Наши партнеры
Med-navigator.com - лечение в Германии, немецкие клиники и медицинские центры

Воловой Г. В.: Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Заключение экспертной комиссии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИСССИИ

О диссертации Волового Г. В. "Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»", представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10. 01. 02 – Литература народов РФ (северокавказские литературы)

Диссертация посвящена выявлению художественного подтекста в в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени. При написании своей диссертации Воловой Г. В. опирался на труды известных литературоведов, специально посвятивших свои исследования роману М. Ю. Лермонтова – В. Г. Белинского, Ф. В. Й Шеллинга., Э. Эхенбаума, В. В. Виноградова, Бахтина М. М., Горнфельда А. Г., Н. Долининой, К. Н. Григорьянца, Г. Г. Ханмурзаева, Б. Т. Удодова, и некоторых других и других. Диссертант раскрыл актуальный смысл исследуемых им повестей, определил художественный метод М. Ю. Лермонтова как реалистический.

Актуальность темы диссертации Волового Г. В. достаточно аргументирована и выявляет особенности художественного подтекста как одного из средств раскрытия художественного содержания в романе «Герой нашего времени». Недостаточная изученность повестей “Бэла” и “Максим Максимыч”, с отмеченной точки зрения, обуславливает актуальность настоящей диссертации. Диссертация Волового Г. В. является первым монографическим, оригинальным исследованием в указанном аспекте. Научная новизна предлагаемой работы заключается в новом толковании содержания лермонтовского текста. Анализ композиции, сюжета, действий героев повестей рассматривается в художественном единстве. На основании этого дается новое понимание художественного смысла повестей Лермонтова.

Научная новизна предлагаемой работы заключается в новом толковании содержания лермонтовского текста. Анализ композиции, сюжета, действий героев повестей рассматривается в художественном единстве с проекцией на художественный подтекст. На основании этого дается новое понимание художественного смысла повестей Лермонтова.

Теоретическая и практическая ценность диссертации состоит в том, что метод интерпретации художественного содержания, основанный на выявлении художественного подтекста, который был заложен крупнейшими лермонтоведами, находит еще одно подтверждение и обогащение в диссертации Волового Г. В. Работа может быть использована как методическое подспорье для преподавателей в высших учебных заведениях и учителей в школе при изучении романа Лермонтова.

Основные результаты диссертационного исследования:

1. Триединство «автор – произведение – читатель» создают единую много уровневую художественно-эстетическую систему в романе Лермонтова.

2. Анализ текста произведения с учетом имплицитного содержания позволяет говорить о новой интерпретации идейно-художественного содержания повестей «Бэла» и «Максим Максимыч».

3. Художественный подтекст позволяет принципиально по-новому взглянуть на поступки героев и дать новое понимание характеров Казбича, Азамата, Печорина, Максима Максимыча.

Обоснованность и достоверность научных выводов обусловлена всесторонним выявлением художественного подтекста в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», тщательным изучением и проникновением в текст повестей, раскрытие имплицитного содержания и его соотношение с эксплицитным.

Диссертация Волового Г. В. является завершенной научно-квалификационной работой, содержащей решение актуальных задач. Выявление художественного подтекста в романе «Герой нашего времени», выявление многоуровневых связей между автором, произведением и читателем, раскрытие авторского замысла, обнаружение истинных мотивов в поведении героев, новое понимание характера Максима Максимыча, Печорина, Казбича, Азамата, новая интерпретация идейно-художественного замысла Лермонтова.

Диссертация Волового Г. В. «Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написано на высоком теоретическом уровне. Она вносит значительный вклад в теорию и практику выявления подтекста в художественного произведения. Оно написано ясным и понятным языком, не перегружено научной терминологией, отвечает всем требованиям, которые предъявляются к кандидатской диссертации. Ее автор заслуживает степени кандидата филологических наук по специальности 10. 01. 02 – литература народов РФ.

доктор филологических наук,

профессор Абуков К. И.

доктор филологических наук,

профессор Аджиев А. М.

доктор филологических наук,

профессор Акбиев С. Х.

© 2000- NIV