Наши партнеры
Transmedavia.ru - Комфорт 03 перевозка больных.
Arsenalavto-sm.ru - Интернет магазин шин и литых дисков arsenalavto-sm.ru.

Воловой Г. В.: Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Выступление диссертанта.

Выступление диссертанта.

Уважаемый Председатель диссертационного совета! Уважаемые члены диссертационного совета, а также все приглашенные!

В последнее время в исследовательской литературе большое внимание уделяется художественному подтексту как одному из средств раскрытия содержания художественного произведения. Интерпретация различных смыслов, содержащихся в подтексте, наряду с другими художественными средствами, помогает раскрыть подлинное содержание художественного произведения. Наша диссертация посвящена выявлению художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман Лермонтова занимает в русской литературе особое место. Он был и остается самым загадочным произведением девятнадцатого века. Уже не одно поколение исследователей пытается расшифровать эту удивительную книгу. Загадочность и недосказанность тонко почувствовал еще Белинский: «Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле все еще остается для вас загадочною» [Белинский 1978: 84]. Сам способ особым образом кодировать свои произведения был характерен для Лермонтова. Об особом зашифрованном стиле Лермонтова говорит Б. Эйхенбаум: «Лермонтов, действительно, зашифрован…» [Эйхенбаум 1941: 5]. Видный лермонтовед считает, что: «многое не только не оценено, но даже и не прочитано так, как должно было бы прочитано» [Эйхенбаум 1941: 3]. Диссертация ставит целью выявление художественного подтекста в романе «Герой нашего времени». Целью также стало выявление многоуровневых связей между автором, произведением и читателем, раскрытие авторского замысла, обнаружение истинных мотивов в поведении героев. В задачу исследования входит анализ текста повестей, новое понимание характера Максима Максимыча, Печорина, Казбича, Азамата, новая интерпретация идейно-художественного замысла Лермонтова.

В первой главе «Интерпретация лермонтовского текста с помощью художественного подтекста» говорится, что целью интерпретации с помощью художественного подтекста является раскрытие авторского замысла, выраженного в художественных образах. Данная работа, применяя один из методов интерпретации – выявление художественного подтекста, позволяет по-новому взглянуть на поступки героев.

Также в первой главе рассматриваются повести Лермонтова как триединство отношений: автор – произведение – читатель. Только взаимодействие всех уровней может привести к пониманию художественной истины. Вот здесь выявляется подлинное новаторство Лермонтова – он не просто доносит до читателя некую художественную идею, он заставляет его делать выбор между добром и злом, между истинными ценностями и ложными. Поэтому позиция читателя, в отличие от других произведений, выдвигается на первый план. И целью становится уже сам Читатель, изменение его мировоззрения, его нравственных ценностей и принципов.

Во второй главе на основе выявления имплицитного содержания дается новое понимание главных героев повестей «Бэла» и «Максим Максимыч. В новом свете предстает образ Казбича. Несомненно, что Лермонтов с любовью описывает его безграничную любовь к коню, он восхищается его принципиальностью, он показывает, что его герой является носителем лучших традиций горского общества. Совершенно по- новому надо рассматривать и его убийство Бэлы. Не снимая вины, все же надо признать, что он вынужден это сделать, что он является таким же трагическим злодеем, как и Отелло Шекспира.

В отличии от снисходительного отношения исследователей к другому герою Азамату, мы по-новому рассматриваем этого героя, особенно в свете его нападения на Казбича, когда последний отказался обменять своего коня. Он лживо обвиняет Казбича в попытке убить его. Он также представитель горского общества, только его полярной половины. Он предает свою сестру, нападет на Казбича, и это свидетельствует о его безнравственности и жестокости.

В другом свете предстал в нашей диссертации образ Максима Максимыча. Еще на свадьбе он ведет себя недостойно и, имея возможность предотвратить скандал, быстро уезжает домой. Наверное лучшую характеристику такого поведения дал еще Конфуций, который сказал, что «Бездействие в момент, когда возможно поступить по справедливости, означает трусость».

К другим нелицеприятным поступкам Максима Максимыча относится его попытка убить Казбича, когда тот появился у стен крепости. Но пожалуй особенно четко раскрыл свой характер штабс-капитан во время погони за Казбичем, похитившим Бэлу. Он стреляет в похитителя, хотя видит, что горянке грозит смертельная опасность. Именно его сознательные действия приводят к печальным последствиям. Он толкает Казбича совершить убийство. Мотивировку своего поступка штабс-капитан объясняет тем, что Казбич взмахнул кинжалом, чтобы убить Бэлу. На самом деле Казбич предупреждал, что сделает это, если погоня не будет прекращена. Об этом он и прокричал своим преследователям. Максим Максимыч сделал вид, что не понял предупреждения Казбича и выстрелил. Он преследовал свою цель – убить горца. Этот поступок также отрицательно характеризует Максима Максимыча.

Однако несмотря на то, что Максим Максимыч является носителем зла в романе, он не показан одностороннее, но это не значит, что он лишен добрых чувств. Есть в Максиме Максимыче добрые чувства, есть у него и любовь и сострадание, есть у него и доброта.

Максим Максимыч воспринимает окружающую дикую природу, он любуется прекрасными видами Кавказа.

Он хвалит удаль Азамата «…проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять».

Выказывает уважение к Казбичу: «А уж ловок-то, ловок-то был как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре».

С Казбичем Максим Максимыч пьет чай, ведет беседы о нравах и обычаях, о различных случаях кавказской жизни.

Штабс-капитан всеми силами пытается показать свое неуважение к горцам, но сквозь это отношение, которое в нем главенствует, прорываются и другие чувства. Незаметно для себя он признается в том, что любит слушать горские песни, когда их поет Бэла по-отечески, можно сказать по-отцовски, относится к простым солдатам. Он сам из простой среды, но звания не сделали его заносчивым.

Подлинное умение сопереживать Максим Максимыч проявляет, когда становится свидетелем любовных разговоров Бэлы и Печорина: «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». В устах Максима Максимыча употребление сравнения глаз с углями, а не с бриллиантами, что было бы характерно для романтического стиля, соответствует его виденью мира человека из народа.

Поэтому, хотя в нашем исследовании много места занимает критика этого героя, мы не в коем случает не хотим однобокого освещения. Безусловно, Лермонтов изобразил характер штабс-капитана с позиций реализма. Он показал, что обыкновенный человек может быть злодеем, безжалостно уничтожая других людей, но при этом сохранять в своей душе чувства любви, к природе и людям, быть преданным своему долгу и дружбе.

Мы выдвинули гипотезу, что Печорин осуществляет два заговора, а не один, как считалось раньше. Второй заговор лежит в пределах подтекста. Для его разгадывания необходимо понимать логику взаимоотношений Бэлы и Печорина, а также отказаться от трактовки Печорина как закоренелого эгоиста, бросившего девушку на произвол судьбы.

Печорин является предвестником Раскольникова. Он испытывает душевные муки за совершенное им убийство. А события происшедшие с ним и Бэлой он воспринимает именно так, потому что берет на себя всю полноту ответственности за смерть горянки. Более того, мы утверждаем, что тему преступления и наказания впервые в русской литературе поднял Лермонтов, а не Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание».

Конец повести «Максим Максимыч» позволяет выявить отношение писателя к своему герою. Он обращен к читателю, где Лермонтов как бы спрашивает о понимание истинной роли Максима Максимыча в событиях связанных с гибелью Бэлы.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что выявление художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет дать новую интерпретацию произведения великого мастера.

© Copyright: Геннадийй Воловоой, 2009

© 2000- NIV