следил за «чудно-прекрасными» стихами Л.; 10 февр. 1840 он писал Белинскому о «Завещании» как «одной из лучших... пьес» Л., а статью Белинского о его поэзии считал лучшей из работ критика (см. "Лит. мысль», II, П., 1923, с. 177). Вариациями на темы Л. были стихи К. «Романс Печорина» (1845) и, по-видимому, «Песня» («Он быстрей, он отважней нагорных орлов...», 40-е гг.). Позднее, будучи педагогом, К. присматривался к лит. дарованиям учеников, рассчитывая найти среди них «будущих Лермонтовых».

Соч. Стихотворения. (Предисл. В. В. Гуры), Вологда, 1959.

Лит.: Белинский, т. 4, с. 138, 141, 181, 371, 374, 441; т. 12, с. 129; Воспоминания Ф. Боденштедта о пребывании в России в 1841-1845, «РС», 1887, т. 54, № 5, с. 431; Бродский Н. Л., Поэты кружка Станкевича, «Изв. ОРЯС АН», 1912, № 4, с. 33-34, 41; Бухштаб; Дашкевич (2), с. 646-52; Кулешов, с. 46, 195.

КРЕЙТАН ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

КРЕЙТАН Василий Петрович (1832-96), скульптор. Автор памятников Н. В. Гоголю, В. А. Жуковскому и Л., установленных в Петербурге в Александровском сквере у Адмиралтейства [ныне Сад трудящихся им. М. Горького; см. Пахомов (2), с. 208]. Над лермонт. памятником К. работал в 1892-93; сооружен и открыт в 1896. Памятник выполнен с несомненным профессиональным мастерством, но мало выразителен. На правой грани постамента - 4 строки из стих. Л. «Поэт»: «Твой стих, как божий дух, носился над толпой, / И отзыв мыслей благородных / Звучал, как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных» Надпись вызвала возмущение в правительств. кругах (см. "Правительств. вестник», 1892, 20 авг.).

Лит.: Пахомов (2), с. 93-94; Описание ИРЛИ, с. 233; Самойлов А. Н., В. П. Крейтан, в кн.: Рус. иск-во. Очерки..., т. 1, М., 1962, с. 496.

КРЕЙТНЕР ГЕОРГИЙ ГУСТАВОВИЧ

КРЕЙТНЕР Георгий Густавович (1903-58), сов. композитор. Автор оперы «В грозный год» («Вадим») (клавир изд.: М., 1954), пост. в 1952 в Саратов. театре оперы и балета (либретто А. Я. Гаямова, дирижер Н. А. Шкаровский, реж. М. П. Ожигова, худ. Е. М. Шуйский). Свободное переложение лермонт. сюжета дало повод рецензентам упрекать авторов оперы в искажении Л. (см. Опера в ст. Музыка). По мнению же Д. Д. Шостаковича, «в партитуре оперы Крейтнера имеется ряд ярких и волнующих страниц», она «подкупает широкой напевностью, искренностью и эмоциональностью»; «массовые народные сцены достигают иной раз большой драматической силы». Сам автор оперы писал: «Трагическая личная судьба поэта, исключительная напевность и музыкальность его стиха, наконец, юношеская взволнованность большого чувства, - вот чем притягательна для советского композитора поэзия Лермонтова». В 1939 К. создал вокальный цикл, в основе к-рого стих. «Осень», «Чаша жизни», «Итак, прощай!», «Слышу ли голос твой», «Посреди небесных тел», «Из ворот выезжают три рыцаря в ряд». Три первых романса вошли в сб.: «Три романса на слова М. Ю. Лермонтова» (М. - Л., 1939).

Соч. «Слышу ли голос твой» и «Посреди небесных тел», М., 1939; Сов. композиторы о своих лермонт. циклах (совм. с С. Василенко), «Декада моск. зрелищ», 1939, № 29, с. 7.

Лит.: Канн Е., М. Ю. Л. и музыка, М., 1939, с. 26-27; Дроздов А., Сов. вокальная лирика, «СМ», 1940, № 10, с. 83; Сабинина М., «В грозный год» (об опере Г. Крейтнера), там же, 1953, № 6; ее же, Открытое письмо Д. Д. Шостаковичу, там же, 1953, № 10; Шостакович Д., Еще раз об опере «В грозный год», там же; Гловацкий, с. 69-70.

"КРЕСТ НА СКАЛЕ"

«КРЕСТ НА СКАЛЕ», раннее стих. Л. (1830?), навеянное впечатлениями от первых поездок на Кавказ. Л. неоднократно в стихах и письмах писал о любимых им прогулках в горы. Здесь он испытывал отразившееся и в этом стих. чувство свободы и слияния с природой, о чем позднее писал (1837): «...право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту...» (VI, 441). Последняя строка стих. созвучна строкам из поэмы «Мцыри»: «...я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад». В копии рукой В. Х. Хохрякова сделана приписка: «M-lle Souchkoff». П. А. Висковатый считал, что стих. обращено к Е. П. Сушковой, т. к. копия стих. находится на одном листе с другим стих., посвященным ей.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ (тетр. II, В. Х. Хохрякова), л. 6. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 57-58. Возможно, стих. относится к 1830, когда Л. познакомился с Сушковыми.

Лит.: Розанов И. (2), с. 444.

КРИВОПИШИН ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ

КРИВОПИШИН Иван Григорьевич (1796-1867), вице-директор инспекторского департамента Воен. мин-ва, полковник Финляндского полка, впоследствии ген.-лейтенант. Вместе с А. И. Чернышевым и П. А. Клейнмихелем подписал 22 ноября 1834 и 6 дек. 1839 патенты, удостоверяющие производство Л. в корнеты и поручики л.-гв. Гусарского полка. По свидетельству А. П. Шан-Гирея, К. в февр. 1837 производил у него и Л. домашний обыск в связи со стих. «Смерть поэта».

Лит.: Шан-Гирей А. П., в кн.: Воспоминания.

КРИВЦОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

КРИВЦОВ Сергей Иванович (1802-64), чл. Сев. об-ва декабристов, подпоручик. После сиб. каторги и ссылки был в 1831 направлен на Кавказ рядовым в 44-й Егерский полк, а затем в 20-ю арт. бригаду. С 1837 - прапорщик; в 1839 уволен в отставку. Л. познакомился и встречался с ним в Ставрополе осенью 1837.

Портрет К. (акв.) работы Н. А. Бестужева (1828) - в собрании И. С. Зильберштейна в Москве (см.: М. Ю. Л. в портретах).

Лит.: Гершензон М., Декабрист Кривцов и его братья, М., 1914; Восстание декабристов, т. 8, Л., 1925, с. 102, 334; Морозова, с. 627, 628; Попов А. (2), с. 103-05; Сатин, в кн.: Воспоминания; Недумов (2), с. 113, 115; Назарова (2), с. 140.

КРОПОТОВО

КРОПОТОВО (Любашевка, Каменный Верх), имение Лермонтовых в Ефремовском у. Тульской губ. (ныне поселок Становлянского р-на Липецкой обл.), на левом берегу р. Любашевки. К. куплено в 1791 П. Ю. Лермонтовым, дедом поэта, взамен проданного родового имения в Костромской губ. Земли в К. было 1150 десятин, в крест. дворах жили 330 человек. Усадьба занимала небольшую территорию; у зап. границы стоял господский дом с мезонином, возле него располагались службы: ткацкая, каретная, конюшни. К дому вела широкая аллея серебристых тополей, разделявшая сад на две половины.

Кропотово

Кропотово. Имение Ю. П. Лермонтова. Фотография 1937.

Л. неоднократно приезжал в К., где жили А. В. Лермонтова, Ю. П. Лермонтов и тетки поэта (А. П., Н. П. и Е. П. Лермонтовы). О его посещении К. в 1827 свидетельствует приписка к стих. «К гению». В К. долго сохранялись портреты прадеда, деда, отца и матери поэта, а также детские рис. Л. (ныне - в музее ИРЛИ). После смерти Юрия Петровича Кропотово перешло в совм. владение Л. и трех его теток; в 1838 Л. продал свою долю Е. П. Виолевой, после нее имением владела К. М. Цехановская, двоюродная племянница Л. Усадьба не сохранилась; в ноябре 1941 сожжена гитлеровцами. В 6 км от К. расположено с. Шипово.

Лит.: Цехановский В. М., К биографии М. Ю. Л., «ИВ», 1898, т. 74, № 10, с. 393-97; Федоров А. К., Любомудров Г. В., Постников В. М., Л. в Ефремовской деревне, «Тульский край», 1927, № 1 (4), с. 55-58; Щеголев, в. 1, с. 65-68, 291-94; Мануйлов В. А., М. Ю. Л. Биография, М. - Л., 1964, с. 32-33; Вырыпаев (2, 2 изд.), с. 151-164, 175-90; Вырыпаев П. А., Поездка в Кропотово. Поиски с. Васильевского, в кн.: А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, Рязань, 1974, с. 200-03.

"КРУЖОК ШЕСТНАДЦАТИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, афористич. и образные речения, созданные Л. в его стихах и прозе и вошедшие затем в устную и письменную речь преим. в качестве поговорок и тем самым пополнившие фразеологич. фонд рус. лит. языка. Судьба лермонт. К. с. неоднородна. Одни из них приводятся не только формально точно, но и в соответствии с вложенным в них автором содержанием: «На ловлю счастья и чинов» («Смерть поэта») - И. А. Гончаров, «Обрыв»; «Забыться и заснуть» («Выхожу один я на дорогу...») - М. Е. Салтыков-Щедрин, «Круглый год»; «Намеки тонкие на то, / Чего не ведает никто» («Журналист, читатель и писатель») - В. Г. Белинский, «Ответ «Москвитянину»»; «В большинстве своем люди «к добру и злу постыдно равнодушны»» («Дума») - М. Горький, «О С. А. Толстой». Незначит. искажения текста обычно вызваны цитированием по памяти: «Подожди немного / Отдохнешь и ты!» («Горные вершины») - А. И. Герцен, «Былое и думы»; надо - «Погоди...».

Нередко К. с., точно цитируемые, утрачивают внутр. связь с лермонт. текстом, переосмысливаются в зависимости от авт. замысла и контекста эпохи («В минуту жизни трудную» - Салтыков-Щедрин, «Пестрые письма»). Цитату из лирич. стих. «А. О. Смирновой» В.И. Ленин, неоднократно обращавшийся к Л., использует в таком контексте: «В таких проектах всегда много комичного... Но попробуйте разобраться в них - и вы скажете: «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно!» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 432). Н. В. Шелгунов в «Очерках русской жизни» (1895) в поддержку своих требований к публицистике привлекает К. с. из стих. Л. «Не верь себе», отражающие разлад, взаимонепонимание поэта и общества: «Публицист не лирический поэт. Его область рассудочная, идейная, область общественных и гражданских отношений, и публицисту-лирику каждый имеет право сказать: Какое дело нам, страдал ты или нет?». К. с. «Без руля и без ветрил», оторвавшиеся от космич. образов «Демона», применяются для характеристики действий, лишенных руководящего начала.

Лирич. отрывок: «Есть речи - значенье / Темно иль ничтожно, / Но им без волненья / Внимать невозможно» («Есть речи - значенье») послужил народовольцам для заострения памфлета против Александра II («Земля и воля», 1878, № 2). Строки «Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных» («Поэт»), отнесенные Л. к слову поэта, в сов. печати не раз связывались с событиями совр. жизни. Стих. «Бородино» вызвало к жизни К. с. «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя». В дни боев за Москву в 1941 широко распространялись К. с. из того же стих.: «Ребята! Не Москва-ль за нами? Умремте ж под Москвой...». Ф. М. Достоевский вводит К. с. из стих. «Не верь себе» - «Пленной мысли раздраженье» в 1-ю гл. «Братьев Карамазовых», а строку «То кровь кипит, / То сил избыток» - в повесть «Кроткая», отметив их глубоко личной печатью. Заглавие романа «Герой нашего времени» широко использовалось в печати, в публицистике еще со времен Белинского.

Лит.: Займовский С. Г., Крылатое слово, М. - Л., 1930; Ашукин Н. С., Ашукина М. Г., Крылатые слова. Лит. цитаты. Образные выражения, 3 изд., М., 1966.

КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769 или 1768-1844), рус. писатель. Упомянут А. П. Шан-Гиреем в списке рус. авторов, к-рых Л. читал в 1828-29. Цитаты из басен К. встречаются в ранних произв. Л.: «Корсар» (басня «Соловей»), «Menschen und Leidenschaften» («Два голубя», «Рыбьи пляски»). В стихотв. повестях зрелого периода Л. интонационно приблизился к разговорной манере К. (ср. «Тамбовскую казначейшу»). Однако непосредств. интереса к жанру басни Л. не проявил. В 30-40-е гг. К. поддерживал связи с кругом лиц, знакомых Л. (В. Ф. Одоевский, Лавали, Оленины), но сведений об их встречах нет.

Лит.: Семенов (3), с. 251; Мануйлов (9), с. 112; Гордин А., Крылов в Петербурге, [Л.], 1969, с. 326.

КРЮКОВА ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

КРЮКОВА Прасковья Александровна (урожд. княжна Черкасская), троюродная сестра М. М. Лермонтовой. Имя К. упоминается в письме Е. А. Арсеньевой к Л. от 18 окт. 1835 (VI, 471). Известны 5 писем Е. А. Арсеньевой к К., содержащих биографич. сведения о Л. Доверит. тон писем, осведомленность в делах адресата свидетельствуют о близости К. к семье Арсеньевых.

Лит.: Модзалевский, с. 641-56.

"К СЕБЕ" («КАК Я ХОТЕЛ СЕБЯ УВЕРИТЬ...»)

«К СЕБЕ» («Как я хотел себя уверить...»), юношеское стих. Л. (1830-31). Ведущий мотив первой строфы - стремление освободиться от любви, положить ей «предел» («Как я хотел себя уверить / Что не люблю ее...») - оборачивается новой и уже необратимой уверенностью в «ее несокрушимости». Эта попытка бунта против безмерной власти любви - вариация постоянного лермонт. бунта и вызова «земному миру», судьбе, богу, с той, однако, разницей, что его безрезультатность, бесплодность в этом случае Л. принимает как неизбежную: «Мгновенное пренебреженье / Ее могущества опять / Мне доказало, что влеченье / Души нельзя нам побеждать». В конце стих. поэт дает образную параллель временно достигнутому состоянию покоя, к-рый «лишь глас залетный херувима над сонной демонов толпой» - сравнение, в к-ром образ толпы сонных демонов, выжидающих своего часа, больше приближается к тютчевской разработке демонич. темы, чем к классич. демонизму самого Л., всегда открыто действенному и персонифицированному (ср. «Демон», «Мой демон», «Ангел смерти»).

По предположению И. Андроникова, стих. написано в связи с увлечением поэта Н.Ф. Ивановой.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 18-19. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Бродский (5), с. 197; Андроников (13), С. 140.

"К СУ<ШКОВОЙ>" («ВБЛИЗИ ТЕБЯ ДО ЭТИХ ПОР...»)

«К СУ<ШКОВОЙ>» («Вблизи тебя до этих пор...»), первое стих. Л. (1830), посв. Е.А. Сушковой; одна из первых попыток психологич. анализа любовного чувства. Написано в связи с предстоящей разлукой, накануне отъезда поэта из Середникова в Москву для поступления в ун-т. «Накануне отъезда я сидела с Сашенькой в саду, - вспоминала в своих «Записках» Сушкова, - к нам подошел Мишель... обменявшись несколькими словами, он вдруг опрометью убежал от нас... Я... увидела у ног своих не очень щегольскую бумажку... Это были первые стихи Лермонтова, поднесенные мне таким оригинальным образом» (см. также Сушковский цикл).

Автограф - ИРЛИ, тетр. VI; одна строфа вычеркнута. Позднейшая приписка: «При выезде из Середникова к «Miss black-eyes». Шутка - предположенная от M. Kord». Мистер Kord - гувернер Аркадия Столыпина, Miss black-eyes (Мисс Черные глаза) - прозвище Сушковой. Впервые - «БдЧ», 1844, т. 64, № 5, отд. I, с. 5, под заглавием «Черноокой»; в текст включена строфа, отсутствующая в автографе. В таком же виде стих. напечатано и в «Записках»; публикации предпослан эпиграф из «Бахчисарайского фонтана» А. С. Пушкина. Сушкова датирует стих. 12 авг. 1830, что подтверждается припиской в автографе и содержанием (зачеркнутая строфа).

Лит.: Сушкова, с. 112-13; Висковатый, с. 99; Пейсахович (1), с. 433; Глассе.

"КТО Б НИ БЫЛ ТЫ, ПЕЧАЛЬНЫЙ МОЙ СОСЕД"

«КТО Б НИ БЫЛ ТЫ, ПЕЧАЛЬНЫЙ МОЙ СОСЕД», см. "Сосед".

"КТО ВИДЕЛ КРЕМЛЬ В ЧАС УТРА ЗОЛОТОЙ"

«КТО ВИДЕЛ КРЕМЛЬ В ЧАС УТРА ЗОЛОТОЙ», юношеское четверостишие Л. (1831), возможно, начало незаконченного стих. Очевидна его тематич. и генетич. связь со стих. «Кто в утро зимнее, когда валит»: оба стих. написаны почти одновременно; они совпадают по ритму, рифмовке, интонации (ср. интонацию зачинов: «Кто видел...» - «Кто... внимал...»), однотипны их стилевая манера, живописная гамма («час утра золотой / Когда лежит над городом туман» и «утро зимнее, когда валит / Пушистый снег») и доминирующий образ возвышающейся «меж храмов» исполинской колокольни (в первом стих. это колокольня Ивана Великого). Существенно, что мотив родины (см. Родина в ст. Мотивы), еще только зарождавшийся в творчестве Л., оказывается здесь неразрывно связанным с мотивом любви к Москве. Поэтич. образность обоих стих. стала в дальнейшем традиционной при изображении рус. поэтами архитектурного пейзажа Москвы. Так, у М. И. Цветаевой: «У меня в Москве - купола горят, / У меня в Москве - колокола звонят / («Стихи к Блоку»).

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 194. Датируется по нахождению в тетради.

"КТО В УТРО ЗИМНЕЕ, КОГДА ВАЛИТ"

«КТО В УТРО ЗИМНЕЕ, КОГДА ВАЛИТ», стих. раннего Л. (1831), близкое к жанру элегии; характерно для поэтич. тенденций, к-рые появляются в лирике Л. с 1831. Если в медитативно-пейзажных стихах 1830 («Гроза», «Вечер после дождя») господствовал условно-романтич. пейзаж, то теперь Л. обращается к картинам среднерус. природы; для него становится обычным заснеженный зимний пейзаж (ср. «Метель шумит, и снег валит» или зачин «Русской песни»: «Клоками белый снег валится»). Меняется функция пейзажа: в лирике 1830 картины природы входили в стих. как внешнее выражение поэтич. идеи; теперь это чаще экспозиция элегич. ситуации, по своей эмоц. окраске противостоящая содержанию размышлений: гармония природы не распространяется на мир в целом. Доминирующее настроение элегий 1831 передается музыкально-изобразит. средствами. В данном случае это характерный для многих стихов 1831 мотив унылого колокольного звона (ср. «Унылый колокола звон»), образующего эмоционально-худож. центр стих.: от него тянутся нити к пейзажу (колокол - «высокой башни мрачный властелин»), Отзываясь в сознании поэта «как весть кончины иль бессмертья глас», звон колоколов пробуждает мысли об одиночестве и отчуждении от суеты повседневной жизни.

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - газ. «Русь», 1881, № 10, 17 янв. Датируется зимой 1831 по положению в тетради.

Лит.: Эйхенбаум (12), с. 336.

"КТО ЯМУ ДЛЯ ДРУГИХ КОПАТЬ ТРУДИЛСЯ"

«КТО ЯМУ ДЛЯ ДРУГИХ КОПАТЬ ТРУДИЛСЯ», см. "Эпитафия".

КУБА

КУБА, см. Азербайджан.

"КУДА ТАК ПРОВОРНО, ЖИДОВКА МЛАДАЯ?"

«КУДА ТАК ПРОВОРНО, ЖИДОВКА МЛАДАЯ?», см. "Баллада".

КУЗМИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

КУЗМИН Михаил Алексеевич (1875-1936), рус. писатель. Автор стих. «Лермонтову» (1916), к-рое вошло в цикл «Дни и лица» наряду со стихами, посв. А. С. Пушкину, И. В. Гёте, балерине Т. П. Карсавиной. Л. в представлении К. «печальный певец», романтич. индивидуалист «с одной мечтой в упрямом взоре», «поклонник демонского жара», равнодушный «к земле и людям» (в тексте фигурируют Печорин, Демон, Тамара, Мцыри). В другом стих. «Лермонтову» («Шумит ли дуб зеленый над могилой?», 1926), неопубл. при жизни, К. так же рисует Л. как далекого от земли индивидуалиста (««Я не приемлю!» - в том твоя вся вера. / Сам на себя ты обнажаешь меч»), к-рый «повторил свой собственный рассказ». К. отдал дань Л. как композитор: положил на музыку «Песню про... купца Калашникова» (1890-е гг.; РО ГПБ, ф. 400, оп. 1, № 82), написал романсы «Любовь мертвеца», «Сон», «Утес» (см. Романсы. Сб., 1893-95; рукопись - там же, № 43), «Парус» (1900, там же, № 90) и др.

Соч. Нездешние вечера, П., 1921; Sobranie sočinenij (Collected Works), Bd 3, Münch., 1977.

Лит.: Голованова (3), с. 29-30.

КУЗЬМИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КУЗЬМИН Николай Васильевич (р. 1890), сов. художник. Неск. работ посвятил биографии поэта: «Портрет Лермонтова» [1932; акв., тушь, перо; собр. художника; см. в кн.: Пахомов (2), с. 178], "Толпа у дома Чиляева в ночь после дуэли" (1939, акв.; музей ИРЛИ; см. М. Ю. Л. в портретах) и "Лермонтов под арестом" [1940, тушь, перо; собр. художника; см. в кн.: Пахомов (2), с. 195].

В 1939 К. выполнил 3 илл. к «Вадиму» (для изд.: «Проза Лермонтова», М., 1941): «Первая встреча горбуна с Палицыным», «Юрий и Ольга в лодке», «Палицына в толпе взбунтовавшегося народа» (рис. пером; местонахождение оригинала неизв.); последний сюжет повторен акварелью (музей ИРЛИ) для альбома «М. Ю. Л. в портретах». В годы Великой Отечеств. войны К. работал над илл. к стих. «Бородино» (отд. изд., Детгиз, 1944). Иллюстрация на обложке передает зачин - усачи-гренадеры слушают рассказ пожилого солдата. На титульном листе - портрет Л.; на заставке - воен. доспехи, оружие и знамена. Далее с большим знанием эпохи проиллюстрирован рассказ солдата. Сюита состоит из 16 илл.

В 1940-46 К. работал над большой серией илл. к драме «Маскарад». Эта монумент. серия включала 8 страничных илл. (цветная акв.), шмуцтитул, 10 заставок и 4 концовки (сепия, рисунки пером; осн. сюита - в Музее Л. в Пятигорске; см. в кн.: «Маскарад», М., 1949). Экспрессия цвета, его контрастность в сочетании с динамичными перовыми прочерками по акварели придают этим иллюстрациям остроту и выразительность. Особую трудность представляло воплощение характера гл. героя: Арбенин один, не прячущий своих чувств и мыслей под обычной маской приличия; Арбенин, оскорбляющий Звездича, охваченный жаждой мщения; Арбенин с застывшим, жестоким выражением лица, ожидающий смерти Нины, - все эти иллюстрации в совокупности дают сложный, динамично развивающийся образ. Художник трактует пьесу как романтическую и психологическую драму с сильной социальной окраской.

Лит.: Кравченко К., Жизненное призвание, «Иск-во», 1961, № 2; Сокольников М. П., Н. В. Кузьмин М., 1964, с. 95-99; Кузьмин Н., Круг царя Соломона, [М., 1964], с. 30-31, 185; его же, Штрих и слово, [Л., 1967], с. 17, 26-27, 29; Пистунова А., Прикасаясь к книге, [М., 1973], с. 6, 7, 28, 48, 93, 159-74, 185, 203.

КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809-68), рус. писатель. См. ст. "Эпиграмма на Н. Кукольника».

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР

КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (1789-1851), амер. романист. В России стал известен в рус. и франц. переводах с сер. 20-х гг. 19 в. Особую популярность получили цикл романов о Кожаном Чулке - «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826) и др. - и т. н. «морские романы». По свидетельству И. И. Панаева, В. Г. Белинский после свидания с Л. в Ордонансгаузе (апр. 1840) рассказывал, что Л. в беседе «... перешел от Вальтер Скотта к Куперу и говорил о Купере с жаром, доказывал, что в нем несравненно более поэзии, чем в Вальтер Скотте, и доказывал это с тонкостью, с умом и... даже с увлечением» (Воспоминания, 1972, с. 242, 245). В. П. Боткину Белинский писал в апр. 1840, что был «без памяти рад», услышав такое мнение Л. о К. (XI, 509). Д. П. Якубович полагал, что в передаче Белинского и Панаева восхищение Л. амер. романистом в ущерб В. Скотту было преувеличено.

В рец. на «Героя...», написанной в 1841 после смерти Л., Белинский сообщал, ссылаясь на разговор с Л., что тот «...замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие и некоторое единство, по примеру куперовской тетралогии, начинающейся «Последним из могикан»...» (V, 455). Об аналогичном замысле Л. сообщал - со слов М. П. Глебова - и П. К. Мартьянов (Дела и люди века, т. 2, СПБ, 1893, с. 93-94).

Лит.: Якубович Д. П., с. 267-68; Боброва М. Н., Романтизм в амер. лит-ре XIX в., М., 1972, с. 119.

КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

КУПРИН Александр Иванович (1870-1938), рус. писатель. Воспринимал поэзию Л. как одно из самых ярких и светлых явлений рус. культуры 19 в. Об отношении К. к прозе Л. свидетельствует его письмо к Ф. Ф. Пульману от 31 авг. 1924: «Знаете ли, Вы что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени»» (Неизв. письмо К., «Вечерняя Москва», 1962, 14 июля).

В произв. К., поэтизирующих натуры цельные, гордые, мятежные, наделенные высокими стремлениями («Олеся», 1898; «Суламифь», 1908, и др.), исследователи усматривают нек-рое родство с поэтикой Л. Черты лермонт. Максима Максимыча находят в «ротном» Василии Акинфиевиче из рассказа «Прапорщик армейский» (1897) К. О роли Л. в нравств.-эстетич. воспитании юношества говорится в автобиографической повести К. «Кадеты (На переломе)» (1900), рассказе «Черная молния» (1912), повести «Яма» (1909-14).

Соч. О лит-ре. [Вступ. ст. Ф. И. Кулешова «О лит. взглядах А. И. Куприна»], Минск, 1969, с. 235, 294.

Лит.: Никулин Л., Чехов, Бунин, Куприн. Лит. портреты, М., 1960, с. 287-88; Волков А., Творчество А. И. Куприна, М., 1962, с. 6.

КУРА

КУРА, река, протекающая по территории Грузии, Азербайджана и Турции. Впадает в Каспийское море. В К. впадает р. Арагва. Л. упоминает К. в стих. «Свиданье» и поэме «Мцыри».

КУРОЧКИН ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

КУРОЧКИН Василий Степанович (1831-75), рус. поэт, издатель журн. «Искра». По свидетельству П. В. Быкова, более или менее равнодушно относясь к поэзии А. С. Пушкина, К. «обожал» Л., ценил его скептицизм и пафос социального отрицания. В сатирич. стихах К. излюбленным приемом был перифраз («перепев») известнейших произв. рус. поэзии с использованием их размеров, своеобразия рифмовки, строфики, а в нек-рых случаях и с включением целых стихов (см. Сатирические переложения). В ряде произв. этого рода, преим. относящихся к 1859-62, К. обращался к стих. Л.: "Спор" (см. стих. К. «Бедовому критику», 1859), «Выхожу один я на дорогу» («В ресторане», 1860, с эпиграфом из Л.), «Молитва» (стих. К. «В минуту жизни трудную», 1860), «Есть речи - значенье» (стих. К. «Есть речи - значенье», 1861), «Ветка Палестины» (стих. К. «Размышление Андрея Ивановича Крона над веткою кукельвана», 1862), «Не верь себе» (эпиграмма К. «М. Н. Каткову», 1875). На мотивах «Демона» построено сатирич. стих. К. «Печальный рыцарь тьмы кромешной» (1861), высмеивающее В.И. Аскоченского. Реминисценции из Л. есть в стих. К. «Турнир в Пассаже» (1859) и «От г. Краевского г. Каткову» (1870).

Лит.: Быков П. В., Силуэты далекого прошлого, М. - Л., 1930, с. 124; Брадис Л. В., Сатирич. перепев в творчестве поэтов «Искры», «Уч. зап. Калинин. гос. пед. ин-та», 1963, т. 36, с. 94-96; Ямпольский И., Середина века... Л., 1974, с. 50; Гиреев Д. А., Л. и рус. революц. сатира, в сб.: Проблемы лит-ры и эстетики. Орджоникидзе, 1976, с. 102, 106.

КУРТИНА ДАРЬЯ

КУРТИНА Дарья, см. Соколовы.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927), сов. художник. В 1905 выполнил ряд илл. к «Песне про... купца Калашникова» (изд. Об-ва грамотности, СПБ, 1906): тушью 4 страничных илл. - «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», «Кулачный бой», «Казнь Калашникова», «Иван Грозный на Москве-реке на кулачном бою»; заставка и концовка - «Гусляр», «Крест на могиле Калашникова». (Домик Л. в Пятигорске и музей ИРЛИ). Художник по-своему, с демократич. позиций интерпретирует поэму Л. Так, в облике палача (илл. «Казнь Калашникова») нет ни лихости, ни веселости; словно в смущении он отвернулся от своей жертвы. Вместо весело пирующих гусляров К. создает эпич. образ мудрого нар. певца. В 1910 вышло 2-е изд. «Песни...» с илл. К. (неск. новых илл. к этому изд. выполнил А. Ф. Максимович). В сов. время иллюстрации К. к соч. Л. неоднократно воспроизводились.

Лит.: Воинов В., Б. М. Кустодиев, Л., 1925; Пикулев И., Б. М. Кустодиев, М., 1951; Б. М. Кустодиев (1878-1927). Каталог выставки, Л., 1959.

КУТОРГА СТЕПАН СЕМЕНОВИЧ

КУТОРГА Степан Семенович (1805-61), зоолог и минералог, профессор Петерб. ун-та; в 1835-48 - цензор Петерб. цензурного комитета. По отзыву А. В. Никитенко, «мыслящая голова, самостоятельная». Ф. В. Булгарин обвинял К. в покровительстве «ОЗ», к-рые К. частично цензуровал; он разрешил к печати стих. Л. «Бородино», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Русалка», «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Молитва» («Я, матерь божия»), «Из Гёте» («Горные вершины...»), «Есть речи - значенье», «Оправдание», «Последнее новоселье», «Дары Терека» и повесть «Фаталист». К. был в числе цензоров, подписавших в 1842 к печати драму «Маскарад» с теми искажениями, к-рые внес в ее текст Никитенко.

Лит.: Здобнов, с. 260, 261, 263, 265, 266; Никитенко А. В., Дневник, т. 1, Л., 1955, с. 123, 199, 275, 327.

КУШИННИКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

КУШИННИКОВ Александр Николаевич (1799-1860), жандармский подполковник. В апр. 1841 был командирован А. Х. Бенкендорфом в Пятигорск для секретного «надзора за посетителями минеральных вод» (Герштейн; см. Пятигорск). 16 июля В. И. Ильяшенков известил К. о дуэли и смерти Л., а А. С. Траскин ввел его в состав следств. комиссии. В этот же день К. послал Бенкендорфу донесение о дуэли, об аресте Н. С. Мартынова, М. П. Глебова и А. И. Васильчикова, о производстве следствия. Во время следствия К. действовал в согласии с Траскиным и членами комиссии, не задерживаясь на уязвимых деталях версии о дуэли, выдвигаемой подследственными (маловероятно, чтобы К. не знал об участии в дуэли А. А. Столыпина и С. В. Трубецкого). 8 авг. К. послал шефу жандармов донесение о завершении следствия, приложив копию следств. дела.

Лит.: [Раевский], № 8, с. 190; Нечаева, с. 31, 32; Новые документы о дуэли М. Ю. Л. с Мартыновым..., в кн.: Временник, с. 21; Герштейн (4), с. 701-02, 706; Герштейн (8), с. 382-83; Латышев, Мануйлов, с. 105, 107-08, 110, 114-15, 119-20; Вацуро (4), с. 122-23; Недумов, с. 148, 219, 220, 245, 270.

КЮИ ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ

КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918), рус. композитор и муз. критик. Творчество Л. было особенно близко

К. 22 романса на стихи Л. составляют важную часть творческого наследия К., образуя своеобразную вокальную «лермонтовскую сюиту» (создавалась композитором на протяжении всей жизни): «Любовь мертвеца» (СПБ, 1858), «Она поет и - звуки тают» (СПБ, 1879), «Как небеса твой взор блистает» (СПБ, 1879), «Звезда» («Вверху одна горит звезда») (СПБ, 1881), «Тучи» (СПБ, 1881), «Чаша жизни» (СПБ, 1881), «Нищий» («У врат обители святой») (СПБ, 1884), «Небо и звезды» (СПБ, 1885), «Они любили друг друга» (СПБ, 1886), «К Д.» («Будь со мною, как прежде бывала») (СПБ, 1886), «Метель шумит и снег валит» (СПБ, 1886); «Кинжал» («Люблю тебя...») (прилож. к журн. «Артист», 1894, № 2), «Пленный рыцарь» (Лейпциг, 1897), «Пророк» (Лейпциг, 1897), «Когда волнуется желтеющая нива» (СПБ, 1911), «В альбом» («Как одинокая гробница») (СПБ, 1911), «Счастлив ребенок!..» («Дитя в люльке»), «Посреди небесных тел», «Моя мольба», «Стыдить лжеца...», «Три грации...» (Кюи Ц., Муз. миниатюры, юморески. Письма. Соч. 87, тетр. 1-2, СПБ, [1911]).

К столетию со дня рождения Л. композитор сочинил кантату для смешанного хора и оркестра «Твой стих» (на слова И. Л. Гриневской) (М., 1914).

Соч. Избр. письма, Л., 1955 (по указат.).

КЮСТИН АСТОЛЬФ ДЕ

КЮСТИН (Custine) Астольф де (1790-1857), маркиз, франц. литератор. Автор очерков - путешествий по странам Европы. В кн. «Россия в 1839 году» (т. 1-4, 1843) резко критиковал николаевский режим, но обнаружил непонимание своеобразия рус. жизни, культуры и духа народа. Нек-рые исследователи считают, что К. был осведомлен о «Кружке шестнадцати» (Э. Герштейн) и, возможно, даже встречался с Л. (М. Кадо). В. Ледницкий нашел в книге К. следы знакомства с «Думой» Л. Рассказывая в «Письме 17» о гибели А. С. Пушкина, К., не называя фамилии, упоминал некоего молодого талантливого поэта, откликнувшегося на смерть Пушкина страстным стих. и сосланного на Кавказ. Н. И. Греч в брошюре-опровержении книги К. доказывал правильность действий пр-ва, сославшего Л.

Лит.: Шульц, № 8, с. 274-75; Мазон, с. 116; Герштейн (2), с. 105-06; Gretsch N., Examen de l\'ouvrage de M. Marquis Custine, intitulé: La Russie en 1839, P., 1844, p. 107; Lednicki W., Russia, Poland and the West, N. Y., 1954, p. 61-63; Gadot M., L\'image de la Russie dans la vie intellectuelle française (1839-1856), P., 1967, p. 208-10.

КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV