Глассе А. - Лермонтов и Е. А. Сушкова (примечания)

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
Примечания

1 См. об этом: Сушкова Е. (Хвостова Е. А.). Записки. 1812 — 1841. Л., 1928, с. 16 — 19 (далее при цитировании этой книги страницы указываются в тексте статьи).

2 Отдел редких книг и рукописей Библиотеки им. Батлера Колумбийского университета в г. Нью-Йорке (New York, Columbia University, Butler Library, Rare Books and Manuscripts Division, Gen. Ms. 118, Wereshchagin Albums (M. Iu. Lermontov)).

3 Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. 1. Берлин, 1876, с. 102 — 103.

4 См., например: Столыпин Д. Надгробие Князю Репнину. — Ипокрена, 1801, ч. 9, с. 224. См. также стихи Столыпиных в альбомах Елизаветы Аркадьевны 1808 г. и 1810 — 1820-х годов.

5 Воейков А. В. Святослав. — Ипокрена, 1799, ч. 6, с. 502 — 512. См. также альбом Елизаветы Аркадьевны 1810 — 1820-х годов.

6 Гладыш И. А., Динесман Т. Г. Архив А. М. Верещагиной. — Зап. Отд. рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, вып. 26. М., 1963, с. 35 — 36.

7 Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 9. М., 1970, с. 390.

8 О том, что описание детства и юности Сушковой правдиво, говорят и записки ее родственника, А. М. Фадеева (см.: Фадеев А. М. Воспоминания. Одесса, 1897). Описание уклада жизни в семье Сушковых играет важную роль в раннем произведении Е. П. Ростопчиной «Журнал Зинаиды»; оно «сохранило отпечаток страданий, которые ей пришлось испытать в этой среде, богатой роскошью, но бедной мыслию» (Ростопчина Л. Семейная хроника (1812 г.). СПб., [Б. г.], с. 163).

9 «Cela fait de l'effet, — часто говорила она. — Il faut absolument à cause de notre position», — пишет Альберти (Воспоминания Элизабет фон Альберти, с. 7 — 8. — Коллекция семьи фон Кениг (Вартхаузен, ФРГ)).

10 Там же.

11 Ср. также упоминание Сушковой о стихах, которые ей преподнес Лермонтов в букете шиповника. Этот эпизод она относила к осени; Е. А. Ладыженская возражала, что шиповники «цветут весной, а не осенью» (341). Сушкова ошиблась в дате, но, конечно, не в факте.

12 Жихарев С. П. Записки современника. М. — Л., 1955, с. 25.

13 Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 8. М., 1956, с. 65.

14 Мануйлов В. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М. — Л., 1964, с. 35.

15 Из стихотворений Мура записаны следующие: «One dear smile», «Those evening bells», «Cease, oh cease to tempt», «Go, then-'tis vain», «Oh! Breathe not his name», «Sail on, sail on».

16 Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

17 Дьяконова Н. Я. Из наблюдений над журналом Печорина. — Рус. лит., 1969, № 4, с. 115 — 125

18 Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life, vol. 1 — 2. By Thomas Moore. London, 1830.

19 Ibid., vol. 1, p. 15 (далее при цитировании этой книги страницы указываются в тексте статьи).

20 Интересны также параллели образов в стихотворении Байрона «When I rowed a young Highlander», посвященном его первой любви — Мэри Дафф, и стихотворении Лермонтова «Первая любовь» («В ребячестве моем...»):

Yet it could not be love, for I knew not the name, — What passion can dwell in the heart of a child? But still I perceive an emotion the same As I felt, when a boy, on the crag-cover'd wild...

21 Ср. у Мура: «...гадалка, к которой обратилась его мать, сделала предсказание о нем, которое надолго оставило сильное впечатление. <...> было предрешено, что он был в опасности быть отравленным до достижения совершеннолетия и что он должен был быть женат дважды, второй раз на иностранке» (р. 37 — 38).

22 См. также «То an Oak at Newstead» («Young oak, when I planted the deep in the ground») Байрона и «Дереву» («Давно ли с зеленью радушной») Лермонтова.

23 Висковатый П. А. По поводу «Княгини Лиговской». — Рус. вестн., 1882, № 3, с. 335.

24 ИРЛИ, ф. 524 (М. Ю. Лермонтов), оп. 1, ед. хр. 8 (тетр. VIII) («Ночь» — л. 1, «Стансы» — л. 12).

25 Так, А. А. Оленина записала в своем дневнике в день своего рождения: «Мне минуло, увы, 20 лет. О боже, как я стара, но что же делать?» (Дневник Анны Алексеевны Олениной. (1828—1829). Париж, 1936, с. 21).

26 Сон юности. Записки дочери Николая I великой княжны Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской. Париж, 1963, с. 176.

27 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972, с. 134—135, 282. — Ср. аналогичные наблюдения над светским поведением Вяземского в дневнике Д. Ф. Фикельмон: «Вяземский, несмотря на то что он крайне некрасив, обладает в полной мере самоуверенностью красавца мужчины: он ухаживает за всеми женщинами и всегда с надеждой на успех» (Kauchtschischwili N. Il Diario di Dar'ja Fedorovna Ficquelmont. Milano, 1969, p. 125—127, 139). Близкие свидетельства оставили современники и о Пушкине (см.: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. 1. М., 1974, с. 21—22).

28 Отеч. зап., 1840, т. 9, с. 40.

29 См. рассказ о ее отношениях с Н. Г. Головиным в «Записках» (136—141), с планами побега, тайного венчания и т. д. Это популярная ситуация в современных романах и повестях. Литературно-бытовые «маски» и ситуации очень точно описал Пушкин в «Евгении Онегине». Как известно, литературная «игра» была характерна и для старшего поколения, читавшего сентиментальные романы Ричардсона и Руссо. Поколению Онегина, Ленского и Татьяны было более свойственно подражание Байрону и немецкому романтизму.

30 См.: Столица и усадьба, 1913, 15 дек., № 1, с. 2—4.

31 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 280, 229.

32 В письме В. П. Боткину от 16—21 апреля 1840 г. Белинский так описывал свои впечатления от встречи с Лермонтовым: «Печорин — это он сам, как есть» (М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 248).

33 Озеров В. А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960, с. 199.

34 «Игра» всегда должна была соблюдать определенный этикет, на нарушение которого общество смотрело осуждающе. Так, С. М. Салтыкова получает строгий выговор от тетушки за слишком страстное чтение «Кавказского пленника» Пушкина с Каховским, который за ней в это время ухаживал; в их романе литературная «игра» являлась как бы главным стержнем.

«Он (Каховский) говорил мне в тот день множество стихов, я помогала ему, когда он что-либо забывал; произнеся:

Непостижимой чудной силой Я вся к тебе привлечена — я едва не сделала величайшего неблагоразумия; если бы я не вышла из рассеянности и сказала бы то, что думала в тот момент, я погибла бы, — вот что это было:

Люблю тебя, Каховский милый, Душа тобой упоена...

К счастию, я выговорила „пленник“; но, как сказала мне потом Катерина Петровна, я произнесла эти слова с такою выразительностью (чего я сама не заметила), что я не удивляюсь тому, что он тотчас ответил с сияющим видом и радостным голосом:

Надежда, ты моя богиня, Надежда, луч души моей!

Затем он начал говорить о чувствах...» (Модзалевский Б. Л. Роман декабриста Каховского, казненного 13 июля 1826 года. Л., 1926, с. 61).

35 Debord-Valmor M. L'Atelier d'un peintre, vol. 1—2. Paris, 1833.

36 Ibid., vol. 1, p. 67—68.

37 Ibid., vol. 2, p. 101—102.

38 Ibid., vol. 1, p. 263—264.

39 Ibid., vol. 1, p. 264.

40 Ibid., vol. 1, p. 283—284.

41 В «Записках» Сушковой есть еще один пример использования цитат из романа для объяснения собственных чувств: «Из романов Жанлис более всех я пристрастилась к „Адольфине“; и я находила сходство между ею и мной: у нее была такая же добрая мать, как у меня, и такой же отец; очень нравились мне расспросы Адольфины: зачем бог сотворил то и то? Один раз она спросила: „Зачем бог дал нам глаза?“ (она родилась в подземельи) — и, спохватясь, продолжала: „Знаю, чтобы плакать!“. В первом письме своем к матери я вклеила эту, фразу: „У меня глаза для того только, чтобы плакать о тебе!“» (64).

42 На обвинение Верещагиной в материальной заинтересованности (см. выше, в письмах Е. А. Ган) отвечала с негодованием Е. М. Бакунина, родственница и близкая подруга Сашеньки. О том, что Верещагина была богатой невестой, говорит и сама Сушкова (108). Но Верещагины действительно жили у Лопухиных, которые были их близкими родственниками. Мать А. А. Лопухина была сестрой отца Верещагина. При таком близком родстве о браке Верещагиной речи быть не могло.

43 ИРЛИ, ф. 524, оп. 3, ед. хр. 45.

44 Эта черта характера Верещагиной — привычка действовать решительно и настоять на своем — подчеркивается в записках Альберти; ср., например, ее рассказ о том, как Сашенька принудила мать ехать поездом в Нюрнберг (Воспоминания Элизабет фон Альберти, с. 8).

45 Баранов В. Лермонтов в Москве. — В кн.: Литературное наследство, т. 45—46. М., 1948, с. 727.

46 Мануйлов В. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, с. 65.

47 Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М., 1964, с. 232 и след.

48 Андроников И. Л. Рукописи из Фельдафинга. — Зап. Отд. рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, вып. 26, с. 28.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
Примечания
© 2000- NIV