Наши партнеры
V-press.ru - Механизированная установка кондор- конструкция не дающая в себе сомневаться.

Журавлева А.И.,Турбин В.Н. - Творчество М. Ю. Лермонтова (часть 2)

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА?

Прежде чем заняться изучением избранной темы, всякий, кто начинает работать над творчеством Лермонтова, должен познакомиться с некоторым минимумом научной литературы, относящейся к вопросу. Приводимый здесь комментированный список литературы включает в себя далеко не все ценное и интересное, что написано о Лермонтове. Но перечисленные работы дадут научное представление о биографии Лермонтова, введут начинающего исследователя в круг основных проблем изучения его творчества, продемонстрируют современный уровень лермонтоведения, а следовательно, помогут молодому исследователю определить свои собственные интересы и выбрать направление для самостоятельной работы.

Так как предлагаемый семинарий предназначен для студентов-заочников, как правило, лишенных постоянного общения с научным руководителем, мы в начале нашего списка приводим книги, которые помогут в организации самостоятельной научной работы, и указываем основные, необходимые лермонтоведу справочные издания.

П. Н. Берков. Введение в технику литературоведческого исследования. Источниковедение. Библиография. Разыскание. Л., 1955.

Кроме ценных для начинающего исследователя конкретных указаний об организации научной работы в этой книге приведены также основные справочные издания, нужные литературоведу, сведения о крупнейших научных библиотеках, об архивах и т. п.

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель. Ред. К. Д. Муратова. М.–Л., 1962.

В. А. Мануйлов, М. И. Гиллельсон, В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов. Семинарий. Л., 1960.

Эта книга – ценнейшее научно-справочное пособие не только для студентов, но и для всех занимающихся изучением Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов. Рекомендательный указатель литературы и методические материалы в помощь библиотекарю. Л., 1964. Составитель Э. Э. Найдич. Полной библиографии литературы о Лермонтове не существует. Эта книга, изданная Публичной библиотекой им. Салтыкова-Щедрина, – важный шаг на пути создания такой библиографии.

При работе нужно пользоваться наиболее полным научным изданием сочинений исследуемого автора. По такому же изданию даются и все библиографические ссылки. Так, например, статьи Белинского и Герцена следует читать в изданиях:

В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. 1–13. М., Изд-во АН СССР, 1953–1959.

А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30-ти томах. АН СССР. М., 1954–1965.

Сложнее обстоит дело с произведениями Лермонтова. Академическое издание 1935–1937 годов (Полное собрание сочинений. В 5-ти томах. Редакция текста и комментарии Б. М. Эйхенбаума. Academia, М.–Л., 1935–1937) продолжает сохранять свое научное значение (в частности, благодаря отличным комментариям), так как последнее по времени академическое издание (Сочинения. В 6-ти томах. Под ред. Н. Ф. Бельчикова, Б. П. Городецкого и Б. В. Томашевского. М.–Л., Изд-во АН СССР, 1954–1957) вызвало у специалистов ряд критических замечаний, в большинстве своем справедливых. Однако в нем учтены достижения лермонтоведения за длительный срок, прошедший со времени первого академического издания. Кроме того, в нем имеется полный свод вариантов. По этим причинам при работе над творчеством Лермонтова следует пользоваться обоими указанными изданиями.

Лермонтоведам еще предстоит написать полную научную биографию Лермонтова. Пока такой книги нет. Для знакомства с биографией поэта, как она представляется при современном уровне лермонтоведения, рекомендуем следующую литературу:

Н. Л. Бродский. М. Ю. Лермонтов. Биография. Т. I, 1814–1832. М., 1945.

В. А. Мануйлов. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.–Л., 1964.

И. Л. Андроников. Исследования и находки. М., 1964.

Э. Герштейн. Судьба Лермонтова. М., 1964.

М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Составление, подготовка текстов, вступительная статья и примечания М. И. Гиллельсона и В. А. Мануйлова, 1964.

Из числа дореволюционных книг о Лермонтове укажем лишь одну:

«Венок Лермонтову». Юбилейный сборник. Пг.–М., 1914. Эту книгу можно рекомендовать как своего рода итог состояния лермонтоведения накануне революции. Благодаря подробным историко-литературным сопоставлениям, содержащимся в ряде статей, сборник имеет ценность и для современного исследователя.

В 1924 г. была издана монография Б. М. Эйхенбаума «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки». Эта книга – одно из наиболее ярких выражений методологии формальной школы, однако в ней содержатся такие точные и верные суждения о характере лермонтовского стиля, которые прочно вошли в советское лермонтоведение. После смерти Б. М. Эйхенбаума был издан сборник его статей о Лермонтове (Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. М.–Л., 1961), в который вошли работы, уже свободные от методологических ошибок, характерных для этого ученого в 20-е годы.

Л. Гинзбург в своей монографии «Творческий путь Лермонтова» (Л., 1940) изучает творчество Лермонтова в тесной связи с общим ходом развития русской литературы. В книге много интересного о русском романтизме.

В 1941 г. к столетию со дня смерти Лермонтова было издано два содержательных сборника статей, разнообразных по тематике:

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Сб. I. Исследования и материалы. Под ред. Н. Л. Бродского и др. Гослитиздат. М., 1941.

М. Ю. Лермонтов. Сборник статей. Под ред. Н. А. Глаголева. М., Учпедгиз, 1941.

В том же 1941 г. вышел из печати сборник статей, посвященных драме Лермонтова «Маскарад» («Маскарад» Лермонтова. Сб. статей. К столетию со дня гибели М. Ю. Лермонтова. М.–Л., 1941). Наряду с глубоко содержательными историко-литературными статьями о лучшей драме Лермонтова сборник содержит интересные театроведческие исследования, а также историко-бытовой комментарий, дающий представление о жизни того круга русского общества, к которому принадлежал по рождению Лермонтов и многие его герои.

Три лермонтовских тома «Литературного наследства» – ценнейший вклад в советскую науку о литературе В них обилие новых материалов, вводимых в научный обиход, сочетается с глубокими обобщениями и теоретическим богатством статей, посвященных исследованию актуальных проблем творчества Лермонтова.

Литературное наследство. Т. 43–44. М. Ю. Лермонтов. I. М., 1941.

Литературное наследство. Т. 45–46. М. Ю. Лермонтов. II. М., 1948.

Литературное наследство. Т. 58. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1952.

В работе Е. Н. Михайловой о прозе Лермонтова (Е. Михайлова. Проза Лермонтова. М., 1957) дана глубокая характеристика русской жизни 30-х годов XIX века и творчество Лермонтова представлено как наиболее полное выражение идеологических и художественных исканий этой эпохи.

Книга А. Н. Соколова (А. Н. Соколов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Изд. Московского университета, 1957) является очерком творческого пути писателя. Определив место Лермонтова в русском литературном процессе 30-х годов, автор затем прослеживает творческую эволюцию Лермонтова внутри отдельных жанров: в лирике, поэмах, драматургии, прозе.

В работе Д. Е. Максимова (Д. Максимов. Поэзия Лермонтова. Л., 1959. Переработанное издание: Д. Е. Максимов. Поэзия Лермонтова. М.–Л., 1964) дается глубокая и тонкая общая характеристика художественной системы Лермонтова. В книге исследуются также и отдельные проблемы лермонтовского творчества, некоторые из них впервые поставлены автором этой книги.

К Лермонтовскому юбилею 1964 года Институт мировой литературы АН СССР подготовил сборник: «Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814–1964». М., 1964. В сборник вошли статьи, посвященные идейному и образному миру творчества Лермонтова и его роли в истории русской литературы. Приведена полная библиография литературы о Лермонтове за 1960–1963 годы.

Все перечисленные книги должны быть известны каждому студенту, занимающемуся изучением творчества Лермонтова.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
© 2000- NIV