Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

"ХАДЖИ АБРЕК"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАДЖИ-РОШНИ

ХАДЖИ-РОШНИ, см. Чечня.

ХАМАР-ДАБАНОВ Е.

ХАМАР-ДАБАНОВ Е., см. Лачинова Е. П.

ХАНКАЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ

ХАНКАЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ, см. Чечня.

ХАСТАТОВЫ

ХАСТАТОВЫ, родственники Л. по материнской линии. Аким (Яким, Еким) Васильевич (1756-1809), ген.-майор, муж Екатерины Алексеевны, сестры Е.А. Арсеньевой. В детстве, бывая с бабушкой в доме Х. в Горячеводске ( Пятигорск), Л. мог слышать от родных рассказы о совместном участии Акима Васильевича и Измаил-бея Атажукина (предполагаемый прототип героя поэмы «Измаил-Бей») во мн. эпизодах русско-тур. войны 1787-91.

Екатерина Алексеевна (урожд. Столыпина) (1775-1830), жена Акима Васильевича. После смерти мужа ей принадлежали на Кавказе имение Шелкозаводское, или «Земной рай» (близ Кизляра на Тереке), и усадьба в Горячеводске, куда в 1820 и в 1825 приезжал Л. с бабушкой. В семейном кругу Екатерину Алексеевну прозвали за мужество и смелость «авангардной помещицей». Ее рассказы о быте и нравах кавказских горцев, о войне на Кавказе отразились в ранних поэмах Л.: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек». Позднее Лермонтов встречал Екатерину Алексеевну при ее посещениях Апалихи, близ Тархан, где жила ее дочь - М. А. Шан-Гирей (см. Шан-Гиреи).

Аким (Яким, Еким) Акимович (1807-83?), сын Акима Васильевича и Екатерины Алексеевны, офицер л.-гв. Семеновского полка с 1828. В 1832-35 находился в отставке, жил в Шелкозаводском и, выезжая на Кавк. линию вместе с казаками во время нападений горцев, прослыл отчаянным храбрецом. В 1835 был снова определен в л.-гв. Семеновский полк, но с назначением состоять адъютантом при П. И. Петрове (см. Петровы). Поэт встречался с Акимом Акимовичем в годы детства в Горячеводске и, м. б., в Шелкозаводском; позднее - в Тарханах и Апалихе. В 1837, перед отъездом с Кавказа в Россию, Л. гостил у Акима Акимовича в Шелкозаводском. Рассказанные им случаи из жизни нашли отражение в повестях «Бэла» и

«Фаталист» (Висковатый, с. 263). В сент. 1838 поэт встречался с Акимом Акимовичем в Царском Селе в доме Аф. А. Столыпина и в янв. - марте 1839 - на вторниках у Е. А. Столыпиной и Е. А. Верещагиной в Петербурге. В 1843 Аким Акимович возвратил В. Ф. Одоевскому записную книжку со стихами Л., подаренную поэту в апр. 1841.

Хастатовы

А. А. Хастатов. Рис. из альбома П. И. Челищева. Карандаш. 1840-е гг.

Рис., изображающий Акима Акимовича (из альбома П. И. Челищева), опубл. в кн.: Иванова Т., Л. на Кавказе, М., 1968, с. 67.

Анна Акимовна (1802-36), дочь Акима Васильевича и Екатерины Алексеевны (см. Петровы).

Лит.: Потто (1), Приложения, с. 47; Висковатый, с. 24-25, 29-30; Власов И., Л. в семье П. И. Петрова, Лит. сб., 1, Кострома, 1928, с. 8; Яковкина Е. И., По лермонт. местам, Ворошиловск, 1938, с. 87-88; Дурылин (3), с. 136; Описание ГПБ, с. 44; Пахомов (3), с. 62; Попов А. В., Л. в первой ссылке, «Труды Ставроп. гос. пед. ин-та», в. 3, 1949, с. 31, 33-34; Попов А. (2), с. 6, 9; Андреев-Кривич (4), с. 66-69; Андроников (8), с. 159-65, 168, 169; его же, Встречи и люди, «Лит. Армения», 1964, № 10, с. 63-64; Гладыш, Динесман, с. 43, 48-49; Лонгинов, в кн.: Воспоминания; Недумов, с. 10, 22, 24-30, 84-92, 252, 278-85.

ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич (1903-78), сов. композитор и обществ. деятель. Творчество Л. особенно близко композитору. Отмечая большой интерес композиторов всех эпох и народов к личности поэта, его произведениям, Х. писал: «Лермонтов - один из тех великих русских гениев, чье творчество будет вечно жить в музыке!». Особенно известна музыка Х. к спектаклю «Маскарад», пост. в 1941 Моск. театром им. Евг. Вахтангова (см. подробнее в ст. Театр). «С трепетным волнением писал я музыку к драме Лермонтова «Маскарад». Какая глубина чувств, всепобеждающая сила страстей!» - вспоминал Х. Романс Нины изд. в сб.: Романсы и песни сов. композиторов на тексты Лермонтова (М. - Л., 1941, с. 85-89). В 1944 Х. на основе музыки к спектаклю создал две редакции Сюиты для оркестра в пяти частях: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс, Галоп. 1-я ред. для малого состава симфонич. оркестра была исполнена 6 авг. 1944; 2-я ред. для парного состава симфонич. оркестра прозвучала 8 ноября 1944 (партитура: М., 1947; М., 1954).

Неоднократно осуществлялись также переложения, обработки Сюиты и ее отд. частей: переложение Вальса для фп. А. Долуханяна (Л., 1948), инструментовка Вальса для оркестра смешанного состава М. Смузикова (М. - Л., 1950), концертная обработка для скрипки и фп. Вальса М. Фихтенгольца (М., 1951) и др. По наблюдению И. Андроникова, «в музыке Хачатуряна к «Маскараду» все отмечено той новизной, которая никогда не состарится». «Трудно представить себе музыку, - пишет он о знаменитом вальсе Арбенина, - более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова», подчеркивая, что это «музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки «подделаться» так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи» («Огонек», 1960, № 1, с. 23-24). В 1948 на основе музыки вальса из драмы «Маскарад» композитор создал муз. соч. «Встреча с Лермонтовым» (слова П. Германа) (рукопись - в ЦГАЛИ, ф. 1417). В 1954 Х. написал музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов» (пост. МХАТ), получившую высокую оценку в печати. На основе музыки к спектаклю Х. в 1959 создал Сюиту в четырех частях: Вступление («На смерть поэта»), Мазурка, Вальс, Интермеццо и финал (Лермонтов на Кавказе) (партитура для большого симфонич. оркестра, М., 1964). Концертную обработку Вальса (№ 3) для фп. из Сюиты сделал А. Госберг (М., 1959).

Лит.: Работы композитора А. Хачатуряна, «Ленингр. правда», 1941, 10 мая; Мартынов И., Арам Хачатурян, М., 1956, с. 37-38, 68; Андроников (9), с. 426-33; Хубов Г., Арам Хачатурян, М., 1962, с. 428, 431-35; Гловацкий, с. 96-98, 101-02; А. И. Хачатурян. Нотографич. и библиографич. справочник. Сост. Е. Садовников, М., 1967, с. 35-39, 45, 60, 64, 85, 102; Барутчева Э., Л. в театр. музыке Хачатуряна, в кн.: Из истории музыки XX в., Сб. статей, М., 1971, с. 65-77; Мар Н., Музы Арама Хачатуряна, «ЛГ», 1973, 6 июня; Андроников И., Вальс Арбенина, в его кн.: К музыке, М., 1975, с. 259-68; Селегей П., Домик Л. Путеводитель, 2 изд., Ставрополь, 1978, с. 15; А. Хачатурян. Ното-библиографич. справочник. Сост. Д. М. Персон, М., 1979.

ХИГЕР ЕФИМ ЯКОВЛЕВИЧ

ХИГЕР Ефим Яковлевич (1899-1956), сов. художник. В 1940-41 по заказу Детгиза выполнил серию илл. к поэмам Л. К «Мцыри» - 4 илл. (в соответствии с характером готовящегося издания художник изобразил Мцыри мальчиком-подростком); сюжет «Боярина Орши» отражен в 6 илл. (литографии; авторские оттиски - в музее ИРЛИ). Наиболее значительна сюита илл. к «Тамбовской казначейше» (литографии, офорты; авторские оттиски - в музее ИРЛИ; цветной офорт - в ГПБ); колоритные черты жизни уездного городка и его обитателей здесь сатирически заострены. Помимо литографий, предназначенных для издания, серия была повторена в офортах и дополнена новым сюжетом («Гарин на званом обеде») и вариантами нек-рых др. сцен (авторские оттиски - в музее ИРЛИ); издание не состоялось. Один сюжет - «Улица в Тамбове» воспроизведен в изд.: М. Ю. Л. в портретах...(М., 1959, с. 186).

Лит.: Описание ИРЛИ, т. 2, с. 262-77, 289-90.

ХИЖИНСКИЙ ЛЕОНИД СЕМЕНОВИЧ

ХИЖИНСКИЙ Леонид Семенович (1896-1972), сов. художник. В 1939 совершил поездки на Кавказ, в Тарханы и Середниково, где сделал с натуры зарисовки, позволившие ему к 100-летию со дня смерти Л. создать серию ксилографий видов этих мест (16 листов; музей ИРЛИ). Серия предназначалась для книги В. А. Мануйлова «Лермонтовские места», тираж к-рой погиб в 1941 при бомбежке Печатного двора в Ленинграде. Позже Х. повторил ее с небольшими изменениями в технике литографии.

Лит.: Попова Н., Леонид Хижинский, «Иск-во», 1962, № 4, с. 48; Кравченко К. С., Л. С. Хижинский, М., 1964, с. 19-20.

ХИТРОВО ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

ХИТРОВО Елизавета Михайловна (1783-1839), хозяйка лит. салона в Петербурге, дочь М. И. Кутузова; в первом браке за графом Ф. И. Тизенгаузеном, во втором - за Н. Ф. Хитрово, рус. послом при Тосканском дворе. Была дружна с А. С. Пушкиным, Е. А. Баратынским, В. А. Жуковским и др. писателями. Ее имеет в виду М. Б. Лобанов-Ростовский, когда сообщает, что «первое появление Лермонтова в свете произошло под покровительством очень оригинальной женщины» (в кн.: Воспоминания). Поэт бывал в салоне Х., о чем свидетельствует В. А. Соллогуб, в 1839 посвятивший ей стихи, к-рые «поправлял и перевел на французский язык Лермонтов» (перевод неизв.).

Портрет Х. (шарж) неизв. художника (1830-е гг.); в изд. ЛН, т. 45-46, с. 401.

Лит.: Измайлов Н. В., Пушкин и Е. М. Хитрово, в кн.: Письма Пушкина к Е. М. Хитрово (1827-1832), Л., 1927, с. 153, 166; Соллогуб В. А., Воспоминания, М. - Л., 1931, с. 301-02; Герштейн (3), с. 398-99; Герштейн (8), с. 55, 219, 301-02.

ХЛЕБНИКОВ ВЕЛИМИР

ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922), рус. сов. поэт. Как один из идеологов лит. группы футуристов в многочисл. декларациях полемически призывал преодолеть влияние классиков, однако ни в одном из документов, подписанных им, нет выпадов против Л. Ст. «О расширении пределов русской словесности» (1913) полна прямых апелляций к опыту Л., к-рый ввел в рус. лит-ру новые темы - Кавказ, Польша, древний Новгород (к Вадиму Новгородскому, воспринятому через лермонт. поэму, восходит однократный псевд. Х. - Вадим Х.).

Определяя музу Л. как музу «желчи и горечи», Х. защищал ее от посягательств мещан-«приобретателей», а также от идеологов др. направлений в искусстве: «Якобы ваше знамя - Пушкин и Лермонтов - были вами некогда прикончены как бешеные собаки за городом, в поле!» (декларация «Труба марсиан», 1916). Поиски Х. «закона времени», «закона судьбы», «закона фатальных совпадений» соотносятся им с филос. темой судьбы и рока у Л. Мотивы «Тамары» и «Демона» Х. использовал в стих. «И она ответила тихо» и «Как два согнутые кинжала» (оба - 1911). На лермонт. фонетич. строе Х. демонстрировал «числовой закон» звукового строения стихов («Второй язык», 1915). Образы Тамары, Гудала проходят в повести Х. «Ка» (1915). В дневниковых записях Х. отождествляет себя и своих друзей с образами «Героя нашего времени».

Х. бывал на Кавказе и хорошо знал лермонт. места. Ведущая «азийская» тема Х. имеет своим источником тему Кавказа и Востока у Л. Прямо адресовано Л. ориентированное на «Смерть поэта» стих. Х. «На родине красивой смерти Машуке» (Пятигорск, 1921); образ Л. - «певца железа» - восходит здесь к известным строкам из стих. «Как часто пестрою толпою окружен...». Критики (И. Поступальский, В. Марков) отмечали тематич. и стилистич. параллели антивоен. произв. Х. («Ночь в окопе» и др.) со стих. «Бородино». Типологич. связь программного стих. Х. «Конь Пржевальского» с «Демоном» Л. исследовала К. Поморска.

Соч. Собр. произв., т. 1-5, Л., 1930-33, т. 4, с. 57; т. 5, с. 155, 210, 327, 332, 334; Битвы 1915-1917 г. г. Новое учение о войне, П., 1915, с. 22; Неизд. произв., М., 1940, с. 140, 251, 341.

Лит.: Слинина Э., В. Хлебников о Пушкине, «Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. Герцена», 1970, т. 434, с. 114; Поступальский И., О первом томе В. Хлебникова, «Нов. мир», 1929, № 12, с. 237-242; Pomorska K., Russian formalist theory and its poetic ambiance, The Hague - P., 1968, p. 103, 106; Markov V., The longer poems of Velimir Khlebnikov, Berk, - Los Ang., 1962 (по указат.); Markov V., Russian futurism, a history, Berk., 1968 (по указат.).

ХЛЮПИН СЕМЕН ИЛЬИЧ

ХЛЮПИН Семен Ильич (1796-1847), полковник, с 1839 командир Тенгинского пех. полка, в к-ром в 1841 служил Л., «числясь налицо» всего две недели. В «Кондуитном списке офицеров», предназначаемом для командования, Х. положительно оценивал «нравственность», хозяйственность и «усердие по службе» Л.; в графе о «способностях ума» Х. отметил, что они «отлично хорошие», аттестовав «способности ума» других офицеров, в т.ч. и свои, просто «хорошими». 23 апр. приказом Х. по полку Л. был зачислен в батальон К. К. Данзаса. 13 июня 1841 поэт рапортом известил Х., что, заболев по дороге, он получил разрешение остаться в Пятигорске на излечение. О добром отношении Х. к Л. сообщают К. П. Белевич и Д. В. Ракович.

Лит.: Ракович, с. 250-51, 387-90, Приложения, с. 33; Семенов Л., Новые документы о Л., «Горская мысль», 1922, № 3, с. 43; Белевич К., Стихи и рассказы, СПБ, 1895, с. 177-78; ИРЛИ, ф. 731, л. 7-8.

ХОМУТОВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ

ХОМУТОВ Леонид Николаевич (ок. 1814 - не ранее 1852), знакомый Л., окончил Школу юнкеров одновременно с ним (1834); выпущен прапорщиком в л.-гв. Конногренадерский полк.

Изображен на акв. Н. И. Поливанова в юнкерской палатке с Л., Н. С. Мартыновым, самим Поливановым и И. Шаховским (6 июля 1834; хранится в ИРЛИ). Портрет Х. - рис. карандашом Л. в его юнкерской тетради (см. в изд.: М. Ю. Л. в портретах..., М., 1959, с. 105).

Лит.: Потто (1), Приложение, с. 61; Описание ИРЛИ, с. 79-81, 82-84, 138, 151-52; Манвелов, в кн.: Воспоминания.

ХОМУТОВЫ

ХОМУТОВЫ, знакомые Л., брат и сестра, к-рым приходился двоюродным братом поэт И. И. Козлов. Интересовались лит-рой и были хорошо знакомы с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным и Л., а также с Н. Н. Раевским и А. П. Ермоловым.

Анна Григорьевна (1784-1856), автор воспоминаний о Пушкине и дневниковых записей об Отечеств. войне 1812 («РА», 1867, № 7), повестей и стихов. Отличалась светлым умом, добротой и отзывчивостью. О стих. Л., ей посвященном, см. "I>А. Г. ХомутовойХомутовы

М. Г. Хомутов. Акварель А. И. Клюндера. 1838.

Михаил Григорьевич (1795-1864), участник Отечеств. войны 1812, в 1833-39 командир л.-гв. Гусарского полка, ген.-майор. С июля 1839 нач. штаба, позднее наказной атаман Войска Донского. Л. служил под началом у Михаила Григорьевича и часто бывал у него. По отзывам современников, Михаил Григорьевич, умевший ценить в подчиненных качества ума и сердца, доброжелательно относился к поэту. По случаю его ухода из полка в 1839 офицеры, в т.ч. Л., поднесли ему коллекцию своих портретов, написанных А. И. Клюндером (Описание ИРЛИ, с. 45; коллекция хранится в Эрмитаже, частично в Павловском дворце-музее). В нач. июня 1840 Л., проездом на Кавказ, три дня гостил у Михаила Григорьевича в Новочеркасске. Его имя поэт упоминает в двух письмах к бабушке (1836, «генерал») и к А. А. Лопухину от 17 июня 1840 (VI, 434, 435, 455).

Портреты Михаила Григорьевича (акв.) работы А. И. Клюндера хранятся в музее ИРЛИ, Воронежском обл. музее изобразит. иск-в и в ВМП; один портрет см. в кн.: Записки воронежских краеведов, Воронеж, 1979, с. 53.

Лит.: Манзей, с. 10, 64-65; Зильберштейн, с. 26-27; Дергачев И., В лейб-гвардии гусарском..., «Урал», 1964, № 10, с. 173-74; Мануйлов (9), с. 85-86; Андроников (13), с. 17-18; Бурнашев, в кн.: Воспоминания; Лонгинов, там же; Столыпин Д. и Васильев А., там же; Окунев, с. 172, 175, 177, 180, 184; Окунев Б. Г., Портреты однополчан М. Ю. Л. в Воронеже, в кн.: Записки воронежских краеведов, Воронеж, 1979, с. 45-52.

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ХОТЬ ДАВНО ИЗМЕНИЛА МНЕ РАДОСТЬ"

«ХОТЬ ДАВНО ИЗМЕНИЛА МНЕ РАДОСТЬ», раннее стих. Л. (1830 или 1831), лирич. монолог с характерными для юношеской лирики темами одиночества и разочарования. Как и в нек-рых др. стихах этого периода (ср. «Романс» - «Хоть бегут по струнам моим звуки веселья»), черты романтич. книжности, ее традиц. формулы («...судьбу я и мир презираю», «Пусть жизнь моя в бурях несется» и пр.) заметно преобладают над непосредственностью чувства. Своеобразие ритмики определяется вкраплениями в анапест амфибрахич. стихов и обилием сверхсхемных ударений. В стих. варьируются мотивы «Стансов к Августе» (1816) Дж. Байрона.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 16. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Розанов И. (3), с. 56; Пейсахович (1), с. 445.

ХОХРЯКОВ ВЛАДИМИР ХАРЛАМПИЕВИЧ

ХОХРЯКОВ Владимир Харлампиевич (ок. 1828-1916), педагог, историк; первый собиратель материалов для биографии Л. и рукописей поэта. Окончил Казанский ун-т. Оказавшись в Пензе, где в 1854-68 преподавал историю, Х. начал собирать материалы о Л.; записал рассказы П. П. Шан-Гирея, С. А. Раевского, получил от них неск. рукописей Л., делал копии с рукописей и списков. Х. разыскал нек-рые письма Л. (к тетке, к бабушке, к вел. кн. Михаилу Павловичу), письмо Е. А. Арсеньевой к Л. Только в копиях Х. дошли до нас нек-рые стихи Л. («Крест на скале», «В рядах стояли безмолвной толпой», «Поле Бородина», «Звезда» и др.), эпиграфы и пропущ. строки из поэм «Измаил-Бей», «Каллы», поэма «Сашка», ученич. соч. «Le champ de Borodino», а также письма к поэту А. М. Верещагиной и А. А. Лопухина. Материалы Х. помогают уточнить творч. историю драмы «Menschen und Leidenschaften», романа «Княгиня Лиговская», датировку драм «Два брата», «Маскарад», поэмы «Аул Бастунджи», нек-рых стихов. Ими пользовались первые исследователи - С. Дудышкин, П. Ефремов, П. Висковатый. Большую часть своего собрания Х. передал имп. Публичной б-ке (ныне Гос. публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Тетради и записи Х. хранятся также в рукописном отделе ИРЛИ. Часть материалов, очевидно, утеряна.

Лит.: Висковатый, с. 251; Описание ГПБ (по указат.); Андроников (13), с. 525-42; Описание ИРЛИ (по указат.).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ЛЕРМОНТОВА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Лермонтова, см. Романтизм и реализм.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV