Белинский В. Г. - Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова. Спб. 1840. (Статья)
(Примечания)

Страница: 1 2 3 4 5 6
Примечания

Примечания

1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1840 г., тт. X и XI, кн. 6 и 7, отд. V, стр. 27—54 и 1—38, без подписи.

2. Разграничение «беллетристики» и «искусства» — важнейший момент в эволюции эстетических взглядов Белинского. На протяжении многих лет (особенно настойчиво в последний период своей деятельности) Белинский стремился решить проблему единства объективности художественного творчества с его тенденциозной направленностью. В 1840—1841 гг. Белинский еще только подходил к решению этой проблемы. «Беллетристика» в понимании Белинского была особым, вспомогательным по отношению к искусству родом словесности, который призван был отвечать «внешним целям», т. е. злободневным вопросам и пропагандистски-просветительным задачам. Наоборот, подлинное искусство, по мысли Белинского, являлось отграниченным от «злобы дня». От защиты подобных взглядов на искусство Белинский отходил одновременно с изживанием своего «примирительного» отношения к действительности; отзвуки «примирения с действительностью» имеются и в статье о «Герое нашего времени» (см. примеч. 14., 15 и 23) и в статье о «Стихотворениях Лермонтова» (см. примеч. 3, 18, 29, 42). Характерно, что при разборе и оценке творчества Лермонтова Белинский фактически уже руководствовался положением, что «современность есть великое достоинство в художнике». Данное положение Белинский впервые выдвинул в своей теоретической работе 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды».

3. «Юрий Милославский или русские в 1612 году» (1829) — исторический роман М. Н. Загоскина; «Торквато Тассо» (1833) — драматическая фантазия Н. В. Кукольника, о котором Белинский говорит в своей статье ниже, см. примеч. 6.

4. «Особая статья», — вероятно, обзор «Русская литература в 1841 году», где были обоснованы взгляды Белинского на «отличительный характер русской литературы».

5. «Стихотворения под фирмою — Ѳ — (фита) принадлежали И. П. Клюшникову, одному из участников кружка Н. В. Станкевича и университетскому товарищу Белинского. (См. о Клюшникове в работе Н. Л. Бродского «Поэты кружка Станкевича» в «Известиях отд. русского яз. и словесности Ак. Наук» 1912 г., кн. 4, стр. 1—70.) И. П. Клюшников печатался в «Московском Наблюдателе» 1838—1839 гг., «Отечественных Записках» 1839—1840 гг. и «Современнике» 1840 г. Два стихотворения Клюшникова Белинский цитирует в статье о «Стихотворениях Лермонтова» (см. примеч. 40 и 43 к этой статье). Через несколько лет Белинский отрицательно оценивал дарование Клюшникова: «У меня коли кто, бывало, прослезится от пакостных стишонков Клюшникова, — писал он В. П. Боткину 3 апреля 1843 г., — тот уже и глубокая натура» (Письма, т. II, стр. 359).

6. О Н. Кукольнике и других молодых писателях, группировавшихся вокруг руководимой О. И. Сенковским «Библиотеки для Чтения», Герцен в полном согласии с Белинским впоследствии замечал, что они «ввели такой род литературы, который с первого взгляда казался блестящим, но со второго подделанным». Герцен добавлял при этом, что «не было ничего живучего, реального в тех истерических образах, которые дали Кукольники, Бенедиктовы, Тимофеевы и др. Такие цветы могли распускаться только у подножия императорского трона и под сению Петропавловской крепости» (Полн. собр. соч. А. И. Герцена, т. VI, П., 1919, стр. 370).

7. Е. Бернет (псевдоним А. К. Жуковского), сотрудничавший почти во всех петербургских журналах 30-х гг., издал книжку своих стихотворений (Спб., 1837) и две поэмы — «Граф Мец» (Спб., 1837) и «Елена» (Спб., 1838). Имя Е. Бернета приобрело в 30-е гг. шумную известность и возбуждало преувеличенные надежды.

8. Цитата из баллады Шиллера «Торжество победителей» в переводе В. А. Жуковского.

9. Как «прекрасное стихотворение» отметил Белинский «Песню про царя Ивана Васильевича...» в рецензии на поэму Е. Бернета «Елена» в «Московском Наблюдателе» 1838 г., т. XVI. «Песня про царя Ивана Васильевича...» — третье выступление Лермонтова в печати. Первое его печатное произведение — «Хаджи-Абрек» в «Библиотеке для чтения» 1835 г., т. XI; второе — «Бородино» в «Современнике» 1837 г., т. V, № 2.

10. Стихотворения Лермонтова вышли отдельной книжкой через полгода. Белинский выполнил свое обещание и посвятил им «особую» большую статью, см. стр. 132 наст. изд.

11. В первых двух книжках «Отечественных Записок» 1839 года были напечатаны основные стихотворения Лермонтова — «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье») и «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»). Белинский отмечал эти стихотворения в своем обзоре русских журналов в «Московском Наблюдателе» 1839 г., ч. II, № 4.

12. Характеризуя впоследствии (в 1846 г.) «Капитанскую дочку» как «нечто в роде «Онегина» в прозе», Белинский все же и впоследствии не отказался от своего тезиса о несоизмеримости Пушкина-поэта и Пушкина-прозаика. Недооценка художественной прозы Пушкина проходит на всем протяжении деятельности Белинского.

13. Говоря о «внутреннем ясновидении истины», основанном на «тождестве познающего с познаваемым», а также и определяя «замкнутость» художественного произведения, Белинский еще оставался на почве теорий «вдохновенного» искусства, которых он придерживался в первый период своей деятельности.

14. Белинский истолковывает здесь «разумную необходимость» в плане созерцательного отношения к действительности. В переписке с друзьями, начиная с середины 1840 г., он уже высмеивал свою «преутешительную философию». О большой внутренней борьбе Белинского в поисках нового мировоззрения говорит хотя бы письмо его к В. П. Боткину от 12 августа 1840 г., в котором Белинский горько иронизирует над всеми, верующими в грядущее блаженство на лоне мировой субстанции (Письма, т. II, стр. 142—143).

15. Аналогичное истолкование «разумной необходимости» — см. предыдущее примечание. В том же письме к В. П. Боткину от 12 августа 1840 г. Белинский указывал, что «кроткий тон» настоящей статьи — результат такого состояния его духа, когда он не мог «ничего ни утверждать, ни отрицать и поневоле старался держаться середины» — см. стр. 236 наст. изд.

16. Цитата из «Сцены из Фауста» Пушкина:

И  знаешь  ли,  философ  мой,
Что  думал  ты  в  такое  время,
Когда  не  думает  никто?

17. Упоминая о двенадцати томах иного «господина-сочинителя», Белинский намекал на Марлинского, о котором он в одной полемической заметке 1840 г. говорил: «Конечно, Марлинский написал двенадцать небольших, но плотно сбитых книжек; но его творения перешли уже в ряды тех читателей, которые поэтов называют «господами-сочинителями» и которых внимание есть уже признак совершенного падения автора».

18. Цитата из восьмой главы «Евгения Онегина», строфа XXVII. Процитировано с двумя неточностями. У Пушкина: «Вас непрестанно змий зовет»; «А без того вам рай не рай».

19. Цитата из восьмой главы «Евгения Онегина», строфа IX. Процитировано с одной неточностью. У Пушкина: «Самолюбивую ничтожность».

20. Говоря об идеале «чистейшей нравственности», Белинский намекал на предисловие Б. Федорова к изданной им переводной книжке для детей «Три розы». Б. Федоров указывал, что помещенные в этой книжке пьески «прелестны и дышат чистейшей нравственностью». Разбирая книжку в том же номере «Отечественных Записок», где была опубликована и настоящая статья, Белинский полностью приводил в своей рецензии предисловие Б. Федорова и иронически его комментировал.

21. Цитата из седьмой главы «Евгения Онегина», строфа XXII.

22. Белинский вспоминает здесь клеветническую рецензию Ф. Булгарина по поводу седьмой главы «Евгения Онегина». Процитировав стихи, которые приводит и Белинский, Булгарин заключал: «стихи эти весьма замечательны. Правду сказать, что это весьма жалкое понятие о современном человеке — но что делать? Покоримся судьбе!» («Северная Пчела» 1830 г., № 35).

23. Отзвуки еще неизжитого Белинским созерцательного отношения к «разумной действительности», см. выше, примеч. 14 и 15.

24. Цитата из седьмой главы «Евгения Онегина», строфа XXIV.

25. Цитата из восьмой главы «Евгения Онегина», строфа VIII.

26. Высказывание К.-А. Варнгагена фон-Энзе об Онегине и Ленском Белинский цитирует почти дословно — см. «Отечественные Записки» 1839 г., т. III, прилож., стр. 17—18.

Страница: 1 2 3 4 5 6
Примечания
© 2000- NIV