Cлово "НРАВСТВЕННЫЙ"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: НРАВСТВЕННЫХ, НРАВСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННО, НРАВСТВЕННОЙ, НРАВСТВЕННЫЕ

Входимость: 21. Размер: 44кб.
Входимость: 20. Размер: 48кб.
Входимость: 11. Размер: 74кб.
Входимость: 9. Размер: 58кб.
Входимость: 9. Размер: 38кб.
Входимость: 9. Размер: 25кб.
Входимость: 8. Размер: 27кб.
Входимость: 8. Размер: 229кб.
Входимость: 7. Размер: 34кб.
Входимость: 7. Размер: 67кб.
Входимость: 6. Размер: 56кб.
Входимость: 6. Размер: 43кб.
Входимость: 5. Размер: 11кб.
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Входимость: 5. Размер: 49кб.
Входимость: 4. Размер: 67кб.
Входимость: 4. Размер: 83кб.
Входимость: 4. Размер: 89кб.
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 71кб.
Входимость: 3. Размер: 113кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 79кб.
Входимость: 3. Размер: 76кб.
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 50кб.
Входимость: 3. Размер: 91кб.
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 73кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Входимость: 2. Размер: 77кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 21. Размер: 44кб.
Часть текста: С. ЛЕУШЕВА Лермонтов и Л. Толстой * История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» (VI, 249). Этими словами в предисловии к «Журналу Печорина», записки которого убеждают «в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», Лермонтов определил художественную роль романа «Герой нашего времени», в котором он обрисовал «современного человека, каким он его понимает» (VI, 203). Эта художественная цель поразительно близка задачам, какие ставил в своем творчестве Лев Толстой, несравненный мастер «диалектики души». На преемственную связь Толстого с Лермонтовым в этом плане впервые обратил внимание Н. Г. Чернышевский; вслед за ним этого вопроса касались многие исследователи 1 . Мы оставляем в стороне сопоставление психологического анализа у Толстого и Лермонтова, равно как и обрисовку войны в творчестве обоих писателей 2 , сосредоточивая внимание на нравственных исканиях, нравственном идеале «Героя нашего времени» и «Казаков». Два рассказа из напечатанных Лермонтовым до выхода романа в целом, «Бэла» и «Тамань», близки по поставленным в них творческим задачам. Резкость очертания характера Печорина достигается в них особенно тем, что Лермонтов дает его в сопоставлении с миром и жизнью людей иного круга, даже иной народности, людей, следующих своим законам бытия, традиций,...
Входимость: 20. Размер: 48кб.
Часть текста: среди обширной литературы о творчестве Лермонтова можно найти немало ярких и глубоких работ. Достаточно назвать хотя бы известные книги Н. Л. Бродского и Б. М. Эйхенбаума, С. Н. Дурылина и Л. Я. Гинзбург, Е. Н. Михайловой и Д. Е. Максимова или же вспомнить столь авторитетные сборники, как «Венок Лермонтову», «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова», лермонтовские томы «Литературного наследства». Все это, конечно, составляет немалый и весьма ценный вклад в литературоведческую науку. И все же при чтении даже лучших статей и книг неизменно возникает ощущение, будто в творчестве великого поэта еще не прояснено нечто очень существенное. К числу наименее разработанных относится, в частности, и вопрос о нравственном идеале Лермонтова. Неоднократно обращаясь к этой проблеме, советские исследователи решали ее обычно в самой общей форме. Так, Е. Михайлова считает, что «утверждение человеческой личности было тем идеалом, которому Лермонтов оставался верен всю жизнь». В книге Д. Максимова можно прочесть, что «общими идеями, лежащими в основе поэзии Лермонтова, были идеи личности и свободы , которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии». По...
Входимость: 11. Размер: 74кб.
Часть текста: не иссякает в движении эпох и поколений. Лермонтов углубился во внутренний мир человека. Это аспект всегда интересный для человека. Печорин — герой романа. Роман — форма эпическая, в которой обычно разворачивается бытие художественных образов. Анализы образов Онегина, Печорина, Базарова, Наташи Ростовой и других их собратьев по литературе прочно вошли в школьные программы. С лирикой дело обстоит не так ясно. Принципы исследования лирики менее определены. Чаще всего лирику принято разбивать на ряд мотивов или тем. Например, лирика патриотическая или гражданская, философская, интимная, или еще более дробно: стихи о поэте и поэзии, стихи о природе, стихи о любви и дружбе. Применялся тематический принцип исследования и к лирике Лермонтова. Наиболее последовательно он осуществлен в очень содержательной статье Б. Эйхенбаума «Лирика Лермонтова», заменяющей комментарий ко II тому пятитомного издания «Academia», и перепечатанной в отделе приложении в книге «Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.» Но эрудированный исследователь и великолепный знаток творчества М. Ю. Лермонтова Б. М. Эйхенбаум хорошо чувствовал недостаточность тематического принципа анализа для адекватного поэтическому контексту прочтения лирики Лермонтова и отмечал, что несмотря на огромный интерес к творчеству поэта, «смысл многих и очень важных произведений Лермонтова... (как стихотворение «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель») остается темным» 1 . Мыслящая личность стоит в центре поэтического мира Лермонтова — на это давно обратили внимание многие исследователи. Одни в большей степени останавливались на нравственно-философской...
Входимость: 9. Размер: 58кб.
Часть текста: // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964 . — С. 285—310. В. ГЛУХОВ «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» (К вопросу о творческом методе) * В историю русской литературы Лермонтов вошел как гениальный ученик и продолжатель Пушкина. Но, быть может, нигде это пушкинское влияние не было столь ощутимо плодотворным, как в «Герое нашего времени». Изображая судьбу Печорина как типичную для современного ему поколения, Лермонтов продолжал традицию, начало которой положил знаменитый пушкинский роман в стихах. Еще Белинский указывал, что лермонтовский роман был бы невозможен без пушкинского (VII, 442). Между тем, в современной научной литературе отчетливо наметилась тенденция соотносить «Героя нашего времени» не столько с «Евгением Онегиным», сколько с пушкинской прозой. «Лермонтовский реализм составляет здесь новую ступень в русской литературе, — читаем мы в книге Е. Н. Михайловой, — вместо пушкинской прозы, сосредоточенной на изображении действия и характеров, но лишенной „подробностей чувств“, Лермонтов дает образцы реализма, где воплощена именно в ,,подробностях чувств“ противоречивая, сложная... психика человека нового времени» 1 . Н. И. Пруцков, характеризуя некоторые закономерности русской прозы 30—40-х годов, заключает: «Проблематика и персонажи пушкинского романа, художественная методология пушкинской прозы, особенности прозаических жанров и художественного стиля, — все это явилось школой...
Входимость: 9. Размер: 38кб.
Часть текста: поэма Найдич Э. Нравственная поэма // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994 . — С. 64—79. Нравственная поэма Трудно найти произведение, которое вызывало бы на каждом шагу такие серьезные текстологические и смысловые трудности, как поэма Лермонтова «Сашка». Отсутствие автографа и авторитетных списков; неисправная и сознательно фальсифицированная в десятках строф первая публикация; отсутствие даты и связанные с этим споры о времени ее создания; ошибочное представление о «Сашке» как о неоконченной поэме (вслед за текстом поэмы до 1947 года печатались в качестве «второй главы» двадцать семь строф другого произведения); восприятие «Сашки» в ряду эротических юнкерских поэм как бы завершающей этот цикл; остававшийся до 1955 года нераскрытым авторский замысел, даже приблизительный художественный смысл поэмы... Не много ли неясностей для одного из самых значительных и обширных по объему творений Лермонтова? Понадобилось почти пятьдесят лет, чтобы оно было опубликовано, хотя и в сильно изуродованном виде (Рус. мысль. 1882). Однако элементарное прочтение поэмы и восстановление ряда искаженных мест были сделаны более столетия спустя в 1955 году во втором томе академического издания Лермонтова. Основные данные, концепция этих работ уточнены в «Лермонтовской энциклопедии» (1981) и особенно в «Полном собрании стихотворений» М. Ю. Лермонтова (Большая серия. Б-ка поэта. Т. 2. 1989). История изучения поэмы «Сашка» свидетельствует, что историко-литературная наука не является чем-то оторванным от интересов широкого круга читателей, а может принести ощутимую пользу для восстановления подлинного текста произведения, проникновения в его художественный замысел,...

© 2000- NIV