Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАРЁВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

ЦАШВ Михаил Иванович (р. 1903), сов. актер. В 1929 в Крымгостеатре (Севастополь) играл роль кн. Звездича («Маскарад»). В 1962 выступил в роли Арбенина в Малом театре. У Ц. Арбенин - выше окружающей его среды, но, презирая эту среду, он действует по ее законам и совершает поступки, противные своей натуре. Он благороден и проницателен. Под скупостью внешних проявлений скрывается ранимая душа, остро реагирующая на пошлость. Внутр. беспокойство Арбенина-Ц. гаснет только в последней картине, где он играет блаженство безумия. В концертах Ц. читал «Мцыри», «Завещание», «Кинжал» и др.

Лит.: Владимирова З., «...Блестящий, но ничтожный», «Театр», 1963, № 4; Жаров М., Артист - поэзия - время, там же, 1966, № 2.

ЦАРСКОЕ СЕЛО

ЦАРСКОЕ СЕЛО, летняя резиденция имп. фамилии, в 23 верстах от Петербурга (ныне г. Пушкин Ленингр. обл.). В Ц. С. стоял л.-гв. Гусарский полк, в к-рый Л. был назначен корнетом 22 нояб. 1834. Гусарские казармы, впоследствии перестроенные, находились на окраине Ц. С. - Софии. По свидетельству Д. А. Столыпина, Л. жил на углу Большой и Манежной улиц вместе с А. А. Столыпиным (Монго) и А. Г. Столыпиным, хозяйство у них было общее. Служба гусар ограничивалась караулом во дворце, дежурством по полку, участием в придворных празднествах и церемониях. Остальное время гусары обычно проводили в Петербурге, посещая балы, спектакли, цыган, устраивая пирушки. А. П. Шан-Гирей писал о Л.: «Он жил постоянно в Петербурге, а в Царское Село...езжал на ученья и дежурства» (Воспоминания, 1964, с. 43). Для поездок в столицу у Л. в Ц. С. были два крепостных кучера и неск. лошадей, верховых и выездных.

После ареста Л. за стих. «Смерть поэта» Николай I поручил ген. П. Ф. Веймарну просмотреть и опечатать бумаги Л., но ящики письменного стола в Ц. С. оказались пустыми, а комнаты нетопленными, т. к. Л. уже давно не приезжал из Петербурга. 14 мая 1838 Л., переведенный обратно в л.-гв. Гусарский полк, приехал в Ц. С.; этим и следующим летом он часто посещал вечера Карамзиных, живших здесь на даче. Летом 1838 в Ц. С. жил Аф. А. Столыпин, Л. присутствовал у него на обеде 13 сент. (вероятно, не один раз).

В окт. 1837 открыта первая в России железная дорога, соединившая Ц. С. и Павловск с Петербургом. Сначала Е. А. Арсеньева взяла с Л. слово ею не пользоваться, но впоследствии Л., а потом и сама Арсеньева ездили по этой дороге. В окт. 1838, находясь в Ц. С. под арестом, Л. написал маслом картину «Сцена из кавказской жизни» для А. М. Верещагиной. В Ц. С. закончена поэма «Мцыри», продолжалась работа над «Демоном», над стихами.

Лит.: Висковатый, с. 192-207; Анциферов; Анциферов Н. П., Пригороды Ленинграда, М., 1946, с. 56-57; Мануйлов (10), с. 82-95, 236-40, 249; Меликов М. Е., в кн.: Воспоминания; Лонгинов М. Н., там же; Столыпин Д. А., Васильев А. В., там же.

ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), рус. сов. поэтесса. В очерке «Световой ливень» (о кн. Б. Пастернака «Сестра моя жизнь») Ц. анализирует открывающее сб. стих. «Памяти Демона» и, касаясь вопроса о традициях и новаторстве, замечает: «Книга посвящена Лермонтову...Пастернак и Лермонтов. Родные и врозь идущие, как два крыла». Узами внутр. родства при отсутствии внешнего подобия связана с лермонт. традицией и Ц. Ее «наилюбимейшие стихи в детстве» - пушкинское «К морю» и лермонт. «Свиданье». Худож. взаимосвязь поэзии А. С. Пушкина и Л. воспринимается Ц. как «братственность двух сил, двух вершин» (ст. «Герой труда», 1931), братственность высокого гражд. самосознания, противостояния толпе («одного» - «любому»), скрепленная сходными обстоятельствами гибели обоих поэтов (кн. «Мой Пушкин», 1937). Ц., как поэту напряженных эмоций, в ряде моментов ближе «душевный строй» Л. Отсюда сходство отдельных мотивов: культ Наполеона, Байрона, сильной личности вообще, культ родины предков (Германия в романтич. ореоле у Ц., Шотландия - у Л.), поэтизация разбойничьей вольницы, тяготение к фольклорной стихии. В автобиографич. плане - тоска раннего сиротства (ассоциация: покойная мать и музыка), драматизм коллизий в любовной лирике.

У Ц., как и у Л., в произв. с размытыми жанровыми границами соседствуют лирич. и героич. начала, сарказм, медитация, ода, диалог. Переосмысленные образы Л. появляются во многих произв. Ц. (драматич. сцены «Метель», 1918; поэма «Крысолов», 1925, и др.); размышления о судьбе художника с апелляцией к лермонт. судьбе - в стих. «Прокрасться...». В статьях «Поэт и время» (1935), где рассматривается, в частности, эволюция отношения В. Маяковского к Л., и «Нездешний вечер», приводятся строки из «Ангела». К 100-летию со дня гибели Пушкина Ц. перевела на франц. яз. стих. Л. «Смерть поэта» (рукопись с авт. датой 28 янв. 1937 в собр. М. С. Лесмана, Ленинград).

Соч. Избр. произв., М. - Л., 1965, с. 9; Мой Пушкин, М., 1967, с, 34; Проза, Нью-Йорк, 1953, с. 255, 281, 357, 360; Несобранные произв., Мюнхен, 1971, с. 619-20, 625.

Лит.: Цветаева А., Воспоминания, М., 1971, с. 101; Голованова Т. П. (3), с. 111-14.

"ЦЕВНИЦА"

«ЦЕВНИЦА» (цевница - свирель, пастушеская дудочка), юношеская элегия Л. (1828) в александрийских стихах. Как и нек-рые др. произв. пансионского периода («Заблуждение Купидона», «Пир», «Пан»), стих. ориентировано на классич. антич. образы, воспринятые Л. через «Опыты» К. Н. Батюшкова (1817), антологич. стихи А. С. Пушкина и отчасти через традиции «легкой поэзии» (poésie fugitive). Поэтич. фразеология «Цевницы» восходит к «Беседке муз» Батюшкова («...Над ними свод акаций: / Там некогда стоял алтарь и муз и граций...Там некогда, кругом черемухи млечной...»; ср.: «Под тению черемухи млечной / И золотом блистающих акаций / Спешу восстановить алтарь и Муз, и Граций»). Л. стремится к пластическому, лишенному сюжетного движения описанию; картина создается существительными и гл. обр. определениями к ним; глагольная сфера крайне узка, причем глаголы состояния заметно доминируют над глаголами действия. Вместе с тем «Цевница» в большей мере, чем пушкинские стихи в антологич. роде, обнаруживает тяготение к элегии с типичным для этого жанра непосредств. выражением эмоц. состояния лирич. героя. Характерно, что в заключит. строках «Цевницы» возникает чуждая поэтике Пушкина «виньетка» («...веселие, уж взятое гробницей, / И ржавый предков меч с задумчивой цевницей!»), воспроизводящая символику элегии Е. А. Баратынского «Родина» (ср.: «...положит на гробницу / И плуг заржавленный и мирную цевницу»).

Выраженное в стихах умонастроение было в кон. 1820-х гг. уже несколько архаичным, становясь объектом иронии; ср. в VI гл. «Евгения Онегина»: «...Зарецкий мой, / Под сень черемух и акаций / От бурь укрывшись наконец, / Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций...». Традиция, идущая от П. Висковатого, объясняет появление опытов Л. «в древнем роде» заданностью темы, а жанрово-стилевую специфику - влиянием А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раича и архаич. лит. среды Пансиона в целом. Между тем в обращении Л. к антич. формам правильнее видеть органически необходимый этап в становлении его поэтики (Н. Бродский, В. Вацуро).

Стих. положено на музыку С. Н. Василенко. Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Впервые - «Библиогр. записки», 1861, т. 3, № 16, стлб. 487. В автографе позднее Л. приписал дату: «(1828)».

Лит.: Бродский (5), с. 80-81; Вацуро (1), с. 46-49; Пейсахович (1), с. 422.

ЦЕДЛИЦ ЙОЗЕФ КРИСТИАН

ЦЕДЛИЦ (Zedlitz; иногда в рус. источниках - Цейдлиц, Зейдлиц) Йозеф Кристиан (1790-1862), австр. драматург и поэт. Автор романтич. баллад, среди к-рых баллады, посв. распространенной в европ. лит-ре 1820-30-х гг. теме Наполеона: «Ночной смотр» (1827; рус. пер. В. А. Жуковского, 1836), «Корабль призраков» (1832). Сюжет второй баллады с привлечением деталей из баллады «Ночной смотр» использован в стих. Л. «Воздушный корабль». В. Г. Белинский, посетивший в марте 1840 арестованного Л., писал: «...переводит Зейдлица и не унывает» (Белинский, XI, 496). Судьба Наполеона, осмысленная как трагич. участь одинокого гения, привлекала внимание Л. еще до знакомства с балладами Ц. (ср. «Наполеон», 1829 и 1830; «Св. Елена», 1831, и др.). Отношение к ним стих. Л. позднее стало предметом обсуждения в критике (Н. Н. Бахтин, Н. К. Михайловский, Ф. Ф. Фидлер).

Лит.: Дюшен (2), с. 49-50; Бронь Т. И., Н. Н. Бахтин и его картотека, в сб.: Междунар. связи рус. лит-ры, М. - Л., 1963, с. 439-40; Микушевич В., Поэтич. мотив и контекст, в кн.: Вопросы теории худож. перевода, М., 1971, с. 58-65; Fröberg Т., Lermontow als übersetzer deutscher Gedichte, «Jahresbericht der St. Katharinen Schule», SPB, 1905, S. 45-53; Morgulis G., Un chantre russe de l\'Empereur, Lermontov (1814-41), «Revue des études Napoléoniennes», t. 29, 1940, p. 5-44; Žinkin N. P., Zu M. Lermontows übertragungen deutscher Dichter (Zedlitz, Goethe, Heine), «Zeitschrift für Slawistik», 1957, Bd 2, H. 3, S. 348-62.

ЦЕЗАРЬ ГАЙ ЮЛИЙ

ЦЕЗАРЬ Гай Юлий (Gaius Julius Caesar) (102 или 100-44 до н. э.), рим. гос. и политич. деятель, полководец и писатель. С именем Ц. связано много широко известных историч. легенд и крылатых слов, к-рые отразились и в творчестве Л. Так, в уста Соррини («Испанцы», действие 4-е, сцена 1-я) он вкладывает слова: «Veni, vici» (V, 93), сократив известное донесение Ц. об одержанной победе: «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»). В «Княжне Мери» Печорин предупреждает Грушницкого, споткнувшегося перед дуэлью: «...Дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!» (VI, 327), имея в виду легенду о том, что Ц. по пути в сенат, где он был убит, оступился на пороге. Вероятно, к легендарным предсмертным словам Ц., обращенным к его убийце Бруту: «И ты тоже» («И ты, Брут...»), восходит возглас Арсения в «Литвинке»: «И ты против меня!» (III, 239).

Лит.: Нейман Б. (2), 1916, с. 80-81.

ЦЕЙДЛЕР МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

ЦЕЙДЛЕР Михаил Иванович (1816-92), мемуарист и скульптор. Сын И. Б. Цейдлера, иркутского гражд. губернатора (1821-35), описанного Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины». Ц. вышел в отставку в 1885 в чине ген.-лейтенанта. С 1833 учился в Школе юнкеров. Ц. передал А. Н. Муравьеву, чтобы узнать его мнение, одну из ранних редакций поэмы «Демон». В 1838 Ц. был сослуживцем поэта по л.-гв. Гродненскому гусарскому полку. 3 марта, участвуя в проводах Ц. на Кавказ, Л. написал экспромт («Русский немец белокурый»), приведенный в воспоминаниях Ц. (см. в кн.: Воспоминания). Бывал в Тамани и жил в доме, где ранее останавливался Л. Судя по воспоминаниям Ц., он встречался с Л. и на Кавказе. Основой для их сближения, возможно, послужили занятия Ц. скульптурой и живописью. По оригиналу Р. К. Шведе, выполнившего портрет Л. на смертном одре, Ц. в 1884 сделал гипсовый барельеф (ныне в Музее-заповеднике Л. в Пятигорске). Ц. также автор проекта памятника Л., к-рый хранился в Лермонт. музее при Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге, затем в музее ИРЛИ (утрачен).

Лит.: Муравьев А. Н., Знакомство с рус. поэтами, К., 1871, с. 21-22; Елец, с. 206; Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 2, СПБ, 1890, с. 231; [Некролог], в кн.: Виленский календарь на 1893 год, Вильна, 1892, с. 251-53; Пахомов (2), с. 53, 89, 205, 348; [Арнольди], с. 452-453, 462-64, 474; Описание ИРЛИ, с. 69-70; Перчаткин С., Рус. писатели в Новгородском крае, в кн.: Новгород. Лит.-худож. сб., № 5, 1957, с. 125-26; Попов А. (6), с. 40-43.

ЦЕНЗУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЦЕФЕЙ"

«ЦЕФЕЙ», альманах на 1829 (М., 1829), составленный из прозаич. и стихотв. сочинений выпускников Пансиона, учеников С.Е.Раича, - ближайшего лит. окружения Л.-пансионера. Большинство произв. в альманахе подписано псевдонимами; предположительное их раскрытие и идентификация авторов произведены Т. Левитом и частью м. б. уточнены по рукописным источникам. Одним из осн. участников (и, по-видимому, издателем «Ц.») был Н. А. Степанов (1807-77), пансионер VIII выпуска (1827), будущий художник-карикатурист, сотрудник «Искры»; ему принадлежит 3 стих. (подписи: «Степ-ов», «Н. Степ-ов»). 4 стих. под инициалом «К.» поместил в «Ц.» друг Степанова Н. Н. Колачевский (IX вып., 1828) (ср. автограф стих. «Евгении», 1827, и письмо Колачевского Степанову от 4 июня 1827, ИРЛИ, ф. 296, №№ 4354, 4353).

Осн. часть прозы «Ц.» - повесть «Мечтатель» (подпись: Виктор Стройский) и нравоописат. очерк «Кузнецкий мост» (подпись: «Стр-») принадлежат, вероятно, В. М. Строеву (X вып., 1829); по указанию осведомленного рецензента «Дамского журнала» (1829, № 16), автор повестей является и автором «Мыслей, выписок и замечаний» (подпись «N. N.»). Участниками «Ц.» были В. Григорьев (по-видимому, Василиск Григорьев - VII вып., 1826) и Степан Жиров (IX вып., 1828), подписывавшийся инициалом «Ж.» (согласно «Дамскому журналу», ему принадлежит и подпись «Ламвер»). Др. подписи раскрываются с меньшей вероятностью.

По своей лит. ориентации «Ц.» - эклектичное издание, тяготеющее к преромантич. и романтич. лит-ре (ср. переводы Н. Степанова из Оссиана, Ламвера из Салиса, Колачевского из Шиллера, «Ю.» из В. Скотта). Оригинальные соч. отражают воздействие Дж. Байрона, А. С. Пушкина, А. А. Бестужева (Марлинского), элегиков 20-х гг., формирующегося ориентализма. Наиболее значительны стихи Колачевского; его «Видение Рафаэля» прямо соприкасается по теме со стих. Л. «Поэт» (1828). Ряд эпиграмм Л. 1829 («Стыдить лжеца, шутить над дураком», «Есть люди странные, которые с друзьями», «Тот самый человек пустой», «Дурак и старая кокетка - все равно») представляет собой стихотв. переложения опубл. в «Ц.» подборки: «Мысли, выписки и замечания». Предполагалось (Т. Левит), что атрибутирование «Мыслей...» Строеву ошибочно и что автором их является Л. «Мысли...» включены в ЛАБ (VI, 394) и в нек-рые др. издания Л. в раздел Приписываемое Лермонтову. Более вероятно, однако, что Л. воспользовался «Мыслями...» как материалом для своих «эпиграмм».

Лит.: Левит; Бродский (5), с. 115; Андроников (12), т. 4, 1965, с. 472-74.

ЦИКЛЫ В ЛИРИКЕ Л.

ЦИКЛЫ в лирике Л. Цикл - группа самостоят. произв. (чаще лирич.), объединенных в единый комплекс автором или объективно тяготеющих к такому объединению; нередко, как в случае с Л., принятое исследователями условное обозначение тематически близких, но формально изолированных друг от друга стихотворений. В рус. лит-ре группировка стих. в Ц. (циклизация) приходит на смену жанровому делению, принятому в поэтич. сб-ках 18 в.; тенденция к циклизации обнаруживается, напр., в лирич. творчестве А. С. Пушкина 30-х гг. (см. Н. В. Измайлов, Очерки творчества Пушкина, Л., 1975, с. 213-269). У Л. ни в его рукописях, ни в прижизненном сб. стихов 1840 нет сколько-нибудь явных признаков авторской циклизации. Так, принятое в лит-ре о Л. выражение наполеоновский цикл является тематич. обозначением стихов Л. о Наполеоне, написанных в разные годы. С большим основанием, но также условно понятие Ц. употребляется для обозначения локализованных во времени групп лермонт. стихов, связанных близостью проблематики и лирич. мотивов: «провиденциальный Ц.» - стихи 1830-31 о трагич. предназначении поэта, предчувствии своего изгнания или безвременной гибели («Из Андрея Шенье», «Романс к И....», «Когда к тебе молвы рассказ», «Когда твой друг с пророческой тоскою», «Послушай! вспомни обо мне», «Настанет день - и миром осужденный», а также развивающее мотивы этого Ц. стих. 1837 «Не смейся над моей пророческой тоскою» и др.); «тюремный Ц.» стихов 1837-41, осн. мотив к-рых - заточение в неволе, стремление героя к свободе и невозможность ее обретения («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»).

Наиболее употребителен термин «Ц.» в применении к ранним лирическим стихам Л., объединенным общностью лирич. адресата: сушковский цикл - группа стих., посв. Е.А. Сушковой; ивановский цикл - стихи, обращенные к Н.Ф. Ивановой. Основания к такому выделению дает дневниковый характер лирики Л. 1830-31 (см. Дневник), отражающей разные фазы развивающегося чувства поэта и даже перипетии его взаимоотношений с адресатом: стихи Л. к Сушковой, прочитанные в контексте ее воспоминаний, составляют своего рода сюжетное повествование и накладываются на аналогичный «лирич. дневник» Дж. Байрона, биографически прокомментированный Т. Муром. Подобную же лирич. автобиографию можно восстановить (хотя и менее детализированно) в стихах ивановского Ц. Вместе с тем условность этих неавторских, реконструированных Ц. очевидна: интимно-лирич. стихи сушковского и ивановского Ц. требуют непременного биографич. контекста, без к-рого самые Ц. не могут быть строго очерчены, т. к. их границы размыты. Все это не дает возможности говорить вполне определенно о семантике Ц.

Более поздние любовные стихи Л., с большей мерой лирич. обобщенности, не складываются в Ц. даже при единстве лирич. адресата: так, понятие «лопухинский Ц.» (стихи, обращенные к В. А. Лопухиной) в лермонтоведении не привилось. О сознательном применении принципа циклизации у Л. можно в известной мере говорить только в связи с «Героем нашего времени», построенным как серия обособленных повестей-новелл с единой фигурой центр. персонажа. Возможно, Л. намеревался объединить в Ц. свои поздние ориентальные стихи, на что косвенно указывает запись-название «Восток» в записной книжке В. Ф. Одоевского [Эйхенбаум (12), с. 353].

ЦИНАНДАЛИ

ЦИНАНДАЛИ, родовое поместье князей Чавчавадзе в Кахетии, в 179 км от Тифлиса (ныне село Телавского р-на Груз. ССР, где расположен виноградарский совхоз «Цинандали»). Усадьба восхищала всех и своим «волшебным садом», и дворцом, и великолепным видом, открывающимся отсюда на Алазанскую долину. Здесь бывали А. С. Грибоедов, по-видимому, А. С. Пушкин, декабристы, офицеры Нижегородского драгунского полка, квартировавшего недалеко от Ц. - в урочище Караагач. Вполне вероятно, что бывал здесь и Л., переведенный в полк в 1837, но это можно предполагать только на основании косвенных данных.

Цинандали

Цинандали. Развалины дворца князей Чавчавадзе. Литография В. Ф. Тимма. 1858.

Лит.: Андроников (8), с. 51-76; Андроников (13), с. 283-305; За хребтом Кавказа. Сб., Тб., 1977.

"ЦЫГАНЫ"

«ЦЫГАНЫ», отрывок, первый драматич. опыт Л. (1829), попытка на основе одноим. поэмы А. С. Пушкина написать оперное либретто. Судя по отрывку, Л. намеревался использовать пушкинский текст как непосредственно, так и в вольном прозаич. переложении. Цыганская песня «Мы живем среди полей» взята из оперы А. Н. Верстовского (либр. М. Н. Загоскина) «Пан Твардовский», к-рую Л. мог слышать в Москве в Большом театре, где она впервые прозвучала 24 мая 1828. «Песня» опубл. в «Драматическом альманахе для любителей и любительниц театра» (СПБ, 1828, с. 113-14); Л. ее слегка видоизменил. Судя по ремарке «Из «Московского вестника» песнь» (V, 7), поэт намеревался использовать для либретто также стих. С. П. Шевырева «Цыганская песня», появившееся без подписи в этом журнале (1828, ч. 10, № 15, с. 320).

Автограф - ИРЛИ, тетр. III. Впервые - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 26-27 (опубл. С. С. Дудышкин). Датируется по нахождению в тетради.

Лит.: Нейман (1), с. 51-54; его же, Л. и «Московский вестник», «РС», 1914, кн. 10, с. 203-05; Яковлев, с. 23-25; Германов Г., Драматургията на Лермонтов, «Годишник на Софийския университет», филологич. ф-т, 1964, т. 58, кн. 1, с. 102-03.

Предыдущая страница Следующая страница
© 2000- NIV