Воловой Г. В.: Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью и задачей нашего исследования стало выявление художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» в романе «Герой нашего времени». Достижение поставленной цели определялось решением следующих задач.

1. Выявление художественного подтекста в романе Лермонтова.

2. Новая интерпретация повестей «Бэла» и «Максим Максимыч» с учетом выявленного подтекста.

3. Новое осмысление характеров героев Казбича, Азамата, Максима Максимыча, Печорина.

Выявление многоуровневых связей между автором, произведением и читателем в романе Лермонтова.

Наличие подтекста в любом сообщении определено природой языка. На глубинный, подтекстный смысл языка указывали в своих работах В. В. Виноградов, А. Р. Лурия, М. М. Бахтин, Долинин К. А. и другие ученые. Они считают, что подтекст существует при всяком повествовании, что художественное произведение можно прочитать поверхностно, выделяя из него лишь слова, фразы или повествование об определенном внешнем событии: «… а можно выделить скрытый подтекст, и понять какой внутренний смысл таится за излагаемыми событиями, прочесть художественное произведение с еще более глубоким анализом, выделяя за текстом не только подтекст или общий смысл, но и анализируя те мотивы, которые стоят за действиями того или иного лица, фигурирующего в пьесе или художественном произведении, или даже мотивы, побудившие автора писать данное произведение» [Лурия 1979: 53].

Ведущие лермотоведы также особо подчеркивали, что язык Лермонтова несет дополнительную смысловую нагрузку, что он «зашифрован», особенно это касается романа «Герой нашего времени» Об этом писали В. Г. Белинский, Б. Эйхенбаум, Б. С. Виноградов, Н. Долинина, К. Н. Григорьян, Г. Г. Ханмурзаев, Б. Т. Удодов и другие.

В главную задачу нашего исследования входило выявление «внутреннего смысла» или имплицитного содержания поступков Максима Максимыча, Печорина, Казбича, Азамата, выявление в повестях «образа автора», роли читателя и анализа взаимодействия единой многоуровневой системы: автор – произведение – читатель. Постановка философской проблемы: может ли в человеке сочетаться добрые и злые начала, какую ответственность несет человек за совершенное злодеяние?

В результате мы пришли к выводу, без выявления художественного подтекста в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч», невозможно проникнуть в истинные мотивы в поведении героев и определить художественную задачу, которую на них возложил Лермонтов, а также и невозможно понять идейно-художественный смысл повестей.

Выявление художественного подтекста позволяет сделать следующие выводы.

1. Максим Максимыч презрительно относится к горцам. Он предает своего кунака Казбича на свадьбе. Являясь единственным свидетелем разговора Казбича и Азамата, он уезжает обратно в крепость, вместо того, чтобы рассказать старому князю правду и разоблачить злой умысел Азамата. Максим Максимыч был единственным, кто знал, что с оружием в руках напал на Казбича сын князя. Этот поступок рассматривается как отрицательная характеристика штабс-капитана.

2. Азамат, в свете описанных событий, предстает человеком, для которого предательство и наговор является обычным делом. Он обменивает родную сестру на коня. Он лживо обвиняет Казбича в попытке убить его.

. Максим Максимыч пытается совершить убийство. Он отдает приказ солдату застрелить Казбича. При чем делает это коварным способом, предлагая своему подчиненному завести «переговоры». Мотивы его поступка заключаются в том, что он делает предположение, что Казбич попытается его убить, потому что комендант крепости косвенным способом, на взгляд горца, способствовал похищению Карагеза. Максим Максимыч находится под надежной защитой гарнизона, а Казбич ничем не показывал своего намерения отомстить. Тем не менее, Максим Максимыч пыта-ется его убить исходя из собственных представлений о возможных действиях горца. Этот поступок также отрицательно характеризует Максима Максимыча.

4. Максим Максимыч во время погони за Казбичем, похитившим Бэлу, совершает преступление. Он стреляет в похитителя, хотя видит, что горянке грозит смертельная опасность. Именно его сознательные действия приводят к печальным последствиям. Он толкает Казбича совершить убийство. Мотивировку своего поступка штабс-капитан объясняет тем, что Казбич взмахнул кинжалом, чтобы убить Бэлу. На самом деле Казбич предупреждал, что сделает это, если погоня не будет прекращена. Об этом он и прокричал своим преследователям. Максим Максимыч сделал вид, что не понял предупреждения Казбича и выстрелил. Он преследовал свою цель – убить горца. Этот поступок также отрицательно характеризует Максима Максимыча.

5. Казбич является носителем лучших традиций горского кодекса чести. Он предан своему коню Карагезу. Предложение обменять коня на Бэлу он отвергает, потому что не хочет потерять честь настоящего джигита. Для горца никакое богатство мира не может сравниться с его конем. В ситуации искушения, когда он получает возможность завладеть Бэлой и сохранить коня, путем совершения предательства, он остается верным горским обычаям.

6. Казбич не является злодеем, как традиционно принято считать, совершив убийство Бэлы. Он относится к героям трагедийного плана, таким как Отелло и Раскольников. Горца вынудили убить девушку. Он требовал прекратить погоню, но его ультиматум был отвергнут. Он убивает горянку, не потому что хочет отомстить Печорину за потерю коня или осуществить религиозные догмы фанатика, а потому что это была его трагическая обязанность – убить женщину, но не допустить, чтобы она попала к врагу. Он убивает Бэлу, хотя страстно любит ее. Это позволяет назвать Казбича горским Отелло.

7. Мы выдвинули гипотезу, что Печорин осуществляет два заговора, а не один, как считалось раньше. Второй заговор лежит в пределах подтекста. Для его разгадывания необходимо понимать логику взаимоотношений Бэлы и Печорина, а также отказаться от трактовки Печорина как закоренелого эгоиста, бросившего девушку на произвол судьбы.

8. Печорин является предвестником Раскольникова. Он испытывает душевные муки за совершенное им убийство. А события происшедшие с ним и Бэлой он воспринимает именно так, потому что берет на себя всю полноту ответственности за смерть горянки. Более того, мы утверждаем, что тему преступления и наказания впервые в русской литературе поднял Лермонтов, а не Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание».

9. Конец повести «Максим Максимыч» позволяет выявить отношение писателя к своему герою. Он обращен к читателю, где Лермонтов как бы спрашивает о понимание истинной роли Максима Максимыча в событиях связанных с гибелью Бэлы.

10. Особая роль в понимании содержания повестей «Бэла» и «Максим Максимыч» отводится читателю. Именно он должен раскрыть во всей полноте смысл повестей. Лермонтов создает сложную многоуровневую систему: автор - произведение - читатель. Он выдвигает к читателю определенные требования. Читатель должен самостоятельно, анализируя текст, найти сигналы, которые образуют имплицитное содержание или художественный подтекст. Читатель должен основывать свои выводы не только на информации заложенной в языковых знаках, учитывая природу дополнительного смыслового наращивания языкового знака, но и культурные традиции исторического времени создания произведения.

Повести «Бэла» и «Максим Максимыч» отражают сложные человеческие отношения. Они требуют от читателя активного поиска истины. Лермонтов максимально приближает своих героев к читателю: позиция Максима Максимыча, как рассказчика главной истории Бэлы и позиция автора путевых заметок, как рассказчика повести «Максим Максимыч» заставляет читателя воспринимать произведение не как объективно-постороннее повествование, а как историю лично обращенную к нему. Система автор – произведение – читатель становится взаимопроникающей. Лермонтов становится на такую ступень организации художественного материала, которая требует активного творческого отношения читателя к произведению. Без самостоятельного анализа читатель не сможет разобраться в мотивах поступков Казбича и Максима Максимыча. Создавая композицию художественного произведения подобным образом, пи-сатель развивает мышление читателя, обогащает его новым эмоционально-духовным опытом.

Лермонтов ставит перед читателем нравственный выбор между добром и злом и в этом заключается идейно-художественный замысел повестей «Бэла» и «Максим Максимыч».

«Образ автора» в данном исследовании занимает важное место. Он находит отражение в имплицитном содержании текста романа. Стиль, построение сюжета, описание характеров героев отражают личность автора, его взгляды, его отношение к героям. Автор выступает как творец и как судья своих героев. Нравственная позиция героев, их поступки рассматриваются через призму взглядов Лермонтова. Писатель сам определяет границы добра и зла. Его взгляд является критерием истины. Наиболее близок к мировоззрению Лермонтова автор путевых заметок и Печорин. Их отношения к событиям Бэлы позволяют более четко выявить позицию Лермонтова.

В задачу данного исследования входило наиболее полного отражения авторского замысла, поиск художественной истины, которую хотел донести Лермонтов до читателя. Одной из главных сторон этой художественной истины является понимание сил зла в романе. Наше исследование ставит вопрос о том, что силы зла воплощены в Максиме Максимыче и Азамате, а не в Печорине и Казбиче. Силы зла – это также государственная система режима царизма. Лермонтов своим романом разоблачает античеловеческую сущность деспотической власти, показывает как «цивилизованное общество» разрушает вековые традиции «детей природы».

Повести «Бэла» и «Максим Максимыч» среди повестей романа занимают уникальное место. Являясь самостоятельными по содержанию, они органически входят в композицию всего романа, несут самостоятельные художественные цели и помогают раскрытию характера главного героя – Печорина.

Таким образом, основные выводы и положения нашей диссертации подтверждают мнение большинства исследователей, которые считают, что роман «Герой нашего времени» стал первым психологическим романом в русской литературе и является одним из лучших достижений школы реализма.

© 2000- NIV