Наши партнеры
G-kabel.ru - переходные муфты для кабеля по доступной цене в МОСКВЕ переходные муфты для кабеля

Журавлева А.И.,Турбин В.Н. - Творчество М. Ю. Лермонтова (часть 5)

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

КРУГ ИДЕЙ ЛЕРМОНТОВА

Отмечая исключительное своеобразие идейно-художественного мира лермонтовского творчества, Белинский подчеркивал, что Лермонтов выразил самосознание русского общества совершенно особого исторического периода. Критик, безусловно, имел в виду последекабрьскую реакцию, когда передовая общественная мысль в России переживала тяжелый кризис, а политический террор самодержавия не только усилился, но, более того, принял специфический именно для 30-х годов прошлого столетия всеохватывающий, всепроникающий характер. Дворянская революционность дошла до зенита в восстании декабристов, но она не была и не могла быть механически уничтожена его поражением. В недрах дворянской революционности совершался постепенный переход к новым формам идеологии. Неудача декабристов повлекла за собой крушение надежд на революционное переустройство по воле героических граждан. Она же вызвала необходимость критически пересмотреть сложившиеся взгляды на историю, трактовку концепции личности; с небывалой остротой встал вопрос о случайном и закономерном в истории и в судьбе отдельного человека, о свободе воли и необходимости. Неудача революции без народа, усиление крепостнического гнета, рост крестьянских волнений – все это заставляет передовых людей снова и снова размышлять о бунте. Недавний патриотический подвиг русского народа в войну 1812 года и все возрастающая реакционность внешней политики Николая I вызывает мысли о роли России в мировой истории, а в теснейшей связи с этим встает вопрос о национальной самобытности, о характере русского народа. Как ни жесток был цензурный гнет в России 30-х годов, тем не менее все эти вопросы в прямой или косвенной форме обсуждались на страницах журналов.

Характерной и исторически обусловленной особенностью русской мысли 30-х годов было стремление все актуальные общественные, политические, эстетические проблемы ставить в широком философском плане. Исследователю этой эпохи необходимо помнить, что социальное в 30-е годы неизменно выступало в форме философского.

«У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы»1, – писал Герцен в работе «О развитии революционных идей в России». Русская литература играла исключительную роль именно в развитии (а не только в пропаганде) революционных идей. Естественно, что после 14 декабря в литературе начались глубокие изменения. Эти перемены не ограничились расширением круга жизненных явлений и интеллектуальных горизонтов, ставших достоянием литературы. Новые идеологические задачи, новый угол зрения на действительность потребовали перестройки всей структуры художественного произведения, коснулись принципов отбора и типизации, принципов построения образа.

При изучении круга идей Лермонтова будем помнить о том, что мы стремимся проникнуть в мир философских, этических, социальных и эстетических идей поэта. Нас будут интересовать не научно-логические философские и политические формулировки, а именно художественная жизнь этих идей, их слитное и неразрывное существование в поэтическом образе, их воплощение в сюжете, жанре, композиции произведения. Для обозначения этого сложного единства идеологического и художественного мы и пользуемся понятием «идейно-художественная система» Лермонтова.

О задачах и цели изучения круга идей Лермонтова точно сказал Д. Е. Максимов: «В сущности, если извлекать философские взгляды Лермонтова не только из его прямых высказываний (в прозе и стихах), но также, – и даже в первую очередь, – из его художественной системы, то анализ этих взглядов будет в какой-то мере соответствовать изучению смысловой структуры, внутренней формы лермонтовского творчества»2.

Желая сжато сформулировать самое главное отличие Лермонтова от его гениального предшественника Пушкина и подчеркнуть то новое, что Лермонтов сделал в русской литературе, Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности»3. В годы, когда главной задачей стало исследование жизни, поиски закономерностей, определяющих историю народов и судьбу отдельного человека, философское осмысление всего круга проблем, связанного с концепцией личности, оказывается как бы ключом ко всем остальным вопросам. В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъяснит нам своеобразие художественного метода Лермонтова.

Мир философских идей и представлений Лермонтова своеобразен. Его ни в коем случае нельзя считать поэтическим вариантом какой-либо современной Лермонтову философской системы. Тем менее можно рассматривать мировоззрение поэта как эклектическое соединение идей разных философов. Лермонтовские представления о мире самостоятельно складывались на основе социального опыта поэта, а также в результате творческого освоения и переработки им философского опыта современной ему русской, европейской и отчасти восточной культуры. Все сказанное не означает, однако, что следует отказаться от сопоставления философских идей Лермонтова с предшествующими и современными ему течениями русской и европейской мысли. Напротив, в результате такого сравнения выяснится и своеобразие, и смысл целого ряда характерных для Лермонтова идей, их историческая необходимость, их связь с жизнью русского общества.

Система романтического идеализма Шеллинга, диалектическая философия Гегеля, идеи французских просветителей XVIII века – вот основные философские направления, отношение Лермонтова к которым должно быть изучено.

Лермонтовское представление о гармоническом обществе необходимо сопоставить с представлениями идеологов утопического социализма.

Чрезвычайно важно исследовать соотношение философского мировоззрения Лермонтова с различными течениями русской общественной мысли.

Несмотря на то, что подвиг декабристов вызывал уважение у передовых людей 30-х годов и моральный авторитет этих «первенцев свободы» был чрезвычайно высок, последекабрьская действительность потребовала заново проанализировать и подвергнуть сомнению многое из того, что декабристам представлялось решенным и ясным. В советском литературоведении Лермонтова нередко называют наследником декабристов. Это справедливо, если иметь в виду общее для них неприятие крепостнической действительности и активную борьбу с ней. Тем не менее, традиции декабристов были усвоены Лермонтовым вполне творчески. Поэт не только соглашается, но и спорит с ними, дополняет и развивает идеи декабристов.

На глазах Лермонтова среди его современников стали складываться два важных течения русской мысли: славянофильство и так называемое западничество. В центре внимания обоих был вопрос об исторической роли России, о ее вкладе в мировую культуру и о путях ее будущего развития. Лермонтов, художник столь чуткий ко всем острейшим проблемам своего времени, тоже размышлял над ним. Разгадка того, что думал Лермонтов о грядущих судьбах своей родины, – в его произведениях.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Русская история в поэзии Лермонтова и в поэзии декабристов4.

2. Концепция личности в идейно-художественной системе Лермонтова и у декабристов.

3. Лермонтов и идеи материалистов-просветителей XVIII века.

4. Лермонтов, Жан-Жак Руссо и руссоизм.

5. Творческая трансформация философских концепций Шеллинга в идейно-художественной системе Лермонтова.

6. Соотношение идейно-художественной системы Лермонтова с диалектической философией Гегеля.

7. Лермонтов и идеи утопических социалистов.

8. Освоение культурных, нравственных, религиозных и художественных представлений Востока в творчестве Лермонтова.

9. Россия и Запад в идейных концепциях Лермонтова и Чаадаева.

10. Проблема национальной самобытности России в идейно-художественной системе Лермонтова и в доктрине ранних славянофилов.

11. Общественно-политические декларации Лермонтова (в их развитии).

12. Проблема бунта в идейно-художественной системе Лермонтова.

13. Образ Наполеона в творчестве Пушкина и Лермонтова.

14. Человек и природа в поэтической системе Лермонтова.

15. Проблема свободы воли, необходимости и случайности в идейно-художественной системе Лермонтова.

16. Проблема искусства в творчестве Лермонтова.

17. Судьба идеи романтического индивидуализма в творчестве Лермонтова.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Асмус В. Ф. Круг идей Лермонтова. «Литературное наследство», т. 43–44. М., 1941.

Богомолец В. К. К вопросу о философской проблематике лирики М. Ю. Лермонтова первой половины 1830-х годов. «Ученые записки Ленинградского пед. ин-та им. Герцена», т. CLXIII, ч. 1, 1958.

Бродский Н. Л. Поэтическая исповедь русского интеллигента 30–40-х годов. В кн.: «Венок Лермонтову». М.–Пг., 1914.

Бродский Н. Л. Философские основы поэзии Лермонтова. «Литература в школе», 1941, № 4.

Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова. «Литературное наследство», т. 43–44. М., 1941.

Виноградов И. И. Философский роман Лермонтова. «Новый мир», 1964, № 10.

Гроссман Л. П. Лермонтов и культура Востока. «Литературное наследство», т. 43–44. М., 1941.

Лебедев А. Чаадаев. М., 1965.

Лотман Ю. Истоки «толстовского направления» в русской литературе 1830-х годов. «Ученые записки Тартуского ун-та», вып. 119. Труды по русской и славянской филологии, № 5, 1962.

Любович Н. А. К вопросу об идейных основах эстетических воззрений Лермонтова. «Вопросы философии», 1956, № 4.

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.–Л., 1964.

Михайлова Е. Н. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения. В кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Сб. 1. Исследования и материалы. М., 1941.

Нейман Б. В. Лермонтов и декабристы. В кн.: М. Ю. Лермонтов. Сборник статей. Под ред. Глаголева. М., 1941.

Сакулин П. Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова. В кн.: «Венок Лермонтову». М.–Пг., 1914.

Тойбин И. М. К проблематике новеллы Лермонтова «Фаталист». «Ученые записки Курского гос. пед. ин-та», 1959, вып. 9.

Эйхенбаум Б. М. Основные проблемы изучения Лермонтова. «Литературная учеба», 1935, № 6.

Эйхенбаум Б. М. Художественная проблематика Лермонтова. В кн.: М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, т. 1. «Библиотека поэта». Л., 1940.

Эйхенбаум Б. М. Общественно-политические декларации Лермонтова (1838–1841). «Ученые записки Ленинградского ун-та. Серия гуманитарных наук», 1943, № 87.

Эйхенбаум Б. М. О смысловой основе «Героя нашего времени». «Русская литература», 1959, № 3.

Сноски

1 А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, т. VII. М., 1956, стр. 198.

2 Д. Е. Максимов. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова. «Русская литература», 1965, № 3.

3 В. Г. Белинский. Библиографические и журнальные известия. Полное собр. соч., т. VII. М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 36.

4 См. в приложении подробный план-конспект курсовой или дипломной работы на эту тему.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
© 2000- NIV