Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАЛ"-"ТОЛ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАЛ"-"ТОЛ")

ТАЛЬОНИ МАРИЯ

ТАЛЬОНИ (Taglioni) Мария (1804-84), балерина Парижской оперы, дочь Ф. Тальони, танцовщика и балетмейстера. В 1837-42 ежегодно танцевала в Большом театре в Петербурге, имела огромный успех. В нач. 1838 Л. ежедневно бывал в театре (VI, 442, 736) и мог видеть Т. По свидетельству А. И. Тургенева, 27 окт. 1839 Л. был на спектакле «Сильфида» с участием Т. Не исключена возможноть, что он был лично знаком с Т. через А.В. Трубецкого, позднее женившегося на ее дочери.

Портрет Т. (литография по рис. Ф. Салабера, 1828-30) - в Ленингр. гос. театральном музее (см. в изд.: Соловьев Н. В., Мария Т., СПБ, 1912, с. 20-21).

Лит.: Герштейн (8), с. 84-85, 118-20; Мануйлов (9), с. 218-19; Мануйлов (10), с. 108; Кумпан Е., Деген А., Дом Тальони, «Веч. Ленинград», 1975, 27 марта; Луцкая Е., Тальони, «Лит. Россия», 1975, 21 ноября.

ТАМАНЬ

ТАМАНЬ, станица Темрюкского у. Кубанской обл. на берегу Таманского залива Керченского пролива, ныне Темрюкского р-на Краснодарского края. С конца 15 в. - тур. крепость, отошедшая к России в 1774, после рус.-тур. войны 1768-74. С 1792 Т. вошла в состав земель, переданных Черноморскому казачьему войску. В 30-е гг. 19 в. Т. представляла собой казачью станицу с одноэтажными домиками, крытыми тростником и обнесенными плетнями, с кривыми, тихими и безлюдными улочками.

Л. приехал в Т. в сент. 1837 и, вероятно, отсюда на лошадях выехал в Ольгинское. В Т. он жил в хате казака Федора Мисника, по прозвищу Царинник, занимавшегося рыболовством; его баркасами пользовалась шайка татар-контрабандистов. В старой хате, недалеко от дома, где остановился Л., жили старуха Червоная и девушка, описанная в повести «Тамань» как «ундина». Она вместе со «слепым» мальчиком помогала контрабандистам. Эти совпадения с обстоятельствами, отраженными в «Тамани», и то, что Л., по воспоминаниям Е. И. Майделя, приехал в Ставрополь без вещей, похищенных у него в Т., свидетельствуют о том, что повесть в нек-рой степени автобиографична. Второй раз Л. побывал в Т. в последних числах дек. 1840, когда ехал в штаб Тенгинского полка, находившегося временно в Анапе. Тогда в Т. поэт встретился с декабристом Н. И. Лорером.

М. И. Цейдлер в 1838, останавливаясь в Т., жил в том же самом доме, что и Л. Это выяснилось при их встрече в л.-гв. Гродненском гусарском полку, и Л. тогда же начертил пером на клочке бумаги скалистый берег и домик. Сохранился карандашный рис. Л. «Тамань», изображающий море и домик над обрывом (ИРЛИ). В 1964 в Приморском сквере им. Л. установлен обелиск в память поэта.

Дом казака Мисника и описанная в повести «Тамань» лачужка восстановлены в 1975-76 на обществ. началах жителями Т. Авторы проекта арх. А. П. Аболонин и писатель Н. Ф. Веленгурин руководствовались рисунками Л. В связи с тем, что лачужка, изображенная на рис. Л., рухнула в 80-х гг. 19 в. вместе с частью обрыва в море, новый домик установлен несколько ближе к дому Мисника, чем это было во время пребывания Л. в Т. В доме, где жил Л., представлена мебель казацких семей 1-й пол. 19 в. 24 окт. 1976 здесь был открыт мемориальный музей Л. В Т. в 1978 начал работу музей лермонт. книги, где будут собраны все прижизненные и посмертные изд. поэта, вышедшие на языках народов мира, а также лит-ра о жизни и творчестве Л., иллюстрации художников-оформителей, посвященные Л.

Лит.: Висковатый, с. 252; Арканников О., О пребывании М. Ю. Л. в Тамани, «РА», 1891, кн. 3, № 12, с. 575; Соколов В. В., Л. в Тамани, «Изв. Таврич. об-ва истории, археологии и этнографии», 1928, т. 2, с. 127-29; Лорер Н. И., Записки декабриста, М., 1931, с. 241; Семенов (5), с. 86-87; Ениколопов, с. 11-13; Михельсон В., Л. на Кубани, альманах «Кубань», [кн.] 2, [Краснодар], 1946; Попов А. В., М. Ю. Л. в первой ссылке, Ставрополь, 1949, с. 79-83; Попов А. (6), с. 40-43; Прокопенко Л. И., Тамань. Домик и рисунок М. Ю. Л., «Изв. АН СССР. Серия лит. и яз.», 1966, т. 25, в. 1, с. 46-50; его же, Тамань при Л., «Кубань», 1969, № 5-6; Цейдлер, в кн.: Воспоминания; Мануйлов (11), 2 изд., с. 149-52; Помазнева В., Домик в Тамани, «Лит. газета», 1976, 10 нояб.; Сорокин Е., Домик у моря, «Сов. Россия», 1977, 24 янв.; Веленгурин Н., По следам Печорина, «В мире книг», 1977, № 6; его же, Музей лермонт. книги, «Книжное обозрение», 1978, 15 дек.; Дергачев А., Прекрасная Тамань, «Правда», 1979, 31 янв.; Захаров В., «Рекомендовался поручиком Лермонтовым...». «Сов. культура», 1979, 17 июля.

"ТАМАРА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАМАРИН БОРИС ПЕТРОВИЧ

ТАМАРИН Борис Петрович (1894-1978), сов. актер и киноактер, режиссер. В 1915-25 актер МХАТа. Снимался в кино с 1915. Т. - первый в сов. время исполнитель роли Л. - в кинофильме «Кавказский пленник» («Гибель Лермонтова», 1930), где создал образ поэта, отмеченный «...глубиной раздумий, интеллектуальностью, сложностью мировосприятия». Т. «показывал гениального поэта и мыслителя...» (Кравченко Г., Мозаика прошлого, М., [1971], с. 96). Работа Т. над образом Л. учитывалась последующими исполнителями роли поэта. См. Кинематография.

Лит.: Ивановский А. В., Воспоминания кинорежиссера, М., 1967, с. 211, 252; Кинословарь, т. 2, М., 1970, столб. 631.

ТАМБОВ

ТАМБОВ, город, осн. в 1636 как крепость для защиты Моск. гос-ва от набегов крымских и ногайских татар; с 1796 губ. центр (ныне центр Тамбовской области). Е. А. Арсеньева писала Л.: «...хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать с лишком двести верст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и на Тамбов, а из Тамбова - на Кирсанов и Чембар...» (VI, 471). Л. проезжал через Т. в конце лета 1827, когда бабушка везла его в Москву для поступления в Пансион; летом 1828, по пути в Тарханы на каникулы; зимой 1835-36, когда ехал в Тарханы из Петербурга в отпуск.

Л. иронически описывает провинциальный городок и нравы обывателей в поэме «Тамбовская казначейша». Судя по меткости и точности деталей, в один из проездов через Т., очевидно в последний, Л. задержался в городе, где жили его товарищи по Пансиону: И. Р. Грузинов, Д. В. и Ф. Д. Протасьевы, П. В. Боборыкин (по преданию, поэт останавливался в доме своих дальних родственников Протасьевых, на углу Большой и Араповской улиц; дом сохранился). Вероятно, Л. знал историю тамбовских помещиков Муратова и Крюкова: второй из них незаконно отобрал у первого имение. Этот случай послужил основой фабулы романа «Вадим» (как Пушкину - повести «Дубровский»). Возможно, что об этом случае Л. и Арсеньевой стало известно от Н. С. Мордвинова.

Ныне одна из улиц Т. называется Лермонтовской, в гор. сквере в 1941 установлен бюст поэта работы М. Д. Рындзюнской.

Лит.: Илешин Б., Из лит. прошлого нашего края, в кн.: Из лит. прошлого, [Тамбов], 1956, с. 16-19; его же, Свидетели живые, [Тамбов], 1960, с. 4-7; Пешков.

"ТАМБОВСКАЯ КАЗНАЧЕЙША"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЕВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856-1915), рус. композитор. Первое соч. на стихи Л. - хор для четырех голосов без сопровождения «Сосна» («На севере диком») написан в 1877 для рукописного журн. «Захолустье» (опубл. 1940). Два других романса Т. - «Молитва» («В минуту жизни трудную») (соч. 1896; рукопись - в ГЦММК) и «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1902).

Лит.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М. - Л., 1925, с. 124, 127, 160, 181; Неопубл. произв. С. И. Танеева, «СМ», 1940, № 7; Бернандт Г. Б., С. И. Танеев, М. - Л., 1950, с. 13, 51.

ТАРАСЕНКО-ОТРЕШКОВ НАРКИЗ ИВАНОВИЧ

ТАРАСЕНКО-ОТРЕШКОВ Наркиз Иванович (1805-73), журналист, камер-юнкер; по слухам, был связан с III отделением. По мнению Н. О. Лернера, Л. вывел Т.-О. в лице Горшенко в «Княгине Лиговской». По свидетельству Н. П. Раевского, Т.-О. читал в Пятигорске свои «стишки» и Л. их «хвалил», да так, что «мы рады были бы себе языки пооткусывать». Э. Найдич предполагает, что о Т.-О. идет речь в эпиграмме Л. «Се Маккавей-водопийца кудрявые речи раскинул, как сети».

Портрет Т.-О. (акв.) работы С. Черкасова (1849) хранится в ГРМ.

Лит.: [Раевский], с. 168; Лернер Н., Оригинал одного из героев Л., «Нива», 1913, № 37, с. 731-32; Найдич (2), с. 359, 366-67; Альтман М. С., Рус. писатели и ученые в рус. литературе XIX в. (Материалы для словаря лит. прототипов), в сб.: Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы, Г., 1965, с. 310, 332; Герштейн (10), с 171-77.

ТАРХАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАССО ТОРКВАТО

ТАССО (Tasso) Торквато (1544-95), итал. поэт. Эпич. поэма Т. «Освобожденный Иерусалим» (1580) служила образцом для многочисл. «новых эпопей» в европ. лит-рах. В России известен с нач. 18 в. С 70-х гг. 18 в. стали появляться рус. переводы, прозаич. и стихотв., полные и фрагментарные. В 1828 были опубл. стихотв. переводы С. Е. Раича и А. Ф. Мерзлякова. Знакомство с «Освобожденным Иерусалимом» отразилось в произв. Л. В трагедии «Испанцы» (действие I, сцена 2) Фернандо сравнивает луну среди облаков с Армидой, окруженной рыцарями (V, 33). В этой связи Л. писал в набросках к трагедии: «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее; будто рыцари, сопровождавшие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства» (V, 607). Имеется в виду эпизод из 5-й песни поэмы Т., где прекрасная волшебница Армида очаровывает христ. рыцарей и уводит их за собой. Упоминая в «Княжне Мери», что «Вернер...сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тассо в своем «Освобожденном Ерусалиме»» (VI, 308-09), Л. подразумевал приключения рыцарей в очарованном лесе, описанные в 13-й и 18-й песнях поэмы.

Лит.: Мануйлов (11), с. 226; Горохова Р. М. Торквато Тассо в России XVIII века, в кн.: Россия и Запад, Л., 1973; ее же, Тассо в России конца XVIII в., в кн.: Рус. культура XVIII в. и зап.-европ. лит-ры, Л., 1979.

"ТАТАРСКИЙ» ЯЗЫК ЛЕРМОНТОВА

«ТАТАРСКИЙ» ЯЗЫК Лермонтова. В кон. ноября - нач. окт. 1837 Л. писал С. А. Раевскому из Тифлиса: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, - да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться» (VI, 441). В те годы «татарами» называли на Кавказе всех мусульман, а под «татарским» языком понимали, помимо собственно татарского, все тюрк. языки Кавказа - азербайджанский, ногайский, кумыкский, карачаево-балкарский. Л., по-видимому, понимал «татарский» язык еще шире или, во всяком случае, имел преувеличенное представление о его распространении. Так, в повести «Бэла» черкес Казбич то и дело употребляет «татарские» слова («йок, не хочу», «Нет! Урус яман, яман!»); Максим Максимыч рассказывает, что «не один кабардинец», умильно поглядывая на его лошадь, приговаривал: «якши тхе, чек якши»; здесь только слово тхе (лошадь) - кабардинское, остальное - тюркизмы; наконец, Печорин полагает, что нанятая им духанщица, поскольку она «знает по-татарски», сумеет договориться с Бэлой (черкешенкой). Между тем ни черкесский, ни кабардинский не принадлежат к группе тюрк. языков.

По предположению И. Андроникова и М. Рафили, Л., говоря о своих занятиях «татарским» языком, имел в виду азерб. яз., к-рый он изучал в Тифлисе; возможно, что ему помогал Мирза Фатали Ахундов - азерб. поэт-просветитель, автор поэмы на смерть Пушкина. Ахундов («ученый татар<ин> Али» - не исключено, что эта запись Л. относится к нему) с 1834 жил в Тифлисе и состоял переводчиком с вост. языков при канцелярии главноуправляющего на Кавказе барона Розена. Слова Л. «жаль, теперь не доучусь...» объясняются тем, что ему предстояло покинуть Тифлис (11 окт. 1837 он был переведен в л.-гв. Гродненский гусарский полк).

Степень владения Л. «татарским» языком едва ли выходила за рамки понимания общеупотребит. бытовой лексики, но для его худож. задач - создания местного колорита, речевых характеристик - этого было достаточно. Помимо повести «Бэла», Л. широко использовал тюркизмы в «турецкой сказке» «Ашик-Кериб» (ага, ана, бек, паша), включая тюркские заимствования из арабского (аллах, ашик, мауля, селям алейкюм) и персидского (караван-сарай, намаз) языков. В числе используемых Л. тюркизмов встречаются также слова, относящиеся к глубинным слоям тюркской лексики, редко употребляемой при создании восточного колорита: чауш (слуга, страж), чапра (занавес), шинди гёрурсез (скоро узнаете). Тюрк. лексика, хотя и в измененном виде, представлена и в четверостишии «Лилейной рукой поправляя»: капгар (жгучий брюнет) и туксус (безбородый юноша).

Л., с его острым поэтич. восприятием звуковой стороны языка, с удовольствием вслушивался в «татарскую» речь: в стих. «Валерик», описывая сидящих кружком «татар», он замечает: «Люблю я цвет их желтых лиц.../ Их темный и лукавый взор / И их гортанный разговор».

Лит.: Михайлов М. С., К вопросу о занятиях М. Ю. Л. «татарским» языком, в кн.: Тюркологич. сборник, 1, М. - Л., 1951, с. 127-35; Бигаев Р. И., Вост. лексич. заимствования в языке Пушкина, Лермонтова и Л. Толстого, «Уч. зап. Ташкентского пед. и учительского ин-та им. Низами». «Серия общ. наук», 1947, в. 1, с. 69-80.

ТВЕРЬ

ТВЕРЬ, губ. город на Волге; ныне г. Калинин. Первый раз Л. остановился здесь на пути в Петербург летом 1832 и отсюда отправил шутливое письмо С. А. Бахметевой. Затем Л. проезжал через Т. зимой 1835-36, когда ездил в отпуск в Тарханы; в марте 1837 - по пути в первую ссылку; в янв. 1838 - возвращаясь в Петербург; в мае 1840 - проездом на Кавказ; в первых числах февр. 1841 - когда получил отпуск, и в апр. 1841 - по пути из Петербурга в Москву.

Лит.: ЛАБ, VI, с. 409; Прокопенко Л., Л. и Тверь, «Калинин. правда», 1976, 19 авг.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕАТР И ЛЕРМОНТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТЕБЕ, КАВКАЗ, СУРОВЫЙ ЦАРЬ ЗЕМЛИ" (I)

«ТЕБЕ, КАВКАЗ, СУРОВЫЙ ЦАРЬ ЗЕМЛИ» (I), стихотв. произв. Л. (1838?). По нек-рым предположениям, это вариант посвящения к поэме «Демон»; по другим - самостоят. лирич. стих., близкое по жанру к торжеств. оде или дифирамбу. Устойчивый в поэзии Л. мотив восторга перед суровым величием Кавказских гор (ср. «Кавказ», «Кавказу», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», посвящение к поэме «Измаил-Бей») достигает здесь наивысшего лирич. напряжения. Апофеоз Кавказа пронизан сознанием той особой роли, к-рую Кавказ играл в судьбе поэта. В стих. непосредственно отразились факты биографии Л.: поездки на Кавказ в детстве и позднее - в ссылку («Как некогда ребенку, твой привет / Изгнаннику был радостен и светел...»). Стих. близко посвящению к «Аулу Бастунджи»: оба написаны однотипными по ритмико-ннтонац. структуре октавами; причем первые октавы совпадают даже текстуально (с незначит. разночтениями).

Автограф (без загл.) - частное собр. (Париж), см. ЛН, т. 43-44, с. 17; в автографе помета неизв. рукой: «отдано в «Молодик»». Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 32 (тетр. В. Шульца), под загл. «К Кавказу». Впервые с неточностями - сб. «Молодик на 1844 год», СПБ, 1844, с. 8, под тем же загл. Вторично, уже наи посвящение к поэме «Демон», - «Совр.», 1855, т. 50, № 4, отд. I, с. 435-36, по копии с тетради, переданной неким Ч* (вероятно, Б. Н. Чичериным). В дальнейшем печаталось как посвящение к «Демону». В ЛАБ и ЛАМ напечатано как самостоят. стих., поскольку «ни автограф, ни копия В. Шульца не дают никаких оснований считать его посвящением к «Демону». Оно отсутствует во всех автографах и авторитетных списках поэмы «Демон»» (ЛАБ, II, 369). В Собр. соч. 1964-65 вновь напечатано как посвящение к «Демону» на том основании, что список «Демона» (Гос. архив Арм. ССР) и список О. Лермонтовой открываются посвящением «Тебе, Кавказ». Датируется по содержанию и почерку не ранее 1838, а по положению в рукописи Гос. архива Арм. ССР, относящейся к 1838 (И. Андроников), не позже того же года.

Лит.: Эйхенбаум (7), с. 17, 24; Городецкий Б. [и др.], Серьезные недостатки одной рецензии, «РЛ», 1958, № 2, с. 240; Пейсахович (1), с. 477, 484, 486, 487; Андроников (13), с. 602-03.

"ТЕБЕ, КАВКАЗ, СУРОВЫЙ ЦАРЬ ЗЕМЛИ" (II)

«ТЕБЕ, КАВКАЗ, СУРОВЫЙ ЦАРЬ ЗЕМЛИ» (II). Сохранив систему образов, эмоц. окраску и ритм 1-го варианта стих., Л. изменил его строфику и порядок рифмовки.

Автограф (без загл.) - частное собр. (Москва), см. ЛН, т. 43-44, с. 24. Копия, принадлежавшая А. А. Краевскому, ИРЛИ, оп. 2, № 49. Впервые - Соч. под ред. Ефремова (т. 1, СПБ, 1880, с. 554), начиная с к-рого стих. печатали как посвящение к поэме «Демон». В ЛАБ и ЛАМ - как самостоят. стих. (по тем же мотивам, что и 1-й вариант). В Собр. соч. 1964-65 - вновь как посвящение к «Демону». Датируется предположительно (по почерку и содержанию) 1838-41.

Лит. см. при предыдущей статье.

"ТЕМНО. ВСЁ СПИТ. ЛИШЬ ТОЛЬКО ЖУК НОЧНОЙ"

«ТЕМНО. ВСЁ СПИТ. ЛИШЬ ТОЛЬКО ЖУК НОЧНОЙ», см. "Ночь. I», «Ночь. II», «Ночь. III».

ТЕРЕК

ТЕРЕК, река на Сев. Кавказе. Берет начало на склоне Гл. хребта Большого Кавказа. Впадает в Каспийское море, образуя обширную дельту. По Дарьяльскому ущелью Т. течет вдоль Военно-Грузинской дороги.

О красоте Т. восторженно писали путешественники и поэты, историки и географы. Л. впервые увидел Т. в Шелкозаводском в детстве, и описания реки появляются уже в самых ранних его поэмах. Во время первой ссылки Л., проехав по Военно-Грузинской дороге, мог вполне оценить красоту Т. По словам В. Г. Белинского, «свирепый Терек» стал для Л. «кастальским ключом» (IV, 544). Продолжая традиции А. С. Пушкина («Кавказ», «Обвал»), Л. не только рисует образ бушующего Т., но и одухотворяет, «очеловечивает» его. Л. противопоставляет Т. - символ борьбы и свободолюбия - мрачным теснинам Дарьяла, черным скалам и утесам. В юношеской поэме «Джюлио» (1830) Т., «свободный, как чеченец удалой», побеждает в единоборстве снежную лавину и, вырвавшись из ее плена, мчится к воле, простору. В другом стих. персонифицированный поэтом Т. говорит: «Я родился у Казбека, / Вскормлен грудью облаков, / С чуждой властью человека / Вечно спорить был готов...» («Дары Терека», II, 128).

Особенно яркое изображение Т., рвущегося на волю из тесноты Дарьяла, в «Демоне». Если черная трещина Дарьяльского ущелья сравнивается с «жилищем змея», то Т. окружен ореолом славы и величия: «...и горный зверь, и птица, / Кружась в лазурной высоте, / Глаголу вод его внимали; / И золотые облака / Из южных стран, издалека / Его на север провожали...» (IV, 184).

Видимо, не без влияния Пушкина и Л. груз. шестидесятники - «тергдалеули» («терековцы») воспевали Т. как символ движения и борьбы против деспотизма. Возможно, Л. была известна гребенская казачья песня о Тереке Горыниче, отзвуки к-рой заметны в «Дарах Терека».

Лит.: Семенов (5), с. 79-80; Семенов (6), с. 42-56; Шадури В., Декабристская лит-ра и груз. общественность, Тб., 1958, с. 418-29; Попов А. В. (2), с. 56-58; Попов А. В., М. Ю. Л. на Тереке, в кн.: Рус. писатели в нашем крае, Грозный, 1958, с. 41-67; Андроников (13), с. 392-405.

ТИЗЕНГАУЗЕН ПЕТР ПАВЛОВИЧ

ТИЗЕНГАУЗЕН Петр Павлович (1815 - г. смерти неизв.), граф, товарищ Л. по Школе юнкеров и соучастник в шалости под назв. «нумидийский эскадрон» (Боборыкин). 22 нояб. 1834 Т. и Л. произведены в корнеты (но Т. - в Кавалергард. полк). В 1837 Т. перевели в л.-гв. Гроднен. гусар. полк, где в 1838 он служил вместе с Л. В 1839 они встречались в Петербурге у А. И. Тургенева [см. Мануйлов (10), с. 109].

Лит.: Потто (1). Приложение, с. 61; [Панчулидзе в], т. 4, с. 96; Елец, с. 189, 191; Щеголев, в. 1, с. 157; Боборыкин, в кн.: Воспоминания; Лонгинов, там же; Арнольди, там же.

ТИЛИЧЕЕВ (ТЕЛИЧЕЕВ) ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ

ТИЛИЧЕЕВ (Теличеев) Дмитрий Павлович (1812 - после 1860), соученик и знакомый Л. по Моск. ун-ту; впоследствии чиновник Департамента гос. имуществ. В стих. «А. Д. З....»(1831) Л. упоминает «триумвират», в к-рый входили А. Д. Закревский, В. П. Гагарин и Т. В том же стих. Т. дана нелестная характеристика: «...шут, алырь <т.е. плут, лентяй, живущий за чужой счет>, женолаз». По мнению И. Андроникова, в драме «Странный человек» под именем Дмитрия Белинского выведен Т.

Лит.: Бродский (3), с. 40, 67-68; Бродский (5), с. 279; Андроников (6), с. 39-42; Иванова Т. (2), с. 189-90, 208-09; Иванов А. Н., Учитель Лермонтова А. З. Зиновьев и его педагогич. деятельность в Ярославле, [Ярославль], 1966, с. 70-72.

ТИМЕ ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА

ТИМЕ Елизавета Ивановна (1884-1968), сов. актриса, педагог; с 1908 в Александринском театре (Петербург). Сценич. манера Т. отличалась подчеркнуто драматич. темпераментом и приподнятостью, к-рые принесли ей репутацию романтич. актрисы (особенно после исполнения роли баронессы Штраль в «Маскараде», пост. В.Э. Мейерхольда). Т. играла эту роль долгие годы, начиная с премьеры в 1917; созданный ею образ сочетал тонкое ощущение стиля эпохи и беспощадную лермонт. иронию.

Соч. Вдохновение и мастерство, в сб.: Встречи с Мейерхольдом, М., 1967, с. 146-53; Дороги иск-ва, М., 1967, с. 179-84.

Лит.: Штайн Г. Г., «Маскарад» на сов. сцене, в кн.: Сб. ВТО, с. 160; Верховский Н. Ю., Засл. деят. иск-в РСФСР Е. И. Тиме, Л., 1951, с. 28; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л. - М., 1963, с. 206.

ТИММ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ

ТИММ Василий Федорович (Георг Вильгельм) (1820-1895), рус. художник. В 1851-62 издавал в Петербурге «Русский художественный листок», все рис. для к-рого литографировал сам. В 1862 в № 7 «Листка» были опубл. материалы, связанные с Л. (со вступ. ст. Р. Зотова). А. И. Арнольди предоставил Т. картину поэта «Воспоминание о Кавказе» и свои рис., выполненные с натуры: «Балкон дома Умана, где жил М. Ю. Лермонтов в г. Пятигорске июля 1841 г.», «Могила М. Ю. Лермонтова на кладбище в Пятигорске в первый (1841) год кончины поэта», «Дом Реброва в г. Кисловодске - место действия романа «Княжна Мери» («Герой нашего времени»)». При содействии Арнольди Т. получил и рис. Р. К. Шведе «Лермонтов на смертном одре». Со всех полученных оригиналов Т. выполнил литографии.

Лит.: Ефремов П. А., Портреты Л., «РС», 1875, т. 14, № 9, с. 66-67; [Арнольди], с. 472.

ТИРАН АЛЕКСАНДР ФРАНЦЕВИЧ

ТИРАН Александр Францевич (1815-65), учился с Л. в Школе юнкеров (выпуск 1834) и служил с ним в л.-гв. Гусарском полку. В 1841 ротмистр. Встречался с Л. также в Петербурге у Карамзиных и в Пятигорске летом 1841. Присутствовал на похоронах поэта 17 июля в качестве представителя л.-гв. Гусарского полка. По свидетельству современников, Т. был человеком недалеким и часто служил объектом насмешек Л. (М. Б. Лобанов-Ростовский). Это определило враждебный тон мемуаров Т., в которых интересны лишь нек-рые фактич. данные, но не их истолкование.

Портреты Т. (акв.) работы А. И. Клюндера (кон. 30-х гг.) хранятся в музее ИРЛИ и в Павловском дворце-музее.

Лит.: Манзей, ч. 3, с. 143; Потто (1), Прилож., с. 63; Мануйлов В. А., Записки неизв. гусара о Л., «Звезда», 1936, № 5, с. 183-96; Майский (3), с. 128, 140, 164; Арнольди, в кн.: Воспоминания; Лобанов-Ростовский, там же; Лорер, там же; Недумов, с. 190, 241; Окунев, с. 183, 186.

ТИТОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ТИТОВ Николай Алексеевич (1800-75), рус. композитор, автор популярных романсов. Еще при жизни Л. написал и посвятил В. Ф. Одоевскому романс «В минуту жизни трудную» («Молитва»; СПБ, 1840) и «Казачью колыбельную» (СПБ, б/г). Опубл. в 1845 романс Т. «Отдохнешь и ты» - «Из Гёте» («Горные вершины») (СПБ) - вызвал восторженный отзыв рецензента «СП», писавшего, что это «приятный подарок нашим певицам-дилетанткам. Поэзия Лермонтова сочеталась с счастливою мелодиею нашего композитора, и, конечно, снова облетит всю поющую Россию. Этот романс...посвящен очаровательнице Севера...Кому же?...Если очаровательнице музыкального Севера, то, без сомнения, г-же Виардо-Гарции» (1845, № 74, отд- Смесь, с. 294).

ТИФЛИС

ТИФЛИС (ныне Тбилиси), столица Грузии, на р. Куре. Один из старейших городов мира. В старой его части, на левом берегу Куры, возвышается древний замок Метехи, а против него - развалины крепости Нарикала. На склоне г. Мтацминда (гора Св. Давида), в лит. Пантеоне, среди могил выдающихся груз. писателей покоится прах А. С. Грибоедова. Яркое описание Т. дал А. С. Пушкин, побывавший там за 8 лет до Л. («Путешествие в Арзрум»).

Л. приезжал в Т. во время первой ссылки. Точных сведений о том, где он жил и с кем встречался, не сохранилось. Предполагают, что Л. находился в Т. в окт. - нач. дек. 1837 и жил в доме своего дальнего родственника Е. Ахвердова на Садовой улице (ныне верхняя часть улицы Энгельса). 10 окт. 1837 на Дидубийском поле под Т. Николай I произвел смотр войсковых частей Кавк. корпуса, среди к-рых были четыре эскадрона Нижегородского драгун. полка. Присутствовал ли Л. на этом смотре - неизвестно.

Л. из Грузии писал С. А. Раевскому: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные...» (VI, 441); имелись в виду, по-видимому, ссыльные декабристы и передовые деятели кавк. интеллигенции. Возможно, здесь он встречался с А. Г. Чавчавадзе, М. Ф. Ахундовым и др. «Я снял на скорую руку, - писал далее Л., - виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию» (VI, 441). Из этой коллекции до нас дошли лишь отд. рисунки и картины. На одном рисунке изображен Метехский замок с церковью над обрывом, домики, нависшие над берегом Куры, узкий Авлабарский мостик. На другом - группа женщин и мальчик на плоской кровле тифлисской сакли. Наконец, на картине, написанной маслом, дан общий вид Т., обозреваемого с левого берега Куры. Справа - Метехский замок, слева - Ортачальские сады, в центре - гора с крепостными стенами Нарикала. С этой «сумрачной горы» и открывается вид, описанный в «Свиданье»: «Уж за горой дремучею / Погас вечерний луч, / Едва струей гремучею / Сверкает жаркий ключ;/ Сады благоуханием / Наполнились живым, / Тифлис объят молчанием, / В ущелье мгла и дым...».

С Т. связано стих. «Кинжал», а также черновой набросок «Я в Тифлисе у Петр. Г.» (VI, 383). Т. упоминается в первой строке «Героя нашего времени». Существует свидетельство, что Л. по дороге к месту дуэли рассказывал М. П. Глебову о замысле романа «из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа» (Мартьянов П. К., Дела и люди века, т. 2, СПБ, 1893, с. 94).

Лит.: Андроников (8), с. 7-9, 51-69, 77-128, 148-52; Андроников (13), с. 305-34; За хребтом Кавказа, Тб., 1977.

ТИХОНОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

ТИХОНОВ Николай Семенович (1896-1979), рус. сов. писатель. М. Горький в письме к Т. от 25 янв. 1925 отметил, что единств. поэт, о к-ром вспоминаешь, читая стихи Т., это Л. и что Т. отдаленно напоминает его «здоровой приятной грубостью стиха»(Архив М. Горького). Сходные мысли высказывал А. Н. Толстой (Полн. собр. соч., т. 14, М., 1950, с. 345). Т. развивает традиции Л. в разработке ориентальной темы (рассказ «Я люблю горы», 1956; очерки «Клятва в тумане», 1932; «Симон-Большевик», 1933; «Цхнетские вечера», 1957; цикл «Стихи о Кахетии», 1935). Произв. Т. насыщены реминисценциями из Л. (стих. «Равновесие», «Листопад», «Кувшин», «Майское утро», «Умирающий бамбук» и др.; ритмы, обороты речи Л. - в поэмах «Киров с нами», «Слово о 28 гвардейцах»). Критика отмечала прямое воздействие «Мцыри» на «Сами»; «Мцыри» упоминается в поэме «Дорога» (1924). Эпиграф из Л. предваряет цикл «Горы» (1938-40). В рассказе «Кавалькада» (1941-72) Терентьев - знаток кавк. жизни, скромный и добрый рус. человек, сродни Максиму Максимычу.

Л. посв. мн. статьи Т. «Тайна» стиха Л., по его мнению, в сочетании «лихорадочного огня» с энергией «исступленного холода», глубокий смысл его поэзии - в жаркой любви к родине, овеянной той «горькой поэзией», к-рую «бедный век выжимает из сердца ее первых проповедников» («Заметки писателя»). В ст. «Лермонтов» Т. пишет о неповторимом соединении в Л. гения действия с гением изобразительности, отмечает особую лермонт. «силу господства над природой вещей» неисчерпаемую глубину творч. мысли поэта. Определяющим пафосом жизни и творчества Л. сов. поэт называет «демонический протест против всякого насилия над человеком, над мыслью, над чувством».

Соч. Собр. соч., т. 1-7, М., 1973-76; Заметки писателя, «ЛГ», 1939, 15 окт.; Л. (Заметки писателя), «Знамя», 1964, № 101 Поэзия действия, «Правда», 1964, 15 окт.

Лит.: Соловьев Б. И., Николай Тихонов, М., 1958, с. 103-04, 137-38; Шошин В., Николай Тихонов, М. - Л., 1960, с. 117-20; его же, Гордый мир, М. - Л., 1966, с. 112-113; Гринберг И., Творчество Н. Тихонова, М., 1972, с. 189-90; Голованова Т. П., Грани «великого учительства», в кн.: Творчество Н. Тихонова, Л., 1973.

ТОИДЗЕ ИРАКЛИЙ МОИСЕЕВИЧ

ТОИДЗЕ Ираклий Моисеевич (р. 1902), сов. художник. В 1940 выполнил портрет Л. (станковый рис.; уголь; ГЛМ) и в 1941 - картину на тему «Мцыри» «Бой с барсом» (уголь, тушь; ГЛМ). Для изд. сказки «Ашик-Кериб» (Детгиз, М., 1956) Т. создал серию в 11 илл. (обложка, фронтиспис, заставка, страничные илл., концовка). Сказка, записанная Л., бытовала на Кавказе в разных национальных вариантах. Художник, судя по внешнему облику героев, относит ее к грузинскому варианту этого бродячего сюжета.

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-75), рус. поэт. Гневные, протестующие интонации лирики Л. не свойственны Т., но ему близки стихи Л. романсового типа, проникнутые элегич. грустью; по своим осн. мотивам и стилистике они в какой-то мере предвосхищают лирику А. Толстого (у Л. - «Из-под таинственной холодной полумаски», «Нет, не тебя так пылко я люблю»; у Т. - «Средь шумного бала, случайно...», 1851; «Ты клонишь лик, о нем упоминая», 1858). Отзвуки поэзии Л. слышны в стихах Т., где отразилось неприятие поэтом жизни совр. общества: «Сердце, сильней разгораясь от году до году» (1856), «Пусть тот, чья жизнь не без укора» (1859). Романтич. пафос поэмы Т. «Иоанн Дамаскин» (1858) позволяет соотнести ее с поэмами Л., несмотря на отсутствие прямого влияния. Очевидное воздействие Л. прослеживается в таких стих. Т., как: «Князь Ростислав» (1840; ср. «Русалка» Л.), «Вот уж снег последний в поле тает» (1856; ср. «Выхожу один я на дорогу» Л.), «Бор сосновый в стране одинокой стоит» (1843; ср. «Когда волнуется желтеющая нива» Л.). Прямая связь «Кургана» (1840) с «Воздушным кораблем» Л. послужила причиной того, что Т. переработал свое стихотворение, отбросив заключительные 6 строф, где следование Л. было слишком явным. В послание «К Аксакову» (1859) Т. включил строки из «Родины» Л.

Лит.: Перцов П., Гр. А. К. Толстой, в его кн.: Философ. течения рус. поэзии, СПБ, 1899; Розанов И. (1), с. 266-67; Соколов А. Н., Л. и судьбы рус. поэмы, «Вестник МГУ. Филология, журналистика», 1964, № 4, с. 19-22; Ямпольский И., А. К. Толстой, в его кн.: Середина века. Очерки о рус. поэзии 1840-1870 гг., Л., 1974; Кормилов С. И., Иван Грозный и его эпоха в творчестве М. Ю. Л. и А. К. Толстого. (Черты романтич. историзма), «Вестник МГУ. Филология», 1977, № 4, с. 25-36.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV