Наши партнеры
Itr-montazh.ru - Недорогое проектирование систем отопления. Компания "ИТР монтаж"

Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова

Введение
Дуэль с Барантом: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
Лермонтов и двор: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
За страницами "Большого света": 1 2 3 4 Прим.
Лермонтов и П. А. Вяземский: 1 2 3 Прим.
Кружок шестнадцати: 1 2 3 4 5 6 7 Прим.
Неизвестный друг: 1 2 3 4 Прим.
Тайный враг: 1 Прим.
Дуэль и смерть: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
Послесловие
Сокращения

Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Худож. лит., 1986. — 351 с.


ВВЕДЕНИЕ

Эта книга посвящена узловым проблемам биографии Лермонтова в последний период его короткой жизни (1837—1841 годы). Политическая биография Лермонтова началась с того дня, как передовое демократическое общество признало его своим глашатаем за стихи на смерть Пушкина. Общеизвестно, что за эти стихи Лермонтов был арестован, судим и выслан на Кавказ. Однако не прошло и года, как он был прощен и возвращен в императорскую гвардию, вначале в отдаленный от столицы Гродненский лейб-гусарский полк, а вскоре и в прежний лейб-гусарский, расквартированный в Царском Селе. Приближать ко двору «подозрительных» лиц, чтобы держать их под своим пристальным наблюдением, было излюбленным приемом царя Николая I. Лермонтов, как и Пушкин, был «милостью окован».

Перевод в гвардию не обрадовал его. Он сразу же принял решение выйти в отставку, но родственники воспротивились этому, особенно воспитавшая его бабушка Е. А. Арсеньева. «Надо же ей чем-нибудь пожертвовать», — признавался Лермонтов и остался в полку.

Первые два года он продвигался по службе наравне с другими молодыми офицерами. Но главной ареной его деятельности стала литература. Ведущий сотрудник передового журнала «Отечественные записки», Лермонтов написал за это время свои основные произведения, составляющие его славу: «Демона» и «Героя нашего времени», «Песню про купца Калашникова» и «Сказку для детей», «Думу», «Поэта»...

В то время как роман Лермонтова печатался в типографии, автор его был вторично арестован за дуэль с сыном французского посланника. С этого дня началась вторая, а через год и третья волна явных гонений на поэта. Суровость приговора за дуэль, окончившуюся бескровно, поразила современников. Лермонтов был переведен в пехотный армейский полк и направлен в самый опасный пункт военной экспедиции на Кавказе. Затем царь систематически отказывал ему в воинских наградах. В 1841 году не пустил в отставку, несмотря на настоятельные просьбы влиятельных лиц.

Так же, как и после смерти Пушкина, общество разделилось на две партии. Одни утверждали, что главной причиной преследовании Лермонтова царем были стихи на смерть Пушкина, предрешившие его участь. Эта партия, к которой принадлежали и демократический читатель, и рядовое офицерство, не верили также в случайность гибели Лермонтова на дуэли с Мартыновым, подозревая, что самый поединок был инспирирован властями. Другая партия усиленно распространяла слухи о невыносимом характере Лермонтова, о его возмутительных выходках и неизвинительных проступках. В подспудных рассказах фигурировало таинственное приключение в маскараде, где Лермонтов будто бы оскорбил дам, принадлежавших царскому семейству. Перечитывалась и смаковалась повесть В. А. Соллогуба «Большой свет», где под вымышленным именем издевательски изображен Лермонтов. По свидетельству самого автора, эта повесть была «написана по заказу великой княгини Марии Николаевны» — старшей дочери Николая I. Автор первой обстоятельной биографии Лермонтова, П. А. Висковатов, указывал на связь этих двух эпизодов со стихотворением Лермонтова «1-е января», с его гневной заключительной строфой, адресованной всему петербургскому великосветскому обществу. К этим неподтвержденным сведениям примыкает глухой рассказ Висковатова о вмешательстве поэта в «интимную жизнь» двора, выразившемся в спасении некоей знатной дамы от любовных притязаний «августейшей» персоны. А уже в нашем веке внимание историков литературы было обращено на «кружок шестнадцати», к которому, безусловно, принадлежал Лермонтов, но о котором решительно ничего положительного не было известно.

Изучению перечисленных вопросов были посвящены многолетние разыскания автора настоящей книги. Многое удалось прояснить и уточнить, многое узнать впервые, благодаря привлечению больших пластов неизданных материалов, хранящихся в советских государственных архивах. Из крупных единиц хранения, впервые использованных в этой книге, отмечу: анонимные воспоминания князя М. Б. Лобанова-Ростовского (Государственный Исторический музей), письма П. А. Вяземского к жене за 1839—1840 годы (Центральный государственный архив литературы и искусства), письма Вяземского же к Э. К. Мусиной-Пушкиной (Центральный государственный архив древних актов), переписку и дневник жены Николая I — императрицы Александры Федоровны (Центральный государственный архив Октябрьской революции), неизвестные страницы дневника М. А. Корфа (там же), неизвестные записи о Лермонтове в дневнике А. И. Тургенева (Пушкинский Дом), личные документы и послужные списки членов «кружка шестнадцати» (Центральный государственный военно-исторический архив и Центральный государственный исторический архив в Ленинграде), неизданную статью А. В. Дружинина о Лермонтове и Руфине Дорохове (Центральный Государственный архив литературы и искусства).

Решение поставленных задач обусловило композицию книги. Она состоит из отдельных исследований, рассматривающих судьбу Лермонтова в разных ракурсах. Внутри каждой главы соблюдается хронологический принцип, в большинстве случаев доводящий изложение до трагического конца Лермонтова. Таким образом, история дуэли и смерти поэта рассматривается в разных аспектах на протяжении почти всей книги. В заключительной главе дается критический анализ ходячей версии о причинах дуэли и устанавливается психологический рисунок поведения Лермонтова на месте поединка. К разработке этой темы привлечен материал из художественных произведений Достоевского.

Второе издание «Судьбы Лермонтова» пересмотрено с учетом новых данных, опубликованных в последние годы в советской печати. Основательной переработке подверглась глава «Лермонтов и двор», в которой дано новое толкование стихотворения « 1-е января» («Как часто, пестрою толпою окружен...»).

Хочу назвать здесь всех тех, кто в свое время помогал мне в работе над этой книгой своими советами. Это — А. А. Ахматова, М. Г. Ашукина-Зенгер, О. Г. Шереметева, И. Л. Андроников, И. Л. Фейнберг, Н. И. Харджиев и Б. М. Эйхенбаум, на протяжении многих лет делившиеся со мной своими знаниями и опытом.

Введение
Дуэль с Барантом: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
Лермонтов и двор: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
За страницами "Большого света": 1 2 3 4 Прим.
Лермонтов и П. А. Вяземский: 1 2 3 Прим.
Кружок шестнадцати: 1 2 3 4 5 6 7 Прим.
Неизвестный друг: 1 2 3 4 Прим.
Тайный враг: 1 Прим.
Дуэль и смерть: 1 2 3 4 5 6 7 8 Прим.
Послесловие
Сокращения
© 2000- NIV