Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СКА")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СКА")

САБУРОВЫ

САБУРОВЫ: Михаил Иванович (1813 - г. смерти неизв.), соученик Л. по Пансиону, один из близких его друзей. Сын инженер-капитана и пенз. помещика И. В. Сабурова, владевшего землями и в Тульской губ., где находилось с. Кропотово, принадлежавшее отцу Л. В 1831 окончил Пансион, позже нек-рое время учился вместе с поэтом в Школе юнкеров. К нему относятся стих. Л.: «Посвящение. N. N.», с позднейшей припиской «(При случае ссоры с Сабуровым)»; «Пир», с припиской «К Сабурову (Как он не понимал моего пылкого сердца?)»; «К N. N.», с припиской «(К Сабурову - наша дружба смешана с столькими разрывами и сплетнями - что воспоминания об ней совсем не веселы. - Этот человек имеет женский характер. - Я сам не знаю, отчего так дорожил им)» и, предположительно, «К N. N.***» и «В день рождения N. N.».

Софья Ивановна (1816-64), сестра Михаила Ивановича, в замужестве (с 1832) Клушина. Ей посв. один из новогодних мадригалов Л. («Сабуровой») и стих. «К***» («Глядися чаще в зеркала»), а также, по мнению И. Андроникова, стих. «К гению». Стих. «К***» печаталось всегда без указания адресата; Андроников обнаружил новый автограф стих. в бумагах А. М. Верещагиной; оно озаглавлено «К С. С...ой». По предположению исследователя, эти инициалы, а также строку «Мою любовь, мои мученья» следует сопоставить с припиской Л. возле стих. того же 1829 - «К гению»: «(Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году, где я во второй раз полюбил 12 лет - и поныне люблю)» (1, 387).

Лит.: Висковатый, с. 50-51; Майский (1), с 641; Бродский (5), с. 154; Андроников (10), с. 21-23; Андроников (13), с. 198, 210, 212-14; Миклашевский, в кн.: Воспоминания; Катанов В., Друзья на всю жизнь. Заметки книголюба, Тула, 1975, с. 128-29.

САВИЦКИЙ КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ

САВИЦКИЙ Константин Аполлонович (1844-1905), рус. художник. Для 2-го тома Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев) выполнил ряд илл.: «Морская царевна» (карандаш; ГЛМ); к «Тамани» - заставка и 2 илл.; к «Фаталисту» - заставка и 2 илл. Для юбилейного изд. (Избр. соч. Л. под ред. В. Острогорского, СПБ, 1891) С. выполнил илл. к стих. «Колыбельная песня» (виньетка); к «Мцыри» - «Исповедь»; к повести «Бэла» - «Печорин и Бэла» (местонахождение оригиналов неизв.). Илл. к «Мцыри» создана, очевидно, под воздействием аналогич. сюжета, представленного Л. О. Пастернаком для изд. Кушнерева.

Лит.: Пепо (Полевой П. Н.), Первая попытка иллюстрировать Л., «ИВ», 1891, т. 46, № 11, с. 458; Левенфиш Е. Г., К. А. Савицкий. 1844-1905, Л. - М., 1959, с. 165; Сидоров, с. 314; Пахомов (2), с. 101, 110, 111, 119, 120, 249, 250, 350.

САЛТЫКОВ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

САЛТЫКОВ Михаил Евграфович (псевд. - Н. Щедрин; 1826-89), рус. писатель. В ранний период находился под заметным влиянием как поэзии, так и прозы Л. Присущие С. с первых его шагов в лит-ре рефлексия, неудовлетворенность жизнью, трагич. ее восприятие определили отношение к Л. как к близкому ему поэту. В стих. С. «Два ангела» (1840), «Лира» (1841), «Зимняя элегия» (1843), «Музыка» (1843) и др. ощутима зависимость от Л. Стих. «Наш век» (1844) - почти пересказ «Думы» Л. С «Думой» перекликаются и размышления Нагибина, героя повести «Противоречия» (1847), на содержание и форму к-рой повлиял «Герой нашего времени». По мере становления таланта С. его отношение к наследию Л. становится более сложным. В 1856-1857 в «Губернских очерках» (раздел «Талантливые натуры») С. воссоздает сатирич. галерею совр. «лишних людей», предваряя к-рую, пишет: «В провинции печоринство приняло совершенно своеобразные формы; оно утратило свой демонический характер, свою прозрачность и нежность, которыми в особенности привлекает к себе симпатии дам, и облеклось в свой будничный, плотяный наряд, вполне соответственный нашему северному климату...» (т. 2, с. 277). В отличие от др. героев рус. лит-ры, напр. Чацкого, Рудина, Лаврецкого, образ Печорина не подвергся снижению в своеобразной сатирич. интерпретации С. Напротив, сравнивая своего героя, старого помпадура, с Печориным или называя др. помпадура «героем нашего времени», С. достигает сатирич. эффекта именно неожиданностью подобных сближений. Л. привлекает сатирика афористич. сжатостью и выразительностью поэтич. строки, к-рая в щедринском контексте часто звучит уничтожающей иронией, впечатляюще-образным подтверждением мысли самого С.

К образам Л. и цитатам из его произв. С. прибегал на всем протяжении своего творчества. Реминисценции из «Думы» содержатся в автохарактеристике одного из героев «Господ ташкентцев» (1869-72; т. 10, с. 49-50). В рец. на романы И. И. Лажечникова (1863) и М. В. Авдеева (1869) С. пользуется образами Л. как критериями эстетич. оценки (т. 5, с. 311; т. 9, с. 303). В «Письмах к тетеньке» (1881-82) имена А. С. Пушкина и Л. стоят рядом, противопоставленные именам А. А. Фета и А. Н. Майкова (т. 14, с. 287).

Наиболее развернуто С. высказывался о Л. на страницах «ОЗ» в рецензии (1871) на кн. Е. А. Сушковой, озаглавленную: «Записки Е. А. Хвостовой. 1812-41. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова» (1870). Аргументируя свою оценку «Записок» как «довольно бледных», С. пишет: «Из всех этих материалов читатель, однако ж, едва ли будет в состоянии воспроизвести образ того Лермонтова, который мелькал ему в создателе «Героя нашего времени», «Мцыри», «Сказки для детей» и других произведений, свидетельствующих о внутренней энергии и силе. [...] Поэтому главным материалом для биографии Лермонтова и теперь остаются исключительно его произведения». В этой же рецензии подчеркнуто то обстоятельство, что Л. был «постоянным участником» «ОЗ» - «одного из лучших журналов своего времени, которого душою был Белинский» (т. 9, с. 390-91).

Соч. Собр. соч. в 20-ти тт., т. 1-17, М., 1965-75 (по указат.).

Лит.: Кирпотин В., Л. и Щедрин, «Огонек», 1938, № 35-36, с. 9; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1955, с. 15-17; Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, 2 изд., т. 1, М., 1951, с. 112-13, 150-52, 164, 254, 294, 385; Ракитина Л. М., Повесть М. Е. Салтыкова «Противоречия» как выражение традиции в рус. прозе 1840-х годов, в кн.: Вопросы рус. лит-ры., М., 1970, с. 242-50.

САМАРИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

САМАРИН Юрий Федорович (1819-76), рус. публицист, философ и обществ. деятель; славянофил. Познакомился с Л. в 1-й пол. янв. 1838 у Оболенских; в 1840-1841 Л., приезжая в Москву, часто бывал в доме С., встречался с ним у общих знакомых (в салонах Павловой, Свербеевых, у К. О. Россета и др.). Отношения С. и Л. отличались доверием и дружеской откровенностью. В день отъезда на Кавказ (ок. 23 апр. 1841) Л. отдал С. для «Москвитянина» стих. «Спор», к-рое явилось своеобразным откликом на критич. статьи С.П. Шевырева и нац.-историч. идеи журнала. После смерти поэта С. принял участие в собирании и публикации его наследия; у него находились подаренный Л. автограф «Спора» и копия стихотворения «Валерик».

Самарин Юрий Федорович

Ю. Ф. Самарин. Литография с автопортрета. 1842.

Воспоминания С. о Л., записанные в дневнике под впечатлением известия о смерти поэта, отличаются большой степенью достоверности (сохранились не полностью). В них и в письмах И.С. Гагарину (1840-41) С. одним из первых в лит-ре дал сочувств. характеристику личности Л., не скрывая и своих «неприятных» впечатлений: «неуловимая», «в высшей степени артистическая натура» поэта то, казалось, подавляла тяжелым, проницательным взглядом, волей, неутомимой наблюдательностью и «глубиной индифферентизма» в восприятии собеседника, то пленяла «простым обращением, детской откровенностью», то открывалась вдруг растроганной и вместе с тем - стыдящейся самое себя. С. назвал темы своих разговоров с Л.: «Кружок шестнадцати», «воспоминания Кавказа»(«дело с горцами»), о женщинах, «о своих литературных проектах», «о своей скорой кончине»; о совр. состоянии России («Хуже всего, - сказал Л., - не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого»).

Гибель Л. поразила С. как личное и «общее горе», «незаменимая утрата» для целого поколения; Л., по словам С., продолжил дело А. С. Пушкина, но уже «среди нового, лучшего поколения»; правда, создав роман, исполненный «эгоистич. рефлексии», Л. оказался в «нравственном долгу» перед современниками, но он был уже на пути к уплате «великого долга» и даже сам роман «...указывал на переходную эпоху в его творчестве...». Сам С. в молодости был подвержен «эгоистич. рефлексии», вечному сомнению, охлаждению к вере и любви (см. исповедальное письмо С. к Н. В. Гоголю, март 1846) - душевному состоянию, родственному психол. облику Печорина (М. Ефимова). В 1847 С. называет Л. и Гоголя осн. писателями эпохи, при этом противопоставляя их всей "натуральной школе". См. также Славянофилы.

Соч. О мнениях «Современника» исторических и литературных, «Москвитянин», 1847, № 2, с. 178; Соч., т. 12, М., 1911, с. 37, 53-57, 75, 78, 145, 241-42; см. в кн.: Воспоминания.

Лит.: Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 5, СПБ, 1892, с. 360; Нольде Б. Э., Юрий Самарин и его время, Париж, [1926]; Нечаева В. С., К истории текста стих. «Валерик». (Список из архива Ю. Ф. С.), в кн.: Сб. Соцэкгиза, с. 70-73; Гинзбург (1), с. 201-03; Герштейн Э. (2), с. 109-15; Ефимова М. Т., Ю. Самарин в его отношении к Л., в кн.: Пушкинский сб-к, Псков, 1968, с. 40-47; её же, Несколько замечаний к проблеме «Л. и славянофилы», в кн.: Материалы X науч. конференции Псковского гос. педагогич. ин-та, в. 3, Псков, 1969; Лит. взгляды и творчество славянофилов. 1830-1850 гг., М., 1978 (см. указат.).

САМОПОВТОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА

САМОПОВТОРЕНИЯ у Лермонтова, см. Творческий процесс Лермонтова.

САНД, ЗАНД ЖОРЖ

САНД, Занд (Sand) Жорж [псевд.; наст. имя и фам. - Аврора Дюпен (Dupin), по мужу - Дюдеван (Dudevant)] (1804-76), франц. писательница-романтик. Испытала воздействие Ж.Ж. Руссо, была идейно близка франц. социалистам-утопистам. В России известна с нач. 30-х гг. Романы С. тех лет, проникнутые идеями женского равноправия («Индиана», 1832; «Валентина», 1832; «Лелия», 1833; «Жак», 1834, и др.), получили высокую оценку В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Л. одним из первых в России заметил С. Упоминание ее имени в «Маскараде», в монологе баронессы Штраль о положении женщины в светском об-ве (V, 317), где она «создание без воли», «игрушка для страстей» и предназначена «в продажу выгодам», связано с одной из гл. тем творчества Л. Высказывалось предположение о зависимости «Маскарада» от романа С. «Жак» (Д. И. Абрамович).

Романы С. могли явиться для Л. проводником идей утопич. социализма, в частности феминистских идей П. Леру (1797-1871). Своеобразно переосмыслены Л. антитезы, столь характерные для С. и утопистов: ханжеская мораль и незаконная любовь (баронесса Штраль в «Маскараде» - Тирза в «Сашке»), «святыня брака» и независимое чувство (Вера Лиговская, скрытый контраст пушкинской Татьяне), семейный деспотизм и бесправие женщины (Арбенин - Нина). Отмечалась сюжетная близость «Тамани» и рассказа С. «Орко» (1838). Д. Максимов обнаружил в «Мцыри» реминисценцию «Лелии».

Лит.: Дюшен (2), с. 142; Соч. под ред. Абрамовича, т. 3, с. 372-73; Яковлев, с. 229-31; Елизарова М., Ж. Занд в рус. критике и лит-ре, «Уч. зап. МГПИ им. Ленина», 1941 т. 31, в. 5, с. 47-63; Зуров Л. Ф., «Тамань» Л. и «L\'Orko» Ж. Занд, «The New Review», 1961, v. 66, p. 176-281; Максимов (2), с. 230-31; Найдич (5), с. 136-41; Мануйлов (11), с. 48; Duchesne (1), p. 313.

САНДУНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

САНДУНОВ Николай Николаевич (1769-1832), рус. драматург. Был организатором и участником спектаклей в Пансионе и Моск. ун-те. Издал два сб-ка пьес «Детский театр» (М., 1802 и 1817), игранных на пансионской сцене. В 20-е гг. как писатель был забыт, но известен как юрист-практик и один из демократически настроенных профессоров Моск. ун-та. Во время учения в Пансионе Л. слушал курс С. по законоведению. В 1830-32 С. был тяжело болен и мало бывал в ун-те.

Лит.: Бродский (5), с. 90-92.

САНИКИДЗЕ ХРИСТОФОР ДМИТРИЕВИЧ

САНИКИДЗЕ Христофор Дмитриевич (1825 - после 1891), гуриец, крепостной В.И. Чилаева, с середины июня 1841 был в услужении у Л. Был предан поэту и тяжело переживал его гибель. Воспоминания С. о Л. сбивчивы и неточны, однако нек-рые детали подтверждаются др. современниками.

Саникидзе Христофор Дмитриевич

Х. Д. Саникидзе. Акварель Г. Г. Гагарина. 1841.

Портрет С. (акв.) работы Г. Г. Гагарина (1841) хранится в ГРМ (см. в изд.: Л. в портретах, с. 297).

Соч. Рассказ оставшегося в живых свидетеля дуэли Л., «Кавказ», 1891, 15 июля.

Лит.: Мартьянов П., Рассказы Х. Саникидзе о М. Ю. Л., «ИВ», 1895, № 2, с 599-604; Ениколопов, с. 122-26; Савинов А. Н., Г. Г. Гагарин, М., 1951, с. 20; Манюков Л., Свидетель роковой дуэли, «Веч. Тбилиси», 1960, 18 янв.; Чиляев и Раевский, в кн.: Воспоминания, с. 318; Недумов С. И., с. 239; За хребтом Кавказа, Т., 1977, с. 42-44.

САРАТОВ

САРАТОВ, губ. город, ныне обл. центр. Есть свидетельство, что Л. с Е. А. Арсеньевой ездили на свадьбу Аф. А. Столыпина, состоявшуюся в С. 12 янв. 1830. Здесь Л. мог встретиться с Д.В. Давыдовым. Возможно, это была не единств. поездка Л. в С., т. к. Столыпин, живший в своем имении Лесная Нееловка Саратовской губ., зиму б. ч. проводил в С. В 1830 в связи с эпидемией холеры Л. написал стих. «Чума в Саратове». Замечание Л. в «Герое нашего времени» о том, что сугробы снега в горах Кавказа напоминают «довольно живо Саратов, Тамбов...» (VI, 226), подтверждает, что эти места были ему знакомы. Ныне одна из улиц С. носит имя Л.

Лит.: Давыдов Д. В., Письма к П. А. Вяземскому от 30 дек. 1829 и от 29 янв. 1830, «Старина и новизна», 1917, кн. 22, с. 41-42; Прокопенко Л., К биографии М. Ю. Л., «Пенз. правда», 1956, 9 окт.; его же, Неизвестная страница биографии Л., альм. «Земля родная», Пенза, 1957, кн. 17; его же, Встреча Л. с Денисом Давыдовым, «Подъем», Воронеж, 1964, № 5; его же, Л. в Саратове, «Коммунист», Саратов, 1964, 15 окт.; Ильин В., Л. в Саратове, «Пенз. правда», 1976, 5 авг.

САРЬЯН МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ

САРЬЯН Мартирос Сергеевич (1880-1972), сов. художник. В 1913 выполнил для изд. «Печатник» (т. VI) 2 илл. к поэме «Аул Бастунджи»: «Вот мчится в поле конь» и «И видит он: черкешенка младая» (местонахождение оригиналов неизв.). Илл. С. отличаются большой экспрессией, острой характерностью образов, обобщенностью и лаконичностью манеры.

Лит.: Пахомов (2), с. 101, 116, 118, 296, 297, 353.

САТИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

САТИН Николай Михайлович (1814-73), переводчик Дж. Байрона и У. Шекспира, друг А. И. Герцена и Н. П. Огарева, участник их студенч. кружка в Моск. ун-те; в 1835 вместе с ними арестован, затем выслан в Симбирскую губ. Л. познакомился с С. в Пансионе, где они одновременно учились. Летом 1837 поэт бывал на квартире у С. в Пятигорске, здесь произошла его первая встреча с В. Г. Белинским. По мнению нек-рых исследователей (Н. Бродский), С., излагая в воспоминаниях (см. в кн.: Воспоминания) спор Л. с Белинским о Вольтере; перепутал их т.з. Обосновывая это предположение, Бродский ссылался на положит. отношение Л. к франц. энциклопедистам и на отрицат. взгляд на них Белинского в это время. Однако Ю. Оксман справедливо указал, что предметом спора был не Вольтер - просветитель или поэт, а Вольтер - апологет "просвещенного абсолютизма"; его политич. компромиссы были неприемлемы для Л., как и для Пушкина (см. его ст. «Вольтер» в «Совр.», 1836, т. 3). Несмотря на неточности, воспоминания С. содержат существ. сведения о первой ссылке Л. В кон. 1837 в Ставрополе Л. вновь встретился с С. и через посредство его и Н. В. Майера познакомился с декабристами С. Н. Кривцовым и В. М. Голицыным. В 1841 С. написал стих. «Лермонтову», в к-ром полемизировал с его «Последним новосельем».

Лит.: Бродский Н. Л., Моск. университет, благородный пансион эпохи Л. (Из неизд. воспоминаний графа Д. А. Милютина), в кн.: Сб. Соцэкгиза, с. 5-7; Бродский (6), с. 730-40; Кандиев Б. И., Л. в оценке Белинского, «Уч. зап. Сев.-Осетинского пед. ин-та», 1940, т. 2 (15), в. 1, с. 130-31; Морозова, с. 618, 624, 627-30; Оксман Ю., Переписка Белинского. Критико-библиографич. обзор, ЛН, т. 56, с. 240-41; Гиреев, Недумов, с. 507-14; Нечаева В. С., В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1836-1841, М., 1961, с. 74-79; Пешков, с. 108-12 (здесь ошибочно указан год встречи С. с Л. в Ставрополе), на с. 109 фотография С. (60-е гг.); Недумов, с. 93-96, 103-04, 106, 115, 256, 259.

САТИРИЧЕСКИЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"САШКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

САЯНОВ ВИССАРИОН МИХАЙЛОВИЧ

САЯНОВ Виссарион Михайлович (1903-59), рус. сов. писатель. Перевел на рус. яз. франц. стих. Л. «Non, si j\'en crois mon espérance» (1832). По предположению С., это - 4-я строфа переведенного Л. на франц. яз. послания «Прости! - мы не встретимся боле» (1832), к-рое дошло до нас в трех строфах. Перевод приведен в ст. С. «Огонь и сила» (1940). В ней характеризуются ранние стихи Л., в к-рых поражает «масштабность, широта, величие целей», «сила, смело утверждающая себя, непрестанно призывающая к подвигу, полная веры в грядущее свершение величественных замыслов и смелых мечтаний юности». «Сказка для детей» названа самым значительным среди незаконч. произв. поэта, содержащим «ключ» к решению коренных этич. вопросов века, знаменующим начало новой поры в творч. развитии Л. Размышления о судьбе и творчестве Л. содержатся также в ряде статей и в стихах С.

Соч. Романтизм, реализм, натурализм, в его кн.: От классиков к современности, Л., 1929, с. 69-70; Лирика, Л., 1937, с. 186-88; Величие и монументальность, «Звезда», 1937, № 4, с. 163-65; Годы славы. Стихотворения, Л., 1946, с. 60-64; Статьи и воспоминания, Л., 1958, с. 38-43; Лермонтовские казармы. (Из неопубл. стихов), «Звезда», 1962, № 2, с. 62; Стих. и поэмы, М. - Л., 1966, с. 179-80, 224-27.

Лит.: Масик В., Общей лирики лента. (О лермонт. традициях в сов. поэзии), «Нева», 1964, № 10, с. 139.

"СВ. ЕЛЕНА"

«СВ. ЕЛЕНА», стих. раннего Л. (1831). Написано, вероятно, в связи с десятилетием смерти Наполеона. В центре его император-изгнанник, байронич. герой, таинственное, почти сверхъестественное явление. По сравнению с более ранними обращениями Л. к данной теме [«Наполеон», 1829; «Наполеон» (Дума), 1830] отличается большей поэтич. зрелостью и лаконизмом. В стих. впервые звучит мотив, получивший дальнейшее развитие в «Последнем новоселье»: Франция - «порочная страна», недостойная того, чтобы «великий жизнь окончил в ней».

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI; черновики 2-й строфы - там же, тетр. X. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «ОЗ», 1859, № 11, отд. 1, с. 260. Датируется по нахождению в тетр. XI.

Лит.: Пумпянский, с. 409; Эйхенбаум (12), с. 319; Пейсахович (1), с. 468; Архипов, с. 207-08; Фризман (2), с. 120.

СВЕРБЕЕВЫ

СВЕРБЕЕВЫ, Дмитрий Николаевич (1799-1876) и Екатерина Александровна (урожд. кн. Щербатова) (1809-92), супруги, знакомые Л., хозяева моск. лит. салона. Знакомство относится к 1840. 9 мая С. в числе др. гостей встретились с Л. на именинном обеде у М. П. Погодина в честь Н. В. Гоголя; на другой день, 10 мая, по свидетельству А. И. Тургенева, в доме С. были Л. и Гоголь. Год спустя, 10 мая 1841, Екатерина Александровна сообщала А. И. Тургеневу в Париж: «...Лермонтов провел пять дней в Москве, он поспешно уехал на Кавказ, торопясь принять участие в штурме, который ему обещан. Он продолжает писать стихи со свойственным ему бурным вдохновением» [см. Герштейн (5), с. 700]. О посещении поэтом салона С. пишет и Ю. Ф. Самарин.

Лит.: Герштейн (4), с. 419-20; Герштейн (5), с. 700; Мануйлов (10), с. 130-31; Аксаков, в кн.: Воспоминания; Самарин, там же.

"СВЕРШИЛОСЬ! ПОЛНО ОЖИДАТЬ"

«СВЕРШИЛОСЬ! ПОЛНО ОЖИДАТЬ», юношеское стих. Л., написанное (1 окт. 1830) в связи с отъездом Е.А. Сушковой из Москвы в Петербург. Текст стих. приведен в «Записках» Сушковой, рассказавшей об обстоятельствах его написания: «С неимоверною тоскою простилась я с бабушкой..., с Сашенькой, с Мишелем; грустно, тяжело было мне! Не успела я зайти к Елизавете

Алексеевне Арсеньевой, что было поводом к следующим стихам...» (с. 130).

Автограф неизв. Впервые - «РВ», 1857, т. 11, кн. 2, с. 407, в отрывке из воспоминаний Сушковой. Датируется по ее «Запискам».

Лит.: Сушкова, с. 130, 131, 326; Пейсахович (1), с. 448-49.

"СВЕТЛЫЙ ПРИЗРАК ДНЕЙ МИНУВШИХ"

«СВЕТЛЫЙ ПРИЗРАК ДНЕЙ МИНУВШИХ», см. "Песня".

"СВИДАНЬЕ"

«СВИДАНЬЕ», стих. Л. (1841), в к-ром ярче всего проявились новеллистич. тенденции его лирики зрелой поры. В стих. отразились впечатления от пребывания в Тифлисе и путешествия по Военно-Грузинской дороге в 1837 (поэтич. панорама города и его окрестностей). Исследователи, начиная с П. Висковатого, указывают на совпадение отд. деталей сюжета стих. с прозаич. наброском 1837 «Я в Тифлисе у Петр. Г...»; возможно, и набросок, и «Свиданье» имеют биографич. подоснову (см. Планы. Наброски. Сюжеты). Б. Эйхенбаум отмечает и сюжетную близость стих. к «Тамани» [(5), т. 2, с. 259]. В целом, связь «Свиданья» с лермонт. прозой несомненна.

Как полагает И. Андроников (в кн.: М. Ю. Л., Собр. соч., 1964, т. 1, с. 597), «Свиданье» наряду с балладами «Спор» и «Тамара» должно было войти в задуманный Л. цикл «Восток». Движение от романтич. поэмы к циклизованным стихотв. повествованиям с экзотич. или историч. колоритом вообще характерно для позднего романтизма (ср. с «Восточными стихотворениями» В. Гюго, хорошо известными Л., или с «Романсеро» Г. Гейне, созданным позднее), и в этом смысле «Свиданье» находится в общеевроп. лит. русле.

Однако структура персонажа и способ повествования в стих. уникальны и предвосхищают худож. открытия позднейшей прозы. Повествующее «Я» совмещает в себе черты «простого сознания» (вписанность в простой быт, элементарность не укрощенных цивилизацией страстей) со всем богатством лирич. впечатлительности, наблюдательности и психол. деталировки (напр., 3-4-я строки 5-й строфы), исходящим от автора-поэта. В пейзажных панорамах точка обзора принадлежит персонажу и притом обусловлена обстоятельствами сюжета (место свидания на горе за городом), но последние 4 стиха 1-й строфы («Летают сны-мучители...») сообщают пейзажу сложное настроение, выходящее за рамки «простого сознания» и связанной с ним фабулы. Стих. свидетельствует о том, что демократизация лирич. «Я» в зрелой поэзии Л. [см. об этом Максимов (2), гл. 2] осуществлялась не на путях стилизов. перевоплощения в «простолюдина» - духовная сложность авторского мира сохранялась.

Рассказ, ведущийся одновременно с событиями, смена дальних и ближних планов, мотивированная позицией описывающего, - приемы, прочно вошедшие в худож. прозу лишь на более поздних этапах лит. развития (синхронное с развертывающимся действием повествование от лица «рядового человека», к-рый вместе с тем является «авторским» героем, знает лишь роман 20 в.). Повествовательность «Свиданья» подчеркнута группировкой катренов в 12-стишную строфу-эпизод, по содержат. охвату и протяженности приблизительно соответствующую абзацу в лирически и ритмически насыщенной прозе (напр., А. П. Чехова).

«Свиданье» - новелла-песня. Всеобщность, простота и «первозданность» чувств героя (ср. «Черную шаль» А. С. Пушкина) лирически мотивированы песенно-балладным строем стиха (хотя восклицание, обрывающее финальную сцену, преподносится не без доли объективного авторского юмора). Ритмика стих. с этой стороны проанализирована Эйхенбаумом [(2), с. 116-17], фоника охарактеризована С. Дурылиным в сб. «Труды и дни» (М., 1916, тетр. 8, с. 123-26). Можно добавить, что особый распев реформированного трехстопного ямба восходит к лермонт. «Молитве» («В минуту жизни трудную») и через нее - к песне А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя». Отзвуки «Свиданья» есть у А. А. Григорьева, Я. П. Полонского (см. Венок, 1914, с. 256). Стих. проникло в нар.-песенный репертуар.

Стих. иллюстрировал К. А. Коровин. Положили на музыку В. М. Иванов-Корсунский, В. И. Ребиков (первая строфа). Автограф (беловой) - ГПБ, Собр. рукописей Л., № 12 (записная книжка Л., подаренная В. Ф. Одоевским). Черновой автограф - там же. Впервые - «ОЗ», 1844, № 2, отд. 1, с. 198-200. Датируется маем - нач. июля 1841 по положению в записной книжке.

Лит.: Гинцбург, с. 220-22; Эйхенбаум (6), с. 334; Виноградов Г., с. 374-75; Гроссман (2), с. 692; Пумпянский, с. 416; Андроников (8), с. 103-07; Иконников (2), с. 29-31; Вишневский (1), с. 84; Заславский И. Я., О поэтич. мастерстве..., Debrecen, 1965, S. 34-37; Иск-во романтич. эпохи, М., 1969, с. 151-54; Вацуро (5), с. 244-45.

СВИРИДОВ ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВАСИЛЬЕВИЧ

СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (р. 1915), сов. композитор. Автор вокального цикла на стихи Л. (1-я ред. - 1938, 2-я ред. - 1957), отразившего романтич. восприятие лермонт. личности и поэзии. В его сб. «Романсы и песни» (М., 1960) вошли след. соч. на лермонт. слова: «Парус», «Они любили друг друга...», «Как небеса твой взор блистает», «Силуэт», «Соседка», «Из Гёте» («Горные вершины»), «Тучки небесные», «Портрет NN» (Подражание Даргомыжскому). Ему принадлежат также романсы «Она поет», «Выхожу один я на дорогу».

Лит.: Мясковский Н. Я., Ю. Свиридов, Семь романсов на слова М. Л., в его кн.: Сб. материалов, 2 изд., т. 2, М., 1964; Сохор А., Георгий Свиридов, 2 изд., М., 1972, с. 22-24, 300, 302.

СЕВЕРЯНИН ИГОРЬ

СЕВЕРЯНИН Игорь (псевд.; наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941), рус. поэт. В 1918-40 - в эмиграции (Эстония). В 1908 в Петербурге выпустил отд. изданием стих. «На смерть Лермонтова», вошедшее позднее в сб. «Златолира» (кн. 2, М., 1914). Взяв эпиграфом строки «Погиб поэт, невольник чести...», автор сознательно воспроизвел композицию и ритмич. рисунок стих. Л. «Смерть поэта». Отображая гибель Л., ставшего, как и Пушкин, «жертвой черни», С. клеймит убийц и утверждает мысль о бессмертии поэта. Стихи о Л. тесно связаны у С. с темой Кавказа. В стих. 1911 «Демон» Кавказ предстает в романтич. ореоле, как прекрасная, манящая страна («Страстная волна Дарьяла / В моей душе рождает гул»), полная опасностей и легенд, воскрешающая в памяти образы лермонт. поэзии. «Невозмутимых гор мятежный Демон» снова является в сонете С. «Лермонтов» (1926).

Соч. Громокипящий кубок. Поэзы, М., 1913, с. 108-09; Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах, Белград, 1934.

СЕЛИЩЕНСКИЕ КАЗАРМЫ

СЕЛИЩЕНСКИЕ КАЗАРМЫ, см. ст. Новгород.

"СЕ МАККАВЕЙ - ВОДОПИЙЦА"

«СЕ МАККАВЕЙ - ВОДОПИЙЦА», эпиграмма, относящаяся ко времени пребывания Л. на Кавк. Мин. Водах (лето 1837). Адресат не установлен; возможно, это А. Л. Элькан или Н. И. Тарасенко-Отрешков, связанные с III отделением. Прозвище «Маккавей» вызывало в памяти имя библейского Маккавея - Иуды. Эпиграмма, высмеивавшая агента-доносчика, к-рый заводит «кудрявые речи», чтобы уловить «слово обидное», имела острый политич. смысл. Редкий у Л. пример обращения к гекзаметру.

Автограф - ГПБ, Собр. рукописей Л., № 10 (из бумаг Е. П. Ростопчиной). Впервые - ЛН, т. 58, с. 359. Датируется по содержанию.

Лит.: Пейсахович (1), с. 425.

СЕНАНКУР ЭТЬЕНН ПИВЕР ДЕ

СЕНАНКУР (Sénancour) Этьенн Пивер де (1770-1846), франц. писатель, публицист, последователь просветителей. Эпистолярный роман-исповедь С. «Оберман» (1804) явился предшественником «исповеди души» в творчестве европ. романтиков. Его герой Оберман, один из первых лит. образов, воплотивших «болезнь века», - чувствит., совестливый юноша, разъедаемый болезненной рефлексией. Культ природы, эпистолярная форма романа роднят С. с Ж.Ж. Руссо. Л. не упоминал имени С., однако образ Обермана исследователи рассматривают в числе возможных лит. предшественников Печорина.

Лит.: Сиповский В. В., История рус. словесности, 2 изд., ч. 3, в. 2, СПБ, 1909, с. 66, 70; Родзевич (1), с. 44-48; Родзевич (2), с. 93-97; Шувалов (1), с. 337; Томашевский Б. В., с. 496; Михайлова Е. (2), с. 372-75.

СЕНКОВСКИЙ ОСИП (ЮЛИАН) ИВАНОВИЧ

СЕНКОВСКИЙ Осип (Юлиан) Иванович (1800-58), рус. писатель, журналист, востоковед. Выступал под масками-псевд.: Барон Брамбеус, Тютюнджу-оглу и др. В 1834-47 (номинально до 1856) - редактор журн. «Библиотека для чтения», где опубл. многочисл. «восточные», светские, бытовые, сатирич. повести, путевые очерки, фельетоны, критич. эссе и рецензии. Из его повести «Предубеждение» (1834) Л. заимствовал имя и нек-рые черты Шприха в драме «Маскарад» (у С. - Шпирх). В 1840 С. опубл. умеренно-комплиментарную рец. на «Стихотворения» Л. («БдЧ», т. 43). Есть основания предполагать, что С. принадлежат и другие - анонимные - отзывы о Л. Эпиграмма Л. «Под фирмой иностранной иноземец», возможно, обращена к С. и намекает на его псевдонимы (др. исследователи относят эпиграмму к Н. И. Гречу и Ф. В. Булгарину).

Соч. Собр. соч., т. 1-9, СПБ, 1858-59.

Лит.: Гершензон, с. 591-92; Мордовченко, с. 766; Мордовченко Н., Белинский и рус. лит-ра его времени, М. - Л., 1950, с. 110-12; Каверин В. А., Барон Брамбеус, М., 1966.

СЕНТ-АНЖ

СЕНТ-АНЖ (Saint-Ange; псевд.; наст. имя - Анж Франсуа де Фарио, Fariau) (1747-1810), франц. поэт, переводчик Овидия. Чл. Франц. академии. В 1827 Л. выписывал отрывки из его стихотв. перевода «Метаморфоз» Овидия, в частности об Эхо и Нарциссе (из песни 3), о Борее и Орейтии (из песни 6).

Лит.: Описание ГПБ, с. 63.

"СЕНТЯБРЯ 28"

«СЕНТЯБРЯ 28», юношеское стих. Л. (1831), нек-рыми любовными мотивами соприкасающееся со стихами этого периода, посв. Н.Ф. Ивановой; ср. стих. «К Н. И...», «К***» («Всевышний произнес свой приговор») и др. П. Висковатый связывал стих. с В.А. Лопухиной, однако содержание явно противоречит этому (ср. «Она не гордой красотою»). К тому же вдохновительница стих. - замужняя женщина, но ни Иванова, ни Лопухина тогда не были замужем. По всей вероятности, оно отразило какой-то конкретный факт биографии поэта, о чем свидетельствует точная дата в заглавии; в то же время в нем заметны отд. мотивы поэзии Дж. Байрона, к-рой Л. тогда увлекался; ср. «К Л. - (Подражание Байрону)», «Подражание Байрону» и др. В основе лирич. ситуации - любовь героя и его возлюбленной, не охлажденная замужеством героини. Примечательны способ характеристики героя через его противопоставление «другому» («Он чувствовал ли трепет потаенный / В присутствии твоем; / Умел ли презирать он мир презренный, / Чтоб мыслить об одном...»), а также метрика стих. - чередование длинных и коротких (пяти- и трехстопных ямбич. строк).

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI, копия там же, тетр. XX. Впервые - «Библиогр. записки», 1861, т. 3, № 16, с. 495-96. Датируется по положению в тетр. XI и заглавию.

Лит.: Висковатый, с. 150; Аничков Е. В., Заметки по РКК и творчеству Л., «Slavia», 1926, roc. 4, seš. 4, č. 741; Эйхенбаум (5), с. 481; Бродский (5), с. 339; Андроников (13), с. 140.

СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ Сергей Николаевич (1875-1958), рус. сов. писатель. В 1927 опубл. пьесу «Поэт и чернь» (в 1928 - одноим. повесть) - о гибели Л. В письме к автору М. Горький отметил, что Л. был «острее, непримиримей». В пьесе «У гроба Пушкина» (1937) изображена история создания стих. «Смерть поэта». Автор повестей «Поэт и поэтесса» (1930) о Л. и А. Омер де Гелль, «Поэт и поэт» (1931) о Пушкине и Л., составивших роман в трех частях «Мишель Лермонтов» (1933). Книги С.-Ц. о Л. нельзя считать творч. удачей писателя. Они дают неточное представление о поэте и обстоятельствах его жизни, нередко обедняют его образ, что было отмечено совр. критикой. Имя Л. постоянно упоминается в не предназначавшемся для печати дневнике С.-Ц. В его архиве сохранился незаконч. очерк «Лермонтов как певец Кавказа», над к-рым писатель работал незадолго до смерти (опубл. «Лит. Грузия», 1962, № 6).

Лит.: Лернер Н., [Рец. на кн.: С. Сергеев-Ценский. «Поэт и чернь (Дуэль Л.)»], «Звезда», 1929, № 2, с. 204-06; Гинзбург Л., [Рец. на кн.: С. Сергеев-Ценский. «Поэт и поэтесса»], «Звезда», 1930, № 3, с. 223-25; Иванов С., [Рец. на кн.: С. Сергеев-Ценский, «У гроба Пушкина»], «Новый мир», 1937, № 8, с. 286-88; Горький М., Письма к Сергееву-Ценскому от 8 янв., 28 марта и 17 апр. 1927, в кн.: Сергеев-Ценский С. Н., Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким, «Октябрь», 1940, № 6-7, с. 279-81; то же, в его кн.: Повести и рассказы...Статьи и воспоминания..., Симферополь, 1963, с. 585, 589, 590.

СЕРЕДНИКОВО

СЕРЕДНИКОВО, подмосковная усадьба Столыпиных, расположенная на берегу р. Горетовки; теперь в б. усадьбе - санаторий «Мцыри» (Окт. ж. д., ст. Фирсановка Моск. обл.). С. принадлежало Е. А. Столыпиной (по первому мужу Воейковой), вдове Д. А. Столыпина, к-рый приобрел С. в окт. 1825. В С. осталась его большая библиотека. Усадьба С. создавалась в 1775-1806 при прежнем владельце В. А. Всеволожском. Дом в классическом стиле, с колоннадой и бельведером, по нек-рым сведениям, построен И. Е. Старовым. Около дома был разбит большой парк, вырыты пруды, через овраг перекинут белокаменный мост. Свое название усадьба получила от маленького селения, находившегося здесь в 17-18 вв. и принадлежавшего князьям Черкасским.

Середниково

Середниково. Подмосковное имение Д. А. Столыпина. Въезд в усадьбу. Автолитография Л. С. Хижинского. 1941.

Середниково

Середниково. Парк. «Чертов мост». Гравюра на дереве Л. С. Хижинского. 1940.

Л. проводил в С. летние каникулы 1829, 1830, 1831, возможно, приезжал сюда и летом 1832. Живописная природа, нар. песни и сказки, рассказы о войне 1812, впечатления от крепостной действительности - все давало пищу для раздумий поэта. Летом в С. собиралось много молодежи. Верстах в 4 от С. в Федоровке жила А. М. Верещагина, в Большакове - Е. А. Сушкова. В С. приезжали Лопухины, сестры Бахметевы, кузины Столыпины. Устраивались пикники, прогулки верхом, поездки в окрестности. Природа гармонировала с романтич. наклонностями юного поэта, его воображение привлекали развалины старой бани, кладбище и Чертов мост. Здесь написано много лирич. стихов, в т.ч. непосредственно связанных с С. (напр., обращенные к Сушковой). К нек-рым из них Л. позднее сделал приписки, подчеркивающие их «середниковское» происхождение: «Сидя в Середникове у окна» («Ночь III»), «Середниково. Вечер на бельведере» («Желание») и т.п. Летом 1830 Л. работал здесь над трагедией «Испанцы»; на страницах тетради, заполненных в С. в 1831, набросаны замыслы соч. о молодом монахе, томящемся в монастыре, и о Демоне; тогда же написан новый вариант этой поэмы (III и IV редакции). Возможно, Л. работал здесь и над др. поэмами и романом «Вадим». Многие впечатления этого времени откликнулись и в более поздних произв.

В 1914 в парке С. установлен памятник-обелиск Л. Именем поэта названы теперь улица в пос. Фирсановка и школа в соседней дер. Лигачево.

Лит.: Висковатый, с. 84-102; Огарева-Тучкова Н. А., Воспоминания, М., 1903, с. 246-47; Ежов Н., Л. под Москвой, «Нов. время», 1910, 12 июля; Столыпин А., Средниково, «Столица и усадьба», 1914, № 1, с. 2-4; Белоусов И. А., Писательские гнезда, М., 1930, с. 114-21; Бродский, с. 218-35; Иванова Т. (4), с. 12-62; Бок М. П., Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине, Нью-Йорк, 1953, с. 50, 51, 63; Иванова Т. (1), с. 95-140; Иванова Т. (2), с. 195-96, 215-24, 236-45; Иванова Т. (3); Веселовский С. Б., Снегирев В. Л., Земенков Б. С., Подмосковье, М., 1962, с. 405-13; Брянская И., В Середникове, «Лит. Россия», 1975, 19 сент.; Мануйлов (6), 2 изд., с. 55-64; Сушкова, в кн.: Воспоминания.

СЕРОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

СЕРОВ Александр Николаевич (1820-71), рус. композитор. На стихи Л. написал романсы «Как небеса твой взор блистает» (СПБ, 1866) и «Ангел» (не изд.).

Лит.: Хубов Г. Н., Жизнь А. Н. Серова, М. - Л., 1950, с. 130.

СЕРОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911), рус. художник. По свидетельству Е. Г. Мамонтовой (неизд. письмо, ноябрь - дек. 1884; ЦГАЛИ), первым рис. С. на лермонт. тему была «Морская царевна» (др. сведений об этой работе не обнаружено). В 1890-91 С. принял участие в изд. соч. Л. (Кушнерев): 5 илл. во 2-м томе - одна к поэме «Демон» («Не плачь, дитя...») и по две к повестям «Бэла» и «Княжна Мери». Сохранились оригиналы еще четырех незавершенных илл. С. к «Демону»: «Пляска Тамары» (цветная акв.; ГМИИ), «Демон у стен монастыря» (черная акв., белила; Музей ИРЛИ; вариант - Музей Л. в Пятигорске) и «Несется конь...» (эскиз, Музей Л. в Пятигорске); все - не воспроизв. Демону в изображении С. недостает загадочности и нечеловеч. мощи, подчеркнутых в поэме. Гораздо ближе реалистич. дарованию С. оказался образ Тамары (для к-рой позировала знакомая художника А. Я. Симонович). В илл. к «Княжне Мери» - «Переезд через Подкумок» (местонахождение оригинала неизв.) и «Прощание Печорина с княжной Мери» (черная акв.; ГТГ) - мало убедителен образ Печорина. Удачнее илл. к «Бэле» - «Первое знакомство Печорина с Бэлой» (черная акв., белила; ГРМ), отмеченная смелостью композиции, непринужденностью группировки персонажей; 2-я илл. - «Бэла - пленница Печорина» (черная акв., белила; Музей Л. в Пятигорске). И. Грабарь ошибочно называет еще одну илл., якобы связанную с Л. (воспроизв. в указ. работе, с. 82); на самом деле это илл. к повести В. И. Немировича-Данченко «Соколиные гнезда» (отд. изд. 1897).

С. остался недоволен своими илл. к Л.; впоследствии он называл их «грехами юности». Однако лучшие его акв. прочно вошли в осн. фонд илл. к Л.

Лит.: Пепо (Н. П. Полевой), Первая попытка иллюстрировать Л., «ИВ», 1891, № 11; Васильев С. (Флеров), Наши иллюстраторы, «РО», 1892, т. 4, с. 133-34; Грабарь И. Э., В. А. Серов. Жизнь и творчество, [М., 1913], с. 82-83, 105-06, 108; Лебедев Г. Е., Рус. книжная илл. XIX в., М., 1952, с. 62-63; Симонович-Ефимова Н. Я., Воспоминания о В. А. Серове, Л., 1964, с. 70-72, 166 (примеч. 74, 76-78); Копшицер М. И., В. Серов, М., 1967, с. 128-30; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1, Л., 1971, с. 362, 701, 708-11 (примеч. 16).

СИВЕРС ЕГОР

СИВЕРС Егор (1812-33), соученик Л. по Школе юнкеров. Смерть С. 5 дек. 1833 и его похороны произвели на юнкеров сильное впечатление и, по предположению М. Ф. Николевой, послужили поводом для написания Л. стих. «В рядах стояли безмолвной толпой».

Лит.: Потто (1), Приложения, с. 222; Мануйлов В. А., Примечания, в кн.: М. Ю. Л., Стихотворения, т. 1, Л., 1950, с. 394; Манвелов, в кн.: Воспоминания.

"СИЖУ Я В КОМНАТЕ СТАРИННОЙ"

«СИЖУ Я В КОМНАТЕ СТАРИННОЙ», раннее стих. Л. (1831), в к-ром нашли отражение события, связанные с пребыванием поэта в Середникове летом 1831. По свидетельству П. А. Висковатого (осн. на рассказах А. Д. Столыпина), Л., «...много и серьезно читая..., в то же время находил забаву в том, чтобы...ходить...в глухие места воевать с воображаемыми духами» (Висковатый, с. 90). Подобный ночной поход описан и в данном стих., о чем говорит приписка, сделанная Л. в автографе: «(Середниково) (В мыльне) (Ночью, когда мы ходили попа пугать)». Мыльня - развалины бани; поп - священник середниковской церкви М. П. Зерцалов. По предположению Т. Ивановой, стих. явилось пародией на баллады Жуковского.

Автограф - ИРЛИ, тетр. X. Впервые - «РМ», 1882, № 2, с. 167. Датируется по приписке и по нахождению в тетради.

Лит.: Иванова Т. (2), с. 133; Иванова Т. (3), с. 64-68; Пейсахович (1), с. 451.

"СИЛУЭТ"

«СИЛУЭТ», восьмистишие Л. мадригального типа (1831). По предположению И. Андроникова, обращено к Н. Ф. Ивановой. В конце 1831 Л. написал три восьмистишия, между к-рыми существует очевидная связь (ср. «Как дух отчаянья и зла» и «Я не люблю тебя; страстей...»). Стихи объединены тематически (разрыв с любимой женщиной, память о к-рой никогда не изгладится в душе поэта) и поэтич. формой (ямбич. восьмистишия со сплошными мужскими рифмами). В «Силуэте» решение общей для всех трех стих. темы отличается наибольшей конкретностью: портрет (силуэт) любимой всегда рядом, постоянно напоминает о ней. Его черный цвет, цвет печали, определяет тональность воспоминаний поэта о прошедшей любви. Образ «тень блаженства» сближает «Силуэт» со стих. «Я видел тень блаженства; но вполне», принадлежащим к ивановскому циклу.

В 1837 на основе трех назв. стих. Л. написал еще одно восьмистишие: «Расстались мы, но твой портрет», в к-ром первая строфа вобрала в себя поэтич. образность, фразеологию, ритм и интонацию стих. «Силуэт».

Стих. положили на музыку: В. Иванов-Корсунский, С. Василенко, В. Дехтерев, А. Жак, Г. Свиридов и др. Автограф (черновой) - ИРЛИ, тетр. IV. Авторизов. копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 53 (по автографу). Датируется по положению в тетр. IV.

Лит.: Андроников (13), с. 140; Рождественский Вс., Лирика гнева и печали, «Звезда», 1964, № 10, Удодов (2), с. 136-39.

СИМАНСКАЯ МАРИЯ ЛЬВОВНА

СИМАНСКАЯ Мария Львовна (г. рожд. неизв. - 1878), дальняя родственница Л. Известны письмо Л. к С. от 20 февр. 1834 и записка от 11 мая 1836 (VI, 426, 715-716).

Лит.: «Изв. Лермонт. и Историч. музеев Николаевского кавалерийского училища», 1916, № 1, с. 72-73; Описание ИРЛИ; с. 26, 156.

СИМВОЛ И ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ В ПОЭЗИИ Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМОНОВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ

СИМОНОВ Константин Михайлович (1915-79), рус. сов. писатель. В его стихах, начиная с 30-х гг., отчетливо звучат мотивы, восходящие к патриотич. лирике Л. В живописи стих. «Родина» (1941), в композиц. соотношении дальнего и ближнего планов узнается панорама «Родины» Л. - «чета белеющих берез», окруженная неоглядными пространствами. Указывалось на преемств. связь с традициями Л. поэмы С. «Ледовое побоище» (1937); на интонационно-лексич. зависимость от Л. стих. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и «Был у меня хороший друг».

Превратности дружбы, любви, горечь измен, мельчание жизненных идеалов - предмет частых размышлений С. в его лирике, насыщенной, как и лирика Л., острой этич. проблематикой. Характерны в этом отношении эпиграф и реминисценции из Л. в стих. С. «Если родилась красивой». Перекличка с мотивами и образами Л. обнаруживается в стих. С. «Казбек», «Я знаю, ты бежал в бою» (ср. поэму Л. «Беглец»), «До утра перед разлукой» (ср. стих. Л. «Нищий»). Сам С. слов своих «страшную горечь» ассоциирует с Л. в стих. «Безымянное поле» (1942, цикл «Война»), где лейтмотивом звучит тема «Бородина». По более позднему признанию С., он «как поэт целиком вышел из «Валерика»».

Лит.: Хмельницкая Т., Твердые строки (Поэзия Симонова), «Лит. современник», 1940, № 2, с. 135-36; Бiлецький О. И., М. Ю. Л., «Лiтература i мистецтво», 1944, 22 окт.; Заславский И. Я., М. Ю. Л. и современность, К., 1963, с. 113-15; Голованова (3), с. 167-70.

"СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС"

«СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС», опыт ритмич. прозы Л. (1832), лирич. обращение, в к-ром нек-рые места имеют характер стих. в прозе, другие представляют собой сочетание разнообразных трехсложных размеров. В произв., имеющем романтич. окраску, выразилась лермонт. любовь к Кавказу, отразились воспоминания о его пребывании там в годы детства. Высказывалось предположение, что это не самостоят. произв., а заготовка для будущего стихотв. текста; это подтверждается тем, что мн. образы записи повторены в начальных строках поэмы «Измаил-Бей», над к-рой Л. работал в это время. Фраза «воздух там чист, как молитва ребенка» в измененном виде включена в текст «Княжны Мери» (запись 11 мая).

Иллюстрировал Н. Ильин. Автограф - ИРЛИ, тетр. IV; 3-й абзац («Как я любил твои бури...») зачеркнут. Впервые (с пропусками) - «ОЗ», 1859, № 7, отд. I, с. 60-61. Здесь (и в более поздних изд.) последний абзац ошибочно разбит на стихотв. строки. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Дурылин (1), с. 26; Шувалов (4), с. 276; Нейман (7), с. 328; Удодов (2), с. 593.

СИНИЦЫН АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ

СИНИЦЫН Афанасий Иванович (г. рожд. неизв. - ум. 1848), соученик Л. по Школе юнкеров. По-видимому, Л. был в коротких отношениях с С., чему способствовало образование последнего (Харьковский ун-т), выделявшее его среди воспитанников школы. Позднее Л. бывал на квартире С., где 15 сент. 1836 встретился с В. П. Бурнашевым, в пересказе к-рого известны воспоминания С. (см. Воспоминания); в них выражено доброжелательное отношение к Л., восхищение его поэтич. даром; подробно рассказана история создания и распространения стих. «Смерть поэта».

Лит.: Потто (1), Приложения, с. 61; Андроников (13), с. 37-46.

СКАБИЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

СКАБИЧЕВСКИЙ Александр Михайлович (1838-1911), рус. критик. Выступал с либерально-народнич. позиций. Автор биографии Л. в серии «Жизнь замечательных людей», изд. Ф. Ф. Павленковым. Полемизируя с В. Г. Белинским, С. представил Л. «гениальной натурой» индивидуалистич. склада, поэтом, далеким от политич. и иных «сознательных и предвзятых тенденций». Согласно С., в творчестве и личности Л. воплотились «разлад и раздвоенность» людей 30-х гг., однако он стал выше своего времени, вобрав в себя общечеловеческую и народную стихии.

Соч. М. Ю. Л., его жизнь и лит. деятельность. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Соч., 3 изд., т. 1, СПБ, 1903, с. 344-47.

Лит.: Попова М. Г., «ОЗ» 1880-х гг. о М. Ю. Л., в кн.: Рус. лит-ра и освободит. движение, сб. 2, Каз., 1970, с. 63-73.

"СКАЖИ МНЕ: ГДЕ ПЕРЕНЯЛА"

«СКАЖИ МНЕ: ГДЕ ПЕРЕНЯЛА» (Бартеневой), см. Новогодние мадригалы и эпиграммы.

СКАЗ

СКАЗ, см. Стилизация.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV